HR-рентген


72 компании решились оценить в этом году уровень вовлеченности своих работников в проекте «Лучшие работодатели», организованном компаниями Hewitt Associates и HR Center. 17 105 менеджеров и сотрудников, 461 топ-менеджер приняли участие в исследовании, добровольно и анонимно заполнив соответствующую анкету. Всего в исследовании использовались три вида анкет - для сотрудников, топ-менеджеров и HR-специалистов. Такой подход позволил получить полную картину отношения к персоналу в каждой компании.

У лучших работодателей разница мнений относительно одного и того же аспекта деятельности у работников и менеджмента очень мала и составляет от 3 до 10%. Однако у некоторых этот показатель превышал 40%. Например, HR-служба декларирует, что главная ценность компании - персонал, а из ответов руководства получается, что прибыль.

Интересно, что Украина и Россия лидируют по среднему уровню вовлеченности среди стран Центральной и Восточной Европы, где Hewitt Associates проводит аналогичные исследования. «Мы более эмоциональны. Если уж работать, то так, чтобы было что вспомнить. В Европе немного иной подход. Там работники больше внимания уделяют балансу рабочего и личного в своей жизни», - комментирует руководитель проекта «Лучшие работодатели», партнер компании HR Center Анжелика Шмидт.

Примечательно, что в среднем по Украине персонал вовлечен меньше, чем менеджеры среднего звена. Но каждый год в исследовании встречаются несколько компаний, дела в которых обстоят наоборот (менеджеры вовлечены меньше рядовых сотрудников). А это важный сигнал для высшего руководства.
 

Кризисное безразличие


По мнению создателей исследования, если вовлеченность в компании составляет 25% и меньше, она находится в так называемой зоне разрушения, от 25 до 40% - в зоне безразличия, от 40 до 60% - в зоне неуверенности, и лишь в том случае, когда вовлеченность сотрудников компании превышает 60%, она способна работать продуктивно (зона развития).

У лучших работодателей вовлеченность находится на очень высоком уровне 96-97%, однако средний уровень вовлеченности десятки победителей ниже и составляет 83%.

Средний же уровень вовлеченности всех 72 компаний-участниц в Украине в 2009 году составил 57%, что заметно ниже аналогичного показателя прошлого года (66%). «Это говорит о том, что сложное экономическое положение многих компаний не могло не сказаться на настроении сотрудников. Считаю, что даже просто удержать вовлеченность на прежнем уровне в этом году было большим достижением, но несколько компаний-участниц даже в ситуации кризиса смогли улучшить показатели прошлого года», - отметил управляющий партнер компании HR Center Николай Осейко.
 

Исследовательская эврика


Если в предыдущие годы в малых и средних предприятиях вовлеченность была выше, то в этом году более высокими показателями могут похвастаться крупные предприятия. Причина в том, что в кризисный период персонал на первое место ставит стабильность. А большое предприятие, несомненно, более устойчиво к финансовым неурядицам и, естественно, более предпочитаемо в качестве работодателя.

Одним из важных факторов, определяющих уровень вовлеченности сотрудников компании, оказалась частота их встреч с генеральным директором. Чем чаще работник видит руководителя бизнеса (не обязательно общаясь с ним), тем выше его вовлеченность.

Тенденция, подтверждающаяся из года в год, это высокий уровень вовлеченности работников старше 45 лет. Работодатель зачастую делает ставку на молодых специалистов, в то время как с максимальной отдачей готовы работать именно люди старшего возраста. Они уже достигли определенных результатов, сделали карьеру, не стремятся к чему-то новому. Лучшее, что они могут сделать, - это принести максимальную пользу компании, в которой работают, и они с удовольствием делают это. Эти люди входят в состав так называемой «движущей силы» предприятия.
 

Вовлеченность = прибыль


Многие компании, принимающие участие в исследовании, стремятся тщательно изучить мнения своих работников для того, чтобы определить слабые места (проект «Лучшие работодатели» позволяет проанализировать ситуацию в компании в разрезе 20-факторной модели Hewitt) и принять в дальнейшем необходимые меры для повышения уровня вовлеченности. Организаторы подчеркивают, что с каждым годом растет количество компаний, принимающих участие в исследовании именно с целью изучения вовлеченности и удовлетворенности сотрудников, поскольку еще на начальной стадии проекта они отказываются от участия в официальном топ-листе. В этом году таких компаний было уже 19 (против четырех в 2008 году). Тем не менее в отчетах о результатах исследования все равно предоставляется информация о месте, которое они бы могли занять.

Некоторые участники исследования работают над повышением уровня вовлеченности персонала настолько серьезно, что помимо систематического участия в проекте, включают показатели вовлеченности в число KPI (ключевые показатели деятельности) для ряда своих менеджеров. Подавляющее большинство (58 компаний) использовали в опросниках дополнительные демографические срезы, 17 - дополнительные вопросы по компании, две компании объединили в этом году исследование вовлеченности Hewitt с диагностикой корпоративной культуры, а одна компания параллельно провела всестороннее исследование ценностей.

Поскольку, в отличие от собственно базового участия (которое является бесплатным), использование расширенных возможностей исследования происходит на платной основе, можно утверждать, что в отношении вовлеченности персонала у лучших работодателей Украины на смену любопытству и заинтересованности пришел прагматизм. Ведь исследования демонстрируют, что между высоким уровнем вовлеченности сотрудников и бизнес-результатами компании есть прямая связь. Так, например, компании, находящиеся в зоне развития, имеют показатель TSR (Total Shaholder Return,совокупный доход акционера) в среднем на 24% выше, чем те, которые оказались в зоне неуверенности.

Удовлетворенному сотруднику просто нравится работать в компании. Лояльный готов оставаться в ней. И только вовлеченный действительно развивает бизнес. Он инициативен, не ограничивается только своими прямыми обязанностями, для него естественно позитивно отзываться о компании, он чувствует потребность быть ее частью и оставаться в ней надолго (вплоть до конца своей трудовой деятельности).
 

Лучшие работодатели Украины-2009

 

Категория «крупные предприятия»


Кока-Кола Бевериджиз Украина

Специализация - производство и дистрибуция безалкогольных напитков

Численность персонала - 2128 чел.

McDonald's Ukraine Ltd

Специализация - сеть ресторанов быстрого питания

Численность персонала - 5000 чел.

Миргородский завод минеральных вод

Специализация - производство и дистрибуция минеральных вод

Численность персонала - 268 чел.

Эрсте Банк

Специализация - финансовая деятельность

Численность персонала - 1836 чел.

AMACO Ukraine

Специализация - технологические решения в отрасли сельского хозяйства, строительной техники и коммерческого транспорта

Численность персонала - 320 чел.

 

Категория «малые и средние предприятия»


LLC Mary Kay (Ukraine)

Специализация - дистрибуция косметики и парфюмерии

Численность персонала - 230 чел. (офисный персонал, не считая консультантов, которые не являются сотрудниками компании и не принимали участие
в исследовании)

Microsoft Ukraine LLC

Специализация - разработка компьютерных технологий
и программного обеспечения

Численность персонала - 102 чел.

Хмельницкий благотворительный фонд «Хесед Бешт»

Специализация - благотворительная деятельность

Численность персонала - 92 чел.

Юридическая фирма «Василь Кисиль и Партнеры»

Специализация - юридические услуги

Численность персонала - 112 чел.

Quintiles Ukraine

Специализация - клинические исследования лекарственных препаратов

Численность персонала - 140 чел.
 

ОТЗЫВЫ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Светлана Гехт, директор службы персонала компании «Кока-Кола Бевериджиз Украина»:

В условиях кризиса для нашей организации было очень важно сохранить свои лучшие профессиональные кадры и еще больше усилить мотивацию сотрудников на выполнение поставленных задач. Эти два основных момента стали определяющими векторами кадровой политики нынешнего года.

Нам пришлось пересмотреть многие программы для наших сотрудников. Но это не стало основным изменением HR-политики. Одним из главных моментов стала программа внутренней коммуникации.

В феврале этого года руководство провело ряд встреч со всеми работниками компании. На них обсуждались планы и программы, которые помогут нам выполнить все поставленные цели на год и сохранить лидерские позиции на рынке безалкогольных напитков. Руководство открыто принимало вопросы, касающиеся повышения заработных плат и изменений в мотивационных программах для персонала. Результат не заставил себя ждать - уже в марте объем продаж стал расти по сравнению с уровнем прошлого года и в апреле руководство приняло решение о повышении заработных плат для всех работников компании. Была введена дополнительная система премирования для всех сотрудников и возобновлены программы обучения персонала.

Вовлеченность работников - понятие комплексное и зависит от многих факторов. В нашем случае направленность всей команды на достижение результата, сильная внутренняя коммуникация и стабильность в политике обучения, развития
и мотивации персонала стали ключевыми факторами для победы в рейтинге лучших работодателей Украины
2009 года.
 

Сергей Рудь, начальник управления по работе с персоналом Эрсте Банка:

Нельзя отрицать то, что кризис повлиял и на банк, и на наших сотрудников. Да, мы не индексируем заработную плату и не платим бонусы - это факт. Более того, к сожалению, некоторые люди были сокращены. Но при этом, во-первых, при увольнении мы выплачивали им достойный компенсационный пакет, а во-вторых, отлаженный и сравнительно безболезненный процесс сокращений позволил нам сохранить хорошие отношения с бывшими работниками, а также удержать лучших людей и работоспособную команду. Сейчас текучесть кадров в банке составляет около 3%. Это невысокий процент.

Одной из наших сильных сторон могу назвать хорошо налаженные коммуникации. В банке эффективно работает внутренний портал, топ-менеджеры довольно открыты и напрямую общаются с персоналом.
Поэтому большинство сотрудников ценят то, что у них есть сейчас: атмосферу, опыт, который они получают, возможности, которые предоставляет банк, а также команду и менеджеров, с которыми они работают сегодня.