Пик подорожания автостраховок пришелся на первое полугодие 2009 г. Девальвация гривни и последовавшее за ней подорожание импортных запчастей, а также повышение стоимости ремонта на станциях техобслуживания заставили СК повально поднимать цены. «Практически во всех страховых компаниях уровень тарифов достиг 8%, тогда как ранее при таких же условиях договоров полисы можно было приобрести за 4,5%», — рассказал заместитель председателя правления СК «Нова» Алексей Румянцев.
Однако на этом ценовое ралли на рынке каско не закончилось: последние пару месяцев его стоимость снова поползла вверх. Пока страховки дорожают лишь выборочно, для отдельных марок и моделей авто. Антипатии компаний практически не изменились. В группе аутсайдеров автомобили японского производства, дешевые китайские и спортивные машины. «Увеличение тарифов на 5–10% происходит при страховании отдельных групп транспортных средств, которые отличаются повышенной убыточностью или большой частотой наступления страховых событий, а также тех авто, для которых резко подпрыгнула стоимость ремонта и запчастей. В первую очередь это машины японских и китайских марок», — рассказал начальник отдела добровольного страхования транспортных рисков СК «ПРОВИДНА» Юрий Фидасюк. «Тенденция увеличения тарифов также прослеживается по недорогим и спортивным автомобилям, страхование которых подорожало в среднем на 10%. Для дорогих авто представительского класса полисы, наоборот, упали в цене», — дополнил коллегу заместитель председателя правления АСК «Инго Украина» Александр Миколенко.
Очередную волну подорожания компании оправдывают все теми же причинами. «Официальные автодилеры продолжают повышать цены на услуги по ремонту машин и запчасти, желая компенсировать низкие продажи автомобилей», — сетует председатель правления СК «Брокбизнес» Вадим Загребной. Как следствие, рост средней суммы выплаты за 2009 — начало 2010 гг. уже составил около 30%. «Сегодня средний убыток достигает порядка 12 тыс. грн. Для сравнения: в начале 2009 г. он составлял 9,5 тыс. грн., а три месяца назад — почти 11 тыс. грн.», — сообщил начальник отдела андеррайтинга СК «Наста» Игорь Запорожец.
Еще одна причина повышения цен на каско — резкий отток клиентов: чтобы уменьшить свои потери от сокращения платежей, СК поднимают тарифы по продаваемым страховкам. По оценкам экспертов, объем платежей по автострахованию за 2009 г. упал примерно на 30%. При этом продажи просели как в сегменте «рыночных» автомобилей, так и залоговых машин.
Вину за подорожание СК частично возлагают на банкиров, которые продолжают требовать у компаний «грабительские» комиссионные за реализацию полисов. «Озаботились финучреждения и проблемой демпинговых тарифов, опасаясь, что они могут привести к проблемам в страховых компаниях, а соответственно — к сложностям с получением страховых возмещений. Так что некоторые из них даже ввели понятие «минимальные тарифы», дешевле которых страховать нельзя. И нам пришлось незначительно поднять цены», — заявил г-н Запорожец. Попутно страховщики корректировали условия договоров, пытаясь, с одной стороны, минимизировать выплаты, с другой — подсластить клиентам пилюлю. «К примеру, после повышения тарифов СК стали пристальнее отслеживать постдоговорный период. Многие предлагали своим клиентам скидки или бонусы за безаварийную езду в течение каждых шести месяцев. Зато полисы с нулевой франшизой сегодня стали редкостью. Страховщики стремятся оградить себя от мелких выплат, которые отнимают время и увеличивают операционные затраты», — отмечает Вадим Загребной.
Чтобы не отпугнуть и без того немногочисленных клиентов, компании пытаются продвигать усеченные варианты каско, стоимость которых в два и более раза ниже стандартных программ. «На рынке появляются дешевые бюджетные программы, такие как страхование «по первому страховому событию», «не виновен» и другие, имеющие много ограничений по выплатам страховых возмещений», — рассказывает Александр Миколенко. Любопытно, что «усеченное» страхование начали поощрять даже некоторые банки, ранее требовавшие приобретения заемщиками полного каско. Очевидно, таким образом финансисты пытаются помочь клиентам, испытывающим финансовые проблемы. «Уже появляются запросы на разработку программ по страхованию каско с обрезанными условиями. Например, страхование только от рисков угона и тотального ущерба. Стоимость таких полисов может начинаться от 2%», — рассказал начальник отдела автотранспортного страхования СК «Украинская страховая группа» Юрий Корякин.
Эксперты уверяют, что в ближайшие месяц-два процесс роста цен на автострахование может активизироваться. «Основные изменения стоит ожидать в первом квартале, после того как страховые компании подведут итоги 2009 г. и начнут выстраивать тарифную политику на 2010 г.», — обещает Игорь Запорожец. По прогнозам страховщиков, в течение февраля–марта тарифы по каско могут подняться еще на 15–20%, а за весь год — сразу на 30%.