Согласно исследованию, в III квартале 2009 г. евро и доллар США вновь стали основными валютами, используемыми для целей планирования и бюджетирования, они применяются 35% и 32% респондентов соответственно. Гривня, которая указывалась как основная валюта в течение предыдущих двух кварталов 2009 года, утратила свою лидирующую позицию: количество респондентов, использующих гривню для целей планирования и бюджетирования, сократилось с 42% в I квартале 2009 года до 27% в III квартале 2009 года. По мнению аналитиков, это может указывать на то, что компании хеджируют валютные риски и заранее осуществляют планирование для периода экономической нестабильности в Украине после выборов.
Респонденты также указали, что они будут продолжать управлять валютными рисками. Три четверти респондентов применяют разные меры по управлению валютными рисками: переход на единую валюту, осуществление ежедневных операций по покупке/продаже валюты или использование нескольких валют. Незначительное количество респондентов указали такие меры по управлению рисками, как операции хеджирования (15% респондентов) или использование других методов управления валютным риском.
Сравнивая популярность мер по управлению валютным риском в течение 2009 года, исследователи установили, что популярность заявленных мер остается относительно стабильной. На первом месте остается использование одной валюты, на втором – ежедневные операции по покупке/продаже валюты и на третьем – диверсификация валют.
Что касается прогнозов развития экономики Украины, то в данном исследовании, как и в предыдущих исследованиях, значительное количество респондентов (72%) считают, что спад экономики Украины прекратится в 2010 году. Более тревожным является то, что 20% респондентов считают, что экономика начнет расти только в 2011 году.
Компании продолжают принимать меры по снижению затрат, но на данном этапе больше внимания они уделяют новым программам, которые позволят вести конкуренцию на принципиально другом уровне. В частности, растет количество компаний, которые уделяют больше внимания программам лояльности клиентов, разработке и выводу на рынок новой продукции и услуг.
Исследование проводилось с 20 декабря 2009 г. по 13 января 2010 г. Его участниками стали представители ключевого управленческого персонала 68 украинских и международных компаний, ведущих деятельность в разных отраслях. 27% участников – украинские компании. Иностранные компании составляют 73% респондентов, из которых 49% участников – транснациональные компании; 21% – европейские компании; 3%– региональные компании, работающие в странах СНГ. При этом 44% опрошенных представляют малые предприятия с персоналом численностью до 200 человек, 35% участников – это крупные компании (персонал — более 1000 человек), а 21% — средние компании с персоналом численностью от 200 до 1000 человек.