Когда председатель Международного Олимпийского комитета Жак Рогге в 2003 году объявил о том, что ХХI зимние Олимпийские игры состоятся в Ванкувере, Канада ликовала. Ведь согласно тогдашним подсчетам, страна могла заработать на Играх более 9,5 миллиарда долларов, обеспечить работой десятки тысяч канадцев и увеличить приток туристов в долгосрочной перспективе.
Просчитались на 5,5 миллиардов
«Мы укладываемся в выделенный на подготовку Олимпийских игр бюджет, все объекты уже подготовлены к эксплуатации, - уверял в январе прошлого года премьер канадской провинции Британская Колумбия Гордон Кэмпбелл. - Олимпиада для нас - экономический стимул, позволяющий планировать будущее и создавать новые рабочие места».
Всего через несколько недель после выступления Кэмпбелла выяснилось: расходы на подготовку к Играм давным-давно взорвали бюджетные рамки. Стоимость Олимпиады в настоящий момент составляет вместо запланированных изначально полутора миллиардов - по разным подсчетам - от 5,5 до 6,5 миллиарда долларов. Вместо 9,5 миллиарда выручки властям удастся собрать самое большее - один миллиард. То есть расходы превышают доходы как минимум на 4,5-5,5 миллиарда долларов.
Такая, мягко говоря, существенная «нестыковка» объясняется тем, что первоначально учитывались лишь расходы на переоборудование и перестройку спортивных сооружений. При этом по необъяснимой причине в расчет не брали реконструкцию шоссе, постройку ветки железной дороги, перестройку пресс-центра, а также реальные расходы на обеспечение безопасности.
Картину дополняет Олимпийская деревня, жилье в которой должно было быть распродано после окончания Игр и тем самым пополнить городскую казну. Однако финансовый кризис обрушил цены на рынке недвижимости, и в результате - элитные жилые комплексы превратились в «залежалый товар».
Гора долгов не в первый раз
Тем не менее, пресс-секретарь министерства по делам туризма Уэнди Андервуд уверена в том, что Игры еще принесут региону пользу в долгосрочной перспективе. Она указывает, что на протяжении последних пяти лет в Ванкувере было очень много сделано для развития города. «После Олимпиады мы будем располагать улучшенной инфраструктурой, - подчеркивает Андервуд. - Ну и кроме того, от этого выиграет имидж нашей нации, ведь соревнования в Ванкувере посмотрят около трех миллиардов телезрителей во всем мире».
Однако, судя по последним данным, туристического бума в Ванкувере не ожидается. Вполне возможно, что после окончания праздника город останется «сидеть» на горе долгов, и это будет уже не первый случай в олимпийской истории. Ведь две предыдущие зимние Олимпиады - в Солт-Лейк-Сити в 2002-м и в Турине в 2006 году - оказались убыточными. Долги Афин после проведения летней Олимпиады 2004 года составили 7 миллиардов евро, а Монреаль расплачивался за Игры 1976 года на протяжении почти 30 (!) лет.
Директор общественного исследовательского института «Центр политических альтернатив» Сэт Кляйн сомневается в том, что Олимпиада принесет выгоду в долгосрочной перспективе. Он не оспаривает тот факт, что Игры окажут определенный позитивный эффект на такие показатели как ВВП и занятость, но «вопрос только в том, нужно ли вкладывать в некое мероприятие 6 миллиардов долларов, при том, что потратив те же деньги иначе, можно было бы достичь лучших результатов»?
Игры за счет налогоплательщиков
На что конкретно можно было потратить эти миллиарды? Недостатка в ответах на этот вопрос нет. Врач и известный в Ванкувере противник проведения Олимпиады Крис Шоу уверен, что канадцы будут оплачивать эти Игры до конца своих дней.
«Конечно, можно спорить о том, насколько важны чувства национальной гордости, международного признания и эйфории, которые у многих вызывает Олимпиада, но с точки зрения прямых и побочных расходов это мероприятие себя никак не оправдывает», - подчеркивает общественный деятель.
Шоу уверен, что в итоге власти будут вынуждены сократить расходы на социальные нужды. Словно в подтверждение его слов недавно правительство Британской Колумбии приняло решение о сокращении на 330 миллионов долларов статьи расходов на здравоохранение. А бюджет министерства культуры будет урезан на 80 процентов. И это, считают многие канадцы, еще только начало…