Напомним, что на данный момент размер базового платежа по «автогражданке» составляет 291 грн. В конце прошлого года Моторное бюро подало в Госфинуслуг предложения относительно повышения лимитов ответственности по этому виду с 25,5 тыс. до 50 тыс. грн. по материальному ущербу и с 51 тыс. до 100 тыс. грн. — по ущербу жизни и здоровью. В этом случае, по подсчетам компаний, базовый тариф должен был вырасти до 389 грн. Причем за счет применения корректирующих коэффициентов итоговая цена полиса для некоторых категорий водителей могла повышаться в три и более раза. Между тем Госкомиссия, одобрив увеличение лимитов, категорически отказалась поднимать тариф, мотивировав решение неточностью предоставленных расчетов. Хотя в кулуарах и страховщики, и члены комиссии признаются, что поводом для отказа стало нежелание регулятора дразнить водителей, составляющих значительную часть электората, в разгар президентских выборов.
По словам вице-президента УАСК «АСКА» Елены Машаро, сейчас совместной рабочей группой МТСБУ и Госфинуслуг обсуждается кардинально новый вариант тарифной политики по «автогражданке». Базовый платеж планируется устанавливать на уровне минимального, а не среднестатистического, как это происходит сегодня. Значения всех основных корректирующих коэффициентов будут больше или равны единице. «Регулятора также смущал большой разрыв между стоимостью полиса для представителей разных категорий водителей. В частности, согласно актуарным расчетам, размер страхового платежа для малоопытных водителей в Киеве должен быть почти в десять раз больше, чем для опытных в небольших городах. И хотя это соответствует практике большинства стран, рабочей группой найден компромиссный вариант, который несколько сгладит разницу в ценах. Это произойдет за счет снижения надбавок для наиболее рисковых категорий водителей и транспортных средств и повышения накруток для благополучных автовладельцев. То есть в систему ценообразования будет включен дотационный принцип», — поясняет г-жа Машаро. К примеру, согласно расчетам МТСБУ, корректирующий коэффициент к базовому платежу для водителей-новичков со стажем до одного года должен вдвое превышать коэффициент для опытных водителей (со стажем более 10 лет). Но при новой системе расчета он может составить 1,35.
По словам страховщиков, именно такой вариант будет подан на рассмотрение Госфинуслуг и, в итоге, воплощен в жизнь. Ведь номинальное снижение тарифа как нельзя лучше вписывается в предвыборную политику регулятора. К тому же главный идеолог этой концепции — председатель Госфинуслуг Виктор Суслов. «Именно по нашему требованию цена «автогражданки» была пересчитана под такой размер базового платежа. Мы не можем допустить роста стоимости полисов в три-четыре раза, как этого требовали страховщики. Я считаю, что в условиях кризиса рынок должен согласиться на минимальное повышение цены обязательного страхования ответственности автовладельцев, которое позволит компаниям рентабельно работать», — заявил г-н Суслов. По прогнозам экспертов, новые размеры лимитов ответственности и базового тарифа по «автогражданке» начнут действовать уже с 1 апреля. После этого Моторное бюро станет готовиться к следующему этапу развития «автогражданки», подготавливая почву для отмены единых тарифов и перевода рынка на систему свободного ценообразования.