«Но даже при этих условиях - когда бюджет 2010 года не утвержден и еще только должен пройти второй тур президентских выборов - рейтинговая служба Standard & Poor’s продолжает считать, что дефолт отнюдь не неизбежен», - говорится в обзоре агентства.
В отчете агентства, обнародованном в пятницу, 5 февраля, напоминается, что госбюджет Украины на 2010 год до сих пор не принят.
По мнения агентства, на практике это означает, что как минимум в течение первого квартала правительство будет иметь возможности осуществлять расходы по своему усмотрению в рамках более низкого бюджета расходов, а в реальном выражении объем расходов может даже снизиться.
«Эта ситуация позволит несколько смягчить положение с »мгновенной« ликвидностью, однако она вряд ли восстановит доверие к экономическому руководству страны, поскольку означает пролонгацию электорального периода и, следовательно, возможность задержки в возобновлении отношений с МВФ», - отмечается в документе.
Кроме того, по оценкам S&P, дефицит консолидированного бюджета государственного сектора в 2009 году превышал немногим более 8% валового внутреннего продукта без учета программы рекапитализации банков в 2,3% ВВП и увеличения размера пенсий в 2,5-7% ВВП согласно принятому в октябре прошлого года Верховной Радой закону.
«Правительство Украины испытывает серьезные денежные затруднения, что в немалой степени обусловлено вялым внутренним спросом и проведением второго тура президентских выборов, сказывающимися на собираемости косвенных налогов», -- констатирует рейтинговое агентство.
Вместе с тем, эксперты S&P считают крайне ограниченными возможности правительства по привлечению нового финансирования, и после первого квартала, когда будет исчерпан такой источник пополнения бюджета, как авансовые платежи государственных предприятий, проблемы с финансированием должны обостриться, особенно в мае, на который приходится большой объем выплат по казначейским облигациям.
Также агентство также указывает на тот факт, что украинский электоральный календарь по-прежнему перегружен и создает препятствия для возобновления сотрудничества с МВФ.
Эксперты добавляют при этом, что даже в случае возобновления программы с Фондом, получение по ней $5,5 млрд составит максимум 5,5% ВВП в финансировании бюджета.
«Должны быть изысканы другие источники финансировании. Но они еще не появились», -- говорится в отчете.
S&P также отмечает наличие риска усиления давления на НБУ со стороны кругов, выступающих за монетизацию бюджетного дефицита, тем более, что новый президент страны в течение 2010 года назначит нового главу этого учреждения.
«До сих пор НБУ стойко противостоял этому давлению, согласившись лишь на монетизацию вливаний капитала в банковский сектор, как это предусматривало соглашение с МВФ», - отмечается в документе.
Кроме того, согласно базовому сценарию S&P, принятый в октябре 2009 года закон о повышении пенсий не сможет быть исполнен, а неисполнение контрактных обязательств будет оставаться существенным по объему вплоть до возобновления программы МВФ, ожидаемого весной или в начале лета 2010 года.
«Этот сценарий предусматривает высокую вероятность постепенного улучшения состояния государственных финансов - особенно в случае ускорения роста ВВП до 4%, как ожидает S&P. Однако сохранение политической неопределенности означает высокую вероятность того, что эти изменения в лучшую сторону будут задерживаться или что их не будет вообще», - говорится в обзоре.
Как сообщалось, что ранее заместитель директора Института мировой экономики и международных отношений НАН Украины Валерий Новицкий заявил, что говорить о дефолте в Украине нет смысла.
Напомним, что 19 января 2010 года администрация Львова обратилась в госказначейство с просьбой перечислить средства на выплату купона сроком погашения 22 января. Казначейство своевременно не провело платеж. Учитывая льготный период сроком два рабочих дня, город допустил дефолт 26 января.
Напомним также, что в конце декабря херсонский губернатор Борис Силенков заявил, что область стоит на пороге бюджетного дефолта.