Нынешним летом парламент уже принимал документ аналогичного содержания (законопроект №4581), но затем отменил его. Формальным поводом к этому стало наличие идентичных норм об отмене лицензирования импорта химических источников тока (аккумуляторов) в упомянутом законопроекте и принятом в этот же день Законе №1571-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты относительно дальнейшего усовершенствования порядка лицензирования хозяйственной деятельности». Ошибку выявили только к осени. Но если ранее техническую правку в документ могло безболезненно внести Главное юридическое управление ВР, то действовавшая на тот момент редакция регламента работы парламента вынудила авторов документа внести постановление об отмене законопроекта №4581 (за соответствующее решение депутаты проголосовали 9 октября). Реальной же причиной того, что документ так и не вышел из стен ВР, стали лоббистские усилия ведомств, уполномоченных контролировать лицензирование: сокращение видов деятельности, для ведения которых необходимо получать разрешения, лишило бы чиновников немалых заработков. И если бы не грядущие выборы, о похороненном законе еще долго бы не вспомнили.
Разработчиками законопроекта №5235 «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно упрощения условий ведения бизнеса» выступили бютовка Наталья Королевская, «регионалы» Борис Колесников и Михаил Чечетов, «нашеукраинцы» Владислав Каськив и Ксения Ляпина, что обеспечило ему достаточное количество депутатских голосов. Главные новшества затрагивают разрешительную систему. В соответствии с правками, внесенными в Закон «О лицензировании некоторых видов хозяйственной деятельности», лицензии теперь будут бессрочными (до сих пор срок их действия ограничивался тремя годами). Хотя профильным ведомствам таки удалось протащить в новый закон выгодные для себя нормы. Во-первых, по обращению такого органа Кабмин может устанавливать сроки действия лицензий на отдельные виды деятельности, но он должен быть не менее пяти лет. Во-вторых, разрешения, полученные до вступления в силу нового закона, останутся трехлетними. «Вряд ли эти новации существенно упростят ведение бизнеса. Ведь сегодня главная проблема не столько в продлении лицензии, сколько в проверках, которые предприятию приходится фактически ежеквартально проходить перед оплатой очередного взноса за нее. Бессрочность ведь не делает лицензию бесплатной», — комментарует глава Совета предпринимателей Ривного Богдан Лымарь.
Кроме того, изначально предполагалось сохранить лицензирование лишь тех видов деятельности, которые несут потенциальную угрозу жизни и здоровью граждан и окружающей среде. В профильном парламентском комитете утверждали, что в результате их перечень может сократиться как минимум на несколько десятков позиций. В итоге его подрезали всего на четыре, исключив оптовую торговлю семенами, профессиональную деятельность в сфере предоставления социальных услуг, разведение домашних животных и дрессировку собак, а также деятельность по перепродаже предметов искусства и антиквариата.
Изменения в Закон «О разрешительной системе в сфере хозяйственной деятельности» вводят принцип молчаливого согласия: если предприятие подало все необходимые бумаги и в установленный срок (в течение 10 дней) не получило разрешения или аргументированного решения об отказе в его выдаче, оно может вести соответствующую хоздеятельность без такого документа. Однако на практике воспользоваться этим послаблением невозможно. «Возникает вопрос: что бизнесмен, начавший работать без документов по принципу молчаливого согласия, предъявит проверяющим и как пояснит, на основании чего ведет свою деятельность? Контролеры, не задумываясь, оштрафуют такое предприятие», — поясняет руководитель общественного объединения предпринимателей «Я — львовянин» Андрей Антоныщак.
Декларативными эксперты считают и Переходные положения принятого законопроекта, которыми до 1 января 2011 г. вводится мораторий на проведение проверок предприятий малого бизнеса, в том числе и налоговыми органами (кроме случаев, когда налогоплательщик пожаловался на нарушения, допущенные самими контролерами, либо вышестоящий орган налоговой решил перепроверить результаты ранее проведенной ревизии). Помимо этого, до конца следующего года органам Пенсионного фонда запрещается инспектировать предприятия, отнесенные ПФ к категории высоко- и среднерисковых, а также проводить внеплановые ревизии представителям органов защиты прав потребителей по поступающим к ним жалобам. По мнению специалистов Главного юруправления ВР, проверочный мораторий не позволит контролерам предотвращать нарушения, скажем, выявлять факты продажи алкоголя и табачных изделий несовершеннолетним. «Эти положения могут показаться важными только тем, кто никогда не занимался бизнесом. Ранее правительство приняло постановление №502, которым также вводился мораторий на проведение проверок. Его налоговые органы и Пенсионный фонд просто игнорировали, ссылаясь на положения профильных законов (о ГНАУ и Пенсионном фонде), устанавливающих процедуру проведения проверок. То же будет и после вступления в силу нового закона», — уверен Богдан Лымарь.
Еще одно новшество законопроекта — существенное снижение требования к минимальному уставному фонду создаваемых ООО: сейчас для открытия предприятия этой формы собственности требуется капитал в размере 100 минимальных зарплат (сегодня — 74 400 грн.). Изменениями к Закону «О хозяйственных обществах» эта планка снижается до одной минимальной заработной платы (744 грн.). Согласно подсчетам Международной финансовой корпорации эта новация обеспечит ежегодный дополнительный 10-% прирост количества малых предприятий. Впрочем, желающие начать свой бизнес с минимальными затратами могут это сделать и сейчас, скажем, зарегистрировав его в форме ЧП. Эксперты Главного научно-экспертного управления ВР считают, что столь существенное сокращение уставников ООО может спровоцировать рост количества фиктивных компаний. По мнению специалистов управления, юрлицо, чтобы нормально функционировать, должно иметь какое-то имущество чтобы как минимум, обеспечить требования кредиторов. Поэтому более целесообразным было бы довести размер уставного фонда хотя бы до 30 «минималок». «Ответственность учредителей ООО снижается до крайне незначительных размеров, которые не позволяют обеспечить требования кредиторов. Соответственно, с такими фирмами мало кто захочет работать», — резюмирует партнер АФ «Паритет» Борис Даневич.