Золотая лихорадка
Наращивая объемы кредитования населения, ломбарды стали гораздо консервативнее в выборе залогового имущества. Если ранее ломбарды в залог принимали даже ценные бумаги и нематериальные активы, теперь в основном предпочитают принимать изделия из драгметаллов. Об этом говорят и итоги работы рынка. За первое полугодие текущего года объем кредитов, выданных под залог драгметаллов, увеличился на 65,5%, тогда как объемы кредитов под залог недвижимости сократились на 33,4%, бытовой техники — на 10,8%, а объемы кредитов под залог неимущественных прав — в 100 раз (!).
Соответственно, изменилась и структура кредитного портфеля по типу залога. Прирост объемов кредитования требует более ликвидных залогов, так как размер кредита в ломбарде определяется в процентном отношении от оценочной стоимости залогового имущества. Естественно, чем более ликвидным является предмет залога, тем большей будет максимальная сумма кредита. «Ломбарды углубляются в собственный сегмент рынка, выбирая для залога наиболее ликвидное имущество», — поясняют аналитики Госфинуслуг.
В поведении ломбардов, на первый взгляд, нет ничего неожиданного, ведь всем известно, с какими проблемами столкнулись банки при массовой реализации залогового имущества, представленного в основном автомобилями и недвижимостью. Такие залоги довольно сложно продать быстро и, что немаловажно, по достаточно высокой цене, которая позволила бы компенсировать невозврат кредита. Тем не менее интересно, что ломбарды, судя по всему, охотно рассматривают в качестве залога автомобили. Объем кредитов, выданных под залог авто, за январь — июнь 2009 года увеличился на 12%. Впрочем, нужно учитывать, что в данном случае речь идет не о покупке авто в кредит, а об использовании автомобиля клиента в качестве залога для получения финансового кредита. В данном случае ломбарды, как правило, определяют максимальный размер ссуды в пределах 20-30% рыночной стоимости авто в зависимости от возраста, марки и состояния транспортного средства.
Заложил и забыл
Нельзя сказать, что рост рынка проходит без осложнений. В последнее время ломбарды часто соглашаются на снижение процентных ставок по кредитам и увеличение залоговой стоимости золота, что свидетельствует об ужесточении конкурентной борьбы между участниками рынка. «Боюсь, что динамика эта хоть и с меньшими темпами, но сохранится. И именно в этом я вижу элемент дестабилизации рынка, потому что уже сейчас ломбарды предлагают под залог золота кредитование в размере большем, чем сумма, за которую рядовой потребитель может продать это золото скупщикам, — рассказывает руководитель крупного киевского ломбарда, пожелавший остаться неназванным. — Совершенно очевидно, что уже сейчас по непогашенным кредитам, которые выдавались под залог золотых изделий, ломбарды не получают нормативных доходов, что чревато превращением этой »недостаточной доходности« в убытки».
Впрочем, нельзя сказать, что кредиты дешевеют у всех ломбардов. Очевидно, что демпинг могут себе позволить отнюдь не все игроки. Так, в ломбардах можно встретить условия, по которым кредит предоставляется под 0,3%, 0,7%, а порой и под 0,9% в день. В пересчете на годовые ставки можно получить от 110% годовых, что сравнимо с действующими ставками по банковскому потребительскому кредитованию, до 300% и более. По данным Госфинуслуг, в I квартале 2009 года средневзвешенная годовая процентная ставка по кредитам ломбардов составляла 189,35% годовых, или около 0,5% в день.
Кстати, отчетность ломбардов действительно показывает, что у последних растет дебиторская задолженность. В частности, по сравнению с первым полугодием 2008 года, задолженность по начисленным по кредитам процентным выплатам выросла на 135,6%, до 4,9 млн гривен, а по предоставленным кредитам — на 33,8%, до 280,3 млн гривен. О том, что заемщики ломбардов не всегда способны вернуть кредит, свидетельствует и то, что в первом полугодии 2009 года на 90,3% увеличился объем кредитов, погашенных за счет залогового имущества.
Несмотря на то что многие заемщики предпочитают оставлять залог без выкупа, ломбарды постепенно увеличивают размер выдаваемых кредитов. Если в 2007 году средний размер кредита составлял 323,4 гривен, то сейчас данный показатель равен 467,2 гривен. Интересно, что с началом финансового кризиса на рынке ломбардов наблюдалось незначительное сокращение размера среднего кредита, но уже в течение первого полугодия 2009 года на данный показатель вернулся к уровню сентября 2008 года (471,5 гривен).
Стимуляторы
Анализ предложений на рынке ломбардов свидетельствует о том, что последние начинают конкурировать не только с помощью цен и размеров кредита. Многие участники рынка активно внедряют технологии, ранее широко применявшиеся на банковском рынке. Теперь при получении ссуды клиентам часто предлагают дисконтные карты, которые позволяют снизить ставку при повторном обращении в ломбард, а также, например, получить большую сумму под залог 1 г золота. Все более сложными становятся и тарифные планы ломбардов, которые начинают учитывать размер кредита, срок его погашения, историю заимствований клиента и многие другие факторы. Например, в некоторых ломбардах новые клиенты за 1 г золота получат ссуду в размере около 140 гривен, тогда как клиенты, имеющие хорошую историю сотрудничества с учреждением, при тех же условиях получат на руки около160 гривен. Иными словами, ломбарды стремятся стимулировать заимствования клиентов.