Эксперты считают решение суда политическим. Как заявил «ДЕЛУ» директор Центра политического и экономического анализа Александр Кава, суд встал на сторону «Авианта» под давлением правительства, которое в последнее время активно участвует в судьбе украинского авиапрома. В частности, именно по инициативе Кабмина «Авиант» выпустил облигации на 0,85 млрд. грн., которые были выкуплены Укрэксимбанком.
В решении Хозяйственного суда Киева указано, что Министерство обороны ни в иске, ни в ходе рассмотрения дела не сумело указать, какие именно работы не были выполнены в срок. К тому же представители завода утверждают, что с Минобороны было заключено дополнительное соглашение, по которому конечный срок выполнения заказа переносится на 31 декабря 2009 года.
Все решают кадры
Сами авиастроители не скрывают, что деньги, перечисленные Минобороны на строительство самолетов, были использованы не по назначению. «Люди, возглавлявшие предприятие и не имевшие никакого отношения к авиапрому, разворовали завод. Что говорить, если человек, поставленный управлять «Авиантом», до этого руководил стекольным заводом. Безграмотная политика менеджеров привела к тому, что долги авиапредприятия достигли 1 млрд. грн.», — сообщил «ДЕЛУ» Дмитрий Кива, руководитель АНТК им. Антонова, в состав которого входит «Авиант».
Среди людей, возглавлявших «Авиант», действительно был бывший директор госпредприятия «Константиновский завод «Спецтехстекло», член Партии регионов Олег Шевченко. На пост главы авиационного завода в 2003 году его назначило правительство Виктора Януковича. Но в 2005 году уже правительством Юлии Тимошенко он был уволен с занимаемой должности. Официальной причиной увольнения послужила проверка «Авианта» КРУ. В частности, управление выявило «нецелевое использование средств, предназначенных для реализации проекта по строительству Ан-70».
Место Шевченко занял Валерий Козырев, до этого работавший в госкомпании по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения «Укрспецэкспорт». Однако в том же 2005-м Шевченко через суд удалось восстановиться в должности гендиректора «Авианта». Под его руководством предприятие проработало до 2007-го, после чего «регионал» был переведен на должность главы госконцерна «Авиация Украины». У руля «Авианта» стал Александр Донец, также член Партии регионов.
Но уже в 2008-м суд восстановил в должности Валерия Козырева. А в этом году его сменил Николай Подгребельный, человек, до этого занимавший должность заместителя генерального директора «Авианта» и имеющий, в отличие от своих предшественников, авиастроительное образование (окончил Харьковский авиационный институт). В 2009 году Кабмин не оставил без внимания и Олега Шевченко: постановлением правительства он был освобожден от должности главы «Авиации Украины», а сама должность ликвидирована.
Подвела Россия
По мнению экспертов, кроме кадровой чехарды, построить два самолета Ан-70 за 8 лет «Авианту» помешали еще и технические проблемы. Киевское предприятие не владеет полным циклом производства Ан-70. Эти машины украинские специалисты разрабатывали вместе с Россией. Однако в 2006 году российская сторона заявила о том, что она отказывается от дальнейшего участия в проекте. И судьба самого самолета оказалась под вопросом.
Возобновить партнерские отношения с северным соседом удалось лишь в этом году: на авиасалоне «МАКС-2009» российская и украинская делегации подписали протокол о том, что стороны возвращаются к совместному проекту по строительству Ан-70. А в ноябре этого года Россия перечислила Украине первый транш в $5,2 млн. на проведение программы летных испытаний самолета.
Минобороны получит прототип
Руководитель АНТК им. Антонова признается, что до 31 декабря 2009 года, даты, на которую официально был перенесен крайний срок выполнения контракта для Минобороны, самолеты готовы не будут. «Мы планируем передать два Ан-70 силовому ведомству в следующем году. Один самолет уже готов. Сейчас выполняет испытательные полеты. Второй достраиваем», — поясняет Дмитрий Кива. По его словам, вопрос о том, что самолеты будут переданы министерству лишь в 2010-м, с Минобороны уже урегулирован.
Аналитики считают, что обещания «антоновцев» слишком оптимистичны. «В лучшем случае «Авианту» понадобится еще несколько лет, чтобы закончить заказ для Минобороны. Готовый самолет, о котором говорят в АНТК им. Антонова, — это не серийная машина, а пока только прототип. Такие суда производитель, как правило, не продает, а оставляет у себя для испытательных работ. Хотя бывают случаи, когда прототип доводится до серийной версии и передается эксплуатанту. Так было с прототипом Ан-148, из которого сделали серийную машину и передали в лизинг авиакомпании «АэроСвит», — комментирует глава Центра политического и экономического анализа.
Кроме того, Кава уверяет, что Минобороны — не единственный заказчик, который так и не дождался от «Авианта» своих самолетов. «Завод затягивает с выполнением контрактов по ближнемагистральному пассажирскому Ан-148 для «Укртранслизинга» и казахстанской авиакомпании «Скат», — отметил он.
По мнению экспертов, Министерство обороны вряд ли мирно будет ждать выполнения своего заказа. Не исключено, что военные после окончания президентских выборов предпримут очередную атаку на «Авиант», добиваясь взыскания штрафных санкций.
В 2009 году по инициативе правительства завод «Авиант» выпустил облигации на 0,85 млрд. грн., которые были выкуплены Укрэксимбанком.