Предприятие находится по адресу Московский проспект, 5, и входит в структуру одной из компаний корпорации — Украинский автомобильный холдинг (УАХ). В салоне были представлены два бренда — ВАЗ и Kia.
«Собранием участников УАХ в связи с убыточностью Второго киевского филиала холдинга принято решение о его ликвидации», — говорится в официальном сообщении компании, размещенном на сайте Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. В самой корпорации «Богдан» вчера комментировать закрытие автосалона отказались.
Неудачное место
Всего, согласно данным официального сайта УАХ, в структуру автомобильного холдинга входит 38 филиалов по всей Украине. Эксперты отмечают, что в убыток сегодня работают многие дилерские центры. А решение закрыть именно салон на Московском проспекте могло быть принято по нескольким причинам.
«В первую очередь собственники автосалонов закрывают предприятия, которые размещены на арендованных площадях», — поясняет Олег Назаренко, генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров. По его словам, имея арендуемые площади, закрывать автосалон в собственном здании невыгодно. На его обслуживание даже после закрытия все равно нужно будет тратить какие-то деньги.
Второй принцип, которым руководствуются автотрейдеры при закрытии дилерских центров, — месторасположение объекта. «До кризиса никто не думал, насколько удачно расположено его предприятие. Но сегодня компании, имеющие крупные дилерские сети, пытаются оптимизировать географию их расположения», — говорит Олег Назаренко.
Время платить по долгам
Сокращать количество дилерских центров «Богдан» вынужден из-за большой кредиторской задолженности корпорации. Так, на конец I квартала 2009 года, по оценке инвесткомпании «Сократ», долг «Богдана» перед кредиторами составлял $230 млн.
Привлекать активно заемные средства компания начала в 2005 году. Главный проект, на который на тот момент занимались деньги, — строительство Черкасского автозавода, который был запущен в 2008 году. Также увеличивались производственные мощности Луцкого автозавода (ЛуАЗ). В 2006 году в развитие производства «Богдан» вложил 500 млн. грн. Год спустя инвестиции составили уже 1 млрд. грн.
Для развития производства в 2006-м ЛуАЗ оформил кредит в немецком банке HVB на сумму 42,24 млн. евро под гарантии экcпортно-кредитного агентства Hermes. А в 2008-м для завершения проекта по строительству завода в Черкассах корпорация привлекла синдицированный кредит на 62,5 млн. евро. В синдикате приняли участие три кредитора — FMO, Уникредит Банк и DEG.
Однако уже в конце 2008 года, когда объемы производства автотехники в Украине начали падать внушительными темпами, стало ясно, что у «Богдана» могут возникнуть проблемы с выполнением долговых обязательств. А в начале 2009-го опасения подтвердились — в январе прошлого года представители корпорации сообщили, что мажоритарный акционер ЛуАЗа — компания SV-Motors Ltd. — продал британской инвесткомпании NLV Private Equity and Investmemts 3,85% акций предприятия за $13,3 млн. По словам президента корпорации Олега Свинарчука, эти деньги пошли на поддержание ликвидности завода. «Вы знаете, что сегодня процентные ставки по кредитам выросли до 35-40%. И мы не можем покрыть такие расходы за счет собственной прибыли. Поэтому приходится привлекать дополнительные инвестиции», — так объяснил тогда сделку Свинарчук.
Однако в целом ситуацию это не улучшило. Денег от продажи ценных бумаг явно не хватило на покрытие и десятой части долгов корпорации. Не приходилось в 2009-м рассчитывать и на прибыль — предприятия компании на протяжении всего года были загружены не более чем на 30%.
Эксперты считают, что сделка по продаже акций заводов, входящих в структуру корпорации «Богдан», может стать не последней. «Единственной реальной возможностью привлечь инвестиции в акционерный капитал для «Богдана» будет дополнительная продажа ценных бумаг», — уверен директор аналитического департамента «Драгон Капитал» Андрей Беспятов. По мнению аналитика, сегодня собственники корпорации могут себе позволить продать еще до 14% акций предприятия, не потеряв полный контроль над ним.