Китайцы скупают бренды и технологии
Другим фактором является то, что автопроизводители emerging markets готовы покупать столкнувшиеся с трудностями компании в надежде получить доступ к новым технологиям, рынкам и брендам.
Такой сценарий прослеживается в ситуации с Saab и Volvo, двумя шведскими автопроизводителями, которые продаются компаниями General Motors и Ford Motor. Продажи Saab в этом году, как ожидается, составят менее 100 тыс. автомобилей во всем мире, Volvo - порядка 325 тыс. Это меньше, чем продажи в США только одной модели Toyota - Camry.
Тем не менее, ни Saab, ни Volvo не уходят с рынка. Saab с помощью шведского правительства будет поглощен финансовой компанией Koenigsegg Group, партнером которой является китайская Beijing Automotive Industry Holdings. Ford ведет переговоры о продаже Volvo китайскому автопроизводителю Geely Holding Group.
Однако, как показывает практика, появление новых владельцев не гарантирует спасения компании. В 2008 году индийская Tata Motors приобрела у Ford бренды Jaguar и Land Rover, и продажи этих автопроизводителей продолжают снижаться. За квартал, завершившийся 30 июня, Tata Motors зафиксировала убыток в размере $67 млн по сравнению с прибылью в $147 млн годом ранее. Убыток был в значительной мере обусловлен потерями Jaguar и Land Rover, составившими в общей сложности $100 млн.
Помимо продажи Saab, GM продает Hummer китайской компании, а также прекращает выпуск автомобилей Pontiac и Saturn.
Saab и Volvo имеют мало шансов на то, чтобы вернуть свои былые позиции, полагают эксперты. Автомобили этих компаний когда-то были лидерами по дизайну и показателям безопасности, однако в настоящее время многие другие автомобили не уступают им по этим качествам. При этом Volvo лишь недавно объявила о намерении выпускать гибридные двигатели, тогда как другие автопроизводители уже давно наладили производство таких машин.
По словам аналитика отрасли Джона Касеса, государственная поддержка автопроизводителей предотвратила то, что необходимо отрасли - ее полную и глубокую реструктуризацию, в рамках которой были бы закрыты ненужные заводы и убыточные предприятия. «Производственные мощности автоиндустрии не были сокращены настолько, насколько это необходимо», - заметил эксперт.