Акции Opel должны были перейти Дерипаске или ВЭБу?

Как можно догадаться по каким-то полунамекам, в дальнейшем Сбербанк, видимо, рассчитывал перепродать свою долю в Opel либо профильному российскому инвестору, например, группе ГАЗ Олега Дерипаски, либо, если с Дерипаской возникнут проблемы, государственному ВЭБу, который постепенно превращается в российский склад иностранного добра. Так, например, в конце 2007 года ВЭБ выкупил у банка ВТБ 5% акций европейской компании EADS, производителя самолетов Airbus. ВТБ также владел этими акциями «просто подержать», пока правительство разберется, что с ними делать. Поскольку ВТБ и Сбербанк – коммерческие банки, а ВЭБ – некоммерческая госкорпорация, функция «просто подержать» ВЭБу подходит больше.

Бывший министр экономики, фанат развития автопрома в России, а ныне председатель правления Сбербанка Герман Греф, возможно, и плачет сейчас над сообщением американцев, но для его банка этот отказ, наверное, к лучшему. Никто не знает, как покупка проблемного Opel могла отразиться на Сбербанке. Россия сейчас требует от французской Renault миллиарды на спасение «АвтоВАЗа», а сколько денег могли потребовать от Сбербанка немцы? 

Резкий рост котировок Magna после срыва сделки показывает, что инвесторы не особенно верили в способность производителя автозапчастей успешно заниматься новым видом бизнеса, а тем более спасти Opel. Что уж тогда говорить про способности российского банка?

«Мы были вовлечены в дискуссию вокруг Opel из-за совершенно уникального стечения обстоятельств. И я надеюсь, что мы, наконец, вернемся к нашему обычному бизнесу с автопроизводителями. Теперь мы снова сосредоточены на нашем ключевом бизнесе, то есть автозапчастях, и никаких переговоров о покупке автопроизводителей больше не ведем», – заявил в четверг вечером во время конференс-колла со-CEO Magna Дон Уокер. Отвечая на вопрос о возможности покупки Volvo или Saab, Уокер заявил, что компания не рассматривает больше никаких сделок в этом секторе.

Авторынок ожил

Из опубликованного вчера вечером отчета Magna понятно, почему сделка развалилась. Рынок ожил. Собственно, об этом говорили и представители GM, объясняя причины отказа. По данным Magna, производство автомобилей в США в III квартале выросло на 32% по сравнению со 2 кварталом. Этот рост вызван возобновлением производства на заводах Chrysler и General Motors после завершения процедуры банкротства, исторически низким уровнем товарных запасов у автодилеров, но, главным образом, запуском в июле 2009 года правительственной программы CARS по обмену старых автомобилей на новые. Magna оценивает объем продаж по этой программе в III квартале в 700 000 штук. В Европе, благодаря действию аналогичных программ разных правительств, спад производства автомобилей в III квартале замедлился до 9% по сравнению со спадом на 34% по итогам I полугодия. Из-за роста производства выручка в странах Азии, Африки и Латинской Америки, прежде всего в Китае, Корее, Бразилии и Японии, у Magna выросла в III квартале на 35%.

Magna честно предупреждает, что окончание действия программ господдержки автопрома может привести к новому спаду продаж автомобилей и в США, и в Европе. Так что, если российское и немецкое правительство будут и дальше преследовать цель вырвать Opel из рук американцев, у них может появиться еще не один шанс. Правда, Magna в этом деле им уже не поможет. Пока Путин и Меркель ждут появления новых проблем у GM, им стоит поручить своим помощникам поиск нового стратегического, профильного инвестора. Ну, так, на всякий случай.