О готовности отказать металлургам в льготах на железнодорожные перевозки уже с марта следующего года премьер-министр Юлия Тимошенко заявила на днях на открытом заседании Кабмина. «С 1 марта 2010 года все должны платить нормальную, полноценную рыночную цену», — отрезала Тимошенко.

Весна — конец кризиса

Напомним, льготы отечественным металлургам были предоставлены в рамках действия Меморандума о взаимопонимании между правительством и предприятиями горно-металлургического комплекса. Этот документ вводил мораторий на повышение железнодорожных тарифов для метпредприятий. По сути, цены на перевозки оставались на уровне ноября 2008 года, когда было заключено соглашение. Меморандум продлевался поквартально в течение всего 2009 года, а 2 декабря Кабмин принял решение о продлении действия преференций металлургам и на I квартал 2010 года.

Однако уже 1 марта «Укрзализныця» сможет повысить тарифы для предприятий горно-металлургического комплекса. По словам представителей власти, все будет зависеть от ситуации на рынке металлопродукции. «Если ситуация у металлургов будет улучшаться, то возможна отмена его действия ранее положенного срока», — поясняет Наталья Королевская, председатель комитета Верховной Рады Украины по вопросам промышленной и регуляторной политики и предпринимательства.

Металлурги готовы вести переговоры

Королевская отметила, что льготы будут упразднены только после консультаций со всеми сторонами. «В феврале проведем совещание, на котором выслушаем представителей всех сторон и примем окончательное решение», — заявила она «ДЕЛУ».

Металлурги также надеются, что их лишат льготных ставок на перевозку грузов железной дорогой только после двусторонних переговоров власти с меткомпаниями. «Посмотрим, какая ситуация будет в марте. Пока идет кризис, говорить об отмене льгот для металлургов невозможно», — настаивает председатель правления ММК им. Ильича Владимир Бойко.

По словам руководства «Укрзализныци», они не намерены полностью отказываться от системы преференций и будут рассматривать каждого грузовладельца отдельно. «Если владелец груза предоставляет нам бухгалтерию стоимости товара, из которой можно понять, насколько серьезная там нагрузка тарифной составляющей, то принимается решение, предо-ставлять льготы или нет», — заявил генеральный директор «Укрзализныци» Михаил Костюк.

 

МНЕНИЕ ЭКСПЕРТА

Александр ПИЛИПЕНКО

вице-президент корпорации «ИСД»

Нынешняя тарифная политика «Укрзализныци» далека от приемлемой. По моему мнению, основной целью железнодорожной администрации должно быть улучшение конкурентоспособности украинских производителей, в первую очередь экспортеров. Но сейчас «Укрзализныця» устанавливает свои тарифы исключительно с целью собственной выгоды. И регулярно их повышает. И как в таких условиях вести бизнес? Как заключать долгосрочные контракты, если затраты на доставку могут поменяться в любой момент по желанию перевозчика? Поэтому я считаю, что тарифную политику должно регулировать государство, которое будет устанавливать экономически обоснованные тарифы. А не коммерческая организация, каковой является УЗ.