Дела банкирские
Национальный банк Украины неофициально обвиняют в непрозрачности с прошлой осени. Список претензий давно известен: загадочные процедуры рефинансирования коммерческих банков и поведение регулятора на валютном рынке.
Не прошло и года, как факты злоупотреблений и должностных преступлений со стороны высшего руководства Нацбанка заметили в МВД. Министр внутренних дел Юрий Луценко 8 сентября заявил, что высшее руководство НБУ причастно к мошенничеству при рефинансировании коммерческих банков и проведении валютных аукционов. Конкретных имен министр при этом не назвал.
К нарушениям, по словам Луценко, причастен и Секретариат президента Украины и лично Виктор Ющенко. «Валютный курс стал сценарием по дестабилизации ситуации в стране со стороны Секретариата президента. Поэтому я обращаюсь к президенту Украины Виктору Ющенко – либо наведите порядок в Нацбанке, либо сушите сухари для своих подчиненных, далее такое терпеть невозможно», — призвал Луценко.
Этим заявлением главный милиционер страны, давно играющий на стороне Юлии Тимошенко, начал пропагандистскую атаку на Национальный банк Украины, а также на Виктора Ющенко — одного из соперников Леди Ю в предвыборной гонке. Действительно, почему вопросами «дестабилизации ситуации в стране», угрозами национальной экономической безопасности, коррупцией в высших эшелонах власти занимается милиция, а не СБУ? Почему Луценко, по давнему обыкновению, нарушает тайну следствия, делая подобные заявления на пресс-конференциях? Не потому ли, что Служба безопасности находится под контролем президента, а глава МВД симпатизирует премьер-министру и готов оказать ей небольшую услугу?
В Секретариате и Нацбанке отреагировали соответственно. «Беспрецедентная атака на Национальный банк и президента Украины, которая явно срежиссирована в одном центре, имеет целью отвлечь внимание от проблем с невыполнением данных обещаний, наполнением бюджета, резким ухудшением уровня жизни граждан», — заявили в президентской канцелярии. И вполне резонно посоветовали предъявить факты злоупотреблений в установленном законом порядке. В НБУ уверены, что обвинения Луценко необоснованны и «направлены в адрес Национального банка, очевидно, с целью сделать более сговорчивым регулятора в преддверии президентской кампании».
Через пару дней глава МВД сообщил, что Анатолия Шаповалова, первого заместителя председателя Владимира Стельмаха, вызвали на допрос в качестве свидетеля. Следующим публичным ударом по репутации НБУ и президента стала громкая отставка и последующая пресс-конференция заместителя главы Нацбанка Александра Савченко. Он повторил все обвинения в адрес руководства НБУ, озвученные ранее главным милиционером страны.
«Это мы видим спланированную акцию: вчера было заявление министра Луценко, сегодня — отставка господина Савченко. Это идет прямая дискредитация Национального банка», — уверен замглавый НБУ Анатолий Шаповалов.
Укрощение Стельмаха
Александр Савченко не в первый раз помогает Юлии Тимошенко укротить Владимира Стельмаха. В конце прошлого года, когда отношения главы правительства и руководителя Нацбанка были натянуты до предела, у премьера неожиданно появились внутренние отчеты НБУ о выделении рефинансирования. После этого Тимошенко начала активно обвинять руководство центробанка в коррупции при распределении рефинансирования для коммерческих банков.
«Бютовцы» в парламенте организовали специальную следственную комиссию, которая расследовала нарушения в НБУ. 6 января 2009 года депутаты из Блока Юлии Тимошенко предложили Раде уволить Владимира Стельмаха, его зама Анатолия Шаповалова, а главой Национального банка сделать Александра Савченко.
Отставка главы НБУ так и не состоялась, но после этого Владимир Стельмах стал более внимательно прислушиваться к пожеланиям не только президента, но и премьера. К этому обязывали две статьи закона о госбюджете, которые действовали весь первый квартал. Согласно статье 84, регулятор не мог выдавать банкам рефинансирование без согласия Кабмина, а статья 86 предписывала выкупать любые объемы ОВГЗ, выпущенных правительством, в течение трех дней с момента предъявления.
Нацбанк исправно помогал Юлии Тимошенко латать дыры в государственном бюджете: в 2009 году регулятор выкупил облигации внутреннего госзайма на сумму 30 миллиардов гривен. Глава Нацбанка и премьер сработались, поэтому обвинений НБУ в нарушениях и призывов к отставке Стельмаха некоторое время слышно не было.
Однако с приближением президентских выборов обострилась конкуренция между президентом и премьером, поэтому руководитель Центробанка вынужден был определиться с симпатиями. Сейчас Секретариат без устали критикует экономическую политику Тимошенко, а Нацбанк помогает сделать эту критику обоснованной.
Например, чтобы получить важный транш от МВФ, Украина должна утвердить госбюджет на 2010 год в оговоренный бюджетным кодексом срок. Проект госбюджета Кабмин обязан подготовить и подать в Раду не позднее 15 сентября, а НБУ как назло не спешил утверждать основы кредитно-денежной политики на будущий год, без которых сверстать проект госбюджета нельзя.
Кроме того, Центробанк фактически отказался выделять деньги на Евро-2012. Ветированный президентом, но подписанный спикером закон обязывает НБУ авансом перечислить в госбюджет 9,8 миллиарда гривен из своей прибыли за текущий год. Но совет Нацбанка сообщил, что прибыль Нацбанка в этом году составит всего 600 миллионов гривен, поэтому денег на Евро-2012 нет.
Но все-таки самым крупным раздражителем для Тимошенко, пожалуй, выступает скачущий курс доллара, который сильнее всего бьет по рейтингу. Как заявила премьер на недавнем заседании правительства, для нынешнего курса «нет никаких оснований… такое падение курса — это следствие коррупции, спекуляции и бездеятельности Нацбанка». Также глава правительства пообещала, что курс гривны составит 7,5, но только в случае смены руководства НБУ.
Кадровый резерв
На место главы Нацбанка в БЮТ уже давно прочат Александра Савченко, который до недавнего времени был его замом. В конце 2008-го, когда кресло под Владимиром Стельмахом закачалось, Юлия Тимошенко обмолвилась о «достойном заместителе главы», который мог бы заменить нынешнего председателя. Позже, в январе 2009-го, как упоминалось, БЮТ открыто предложил Раде заменить Стельмаха на Савченко.
Сразу же после этого отношения между главой Центробанка и его амбициозным заместителем резко ухудшились. У Савченко отобрали большинство полномочий. Руководить департаментом валютного контроля и лицензирования назначили другого заместителя Стельмаха – Владимира Кротюка.
Пока Савченко был в отпуске, на пост исполнительного директора НБУ 1 сентября поставили Анатолия Балюка, под руководство которого попал и департамент валютного лицензирования и контроля. Тогда же Александра Савченко лишили последних полномочий. «До сих пор я работал в Национальном банке над проектом неинфляционной и недевальвационной трансформации дополнительной денежной массы в экономике. Но, к сожалению, его зарубили. Поэтому я подал в отставку», — пояснил экс-зампред на пресс-конференции.
В ответ Савченко попытался побольнее ударить бывшее начальство и пройтись по президенту. «В связи с моим несогласием с валютно-курсовой, монетарной и денежно-кредитной политикой руководства Нацбанка, которая ведет к дестабилизации валютного курса, росту кредитной активности банков, падению ВВП, увеличению количества неплатежеспособных банков, а в конечном счете – к беспрецедентному падению уровня жизни населения, подаю в отставку. Отставка политическая. Это означает, что я никуда не трудоустроился», — заявил он в прямом эфире на всю страну.
Савченко считает, что Владимир Стельмах останется в своем кресле до начала следующего года. Однако надежда на выгодное трудоустройство не покидает бывшего зампреда. «Я считаю, что Владимиру Семеновичу нужно доработать свой срок. А будет новый президент – будет и новый глава Нацбанка», — подчеркнул он.
В своем выступлении Савченко показал прекрасный пример двоемыслия, обвиняя СП в давлении на Нацбанк. С одной стороны, он признал, что НБУ зависит от президента и от его канцелярии, и нужно прекратить практику «когда мальчики и девочки из Секретариата решают за сотрудников Нацбанка». С другой стороны, признал, что «Юлия Владимировна имеет потенциал давления намного больший, чем все остальные». Но Савченко не видит в этом ничего плохого. «Она постоянно давит, требует больше и больше финансирования. И это нормально, так и должно быть. Пусть правительство делает что угодно. Если Нацбанк знает свое дело, удерживает стабильную национальную валюту, все у нас будет расти», — уверен он.
Скандал вокруг Национального банка противоборствующие стороны оценивают по-разному. Однако все сходятся на том, что сейчас НБУ перестал быть самостоятельным игроком. Емко описал ситуацию с отставкой Александра Савченко первый заместитель секретаря СНБО Степан Гавриш. « Думаю, что это свидетельство того, что Нацбанком начали руководить политики, что Нацбанк теряет свою независимость, и что влияние на Нацбанк является чрезмерным, что может повлечь за собой серьезный кризис».