Украинская власть, открывая экономику страны для иностранных инвесторов, допустила очень серьезную ошибку. Как и другие восточно-европейские страны, она не смогла удержать баланс между присутствием в стране национального, западного и российского капитала. Правда в отличие от стран ЦВЕ, которые настежь открыли дверь для западных транснациональных корпораций (ТНК), Украина в большей мере лояльно относилась к российским инвесторам.
Как и представители любой другой страны, они вносят определенный положительный вклад в повышение инвестиционной активности, рост ВВП, увеличение поступлений в бюджет и повышение уровня занятости. Вместе с тем, отличительной чертой российского капитала продолжает оставаться высокий уровень политизации сравнительно с капиталом других стран. В связи с этим, переход отдельных секторов экономики под его контроль сформировал ряд объективных рисков и вызовов для экономической безопасности страны, проявления которых сегодня мы можем наблюдать.
Украина, как и все постсоветское пространство, является одним из приоритетных направлений экспансии российского капитала. Этот вектор обусловлен как политическими целями Кремля, так и сугубо экономическими интересами российского бизнеса в Украине.
Российские приоритеты на заре независимости: нефтянка, машиностроение, телекоммуникации...
На территории Украины российский капитал появился в середине 1990-х годов, едва сумев окрепнуть на Родине. Более того, отдельные российские бизнесмены приехали в Украину без ничего, но с связями и желанием заработать деньги в приватизационном хаосе тех лет. На первом этапе этот процесс происходил хаотически и бессистемно. Российские инвесторы не имели четко выраженных направлений и экономических целей, а собирали все, что попадалось под руку. Лишь с конца прошлого десятилетия начинает прослеживаться определенная субординация приоритетов российского капитала, что очевидно было связано с установлением четкого контроля над этим процессом со стороны властей.
Первой украинской областью, которая стала ярко выраженным объектом экспансии российского капитала, была украинская нефтеперерабатывающая промышленность. В 1998-2001 гг. российские инвесторы получили контроль над тремя наибольшими украинскими нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) - Лисичанским, Херсонским и Одесским. Еще один - Кременчугский - перешел в собственность российских инвесторов еще в 1994 г. Для сравнения, суммарная проектная мощность двух оставшихся отечественных НПЗ 20 раз меньше четырех российских.
В общей сложности, российский капитал в 2001-2006 гг. контролировал более чем 90% проектных мощностей украинской нефтепереработки, 85% поставок нефти и 70% розничного рынка. Лишь после смены владельцев на Херсонскому и Кременчугскому НПЗ доля российского капитала в нефтеперерабатывающей промышленности снизилась до 40%. Однако, учитывая, что Украина так и не диверсифицировала поставки сырья на НПЗ, зависимость вот российской нефти все еще остается критическим. Доминирующая роль российского капитала привела к злоупотреблениям на рынке нефтепродуктов, которые проявлялись в монополизации рынков и регулярных бензиновых кризисах, проявления которых мы сегодня отчетливо видим.
Кроме нефтяной промышленности, в 1998-2002 гг. российские инвесторы проявляли активный интерес к украинским СМИ. Тот факт, что акционерами наибольших компаний данной сферы были российские нефтяные ТНК (именно они к тому времени закрепились в Украине), свидетельствует о наличии политической подпочвы экономической экспансии в данный период. Интерес к СМИ длился недолго, после чего начал угасать. Это, скорее всего, связано с общим переосмыслением российской информационной политики в Украине. В частности, сегодня функцию рупора российских интересов очень эффективно выполняют украинские партнеры, владеющие крупнейшими национальными СМИ.
В 2001-2004 гг. в Украине начинается экспансия российского капитала новой волны. Интересы российских бизнесменов смещаются в сторону машиностроения, электроэнергетики и информационных технологий. Очевидно, это связано с тем, что в этот период политические факторы начинают терять свое приоритетное влияние, а основная мотивация проникновения россиян в Украину связана с созданием транснациональных интегрированных производственных цепочек, расширением рынков сбыта, региональной и отраслевой диверсификации бизнеса. Это подтверждает и резкое увеличение российских инвестиций в украинскую экономику, которые за этот промежуток времени выросли почти втрое, чем за предыдущие десять лет.
В этот период российский капитал почти полностью поглотил алюминиевую отрасль Украины, сумел закрепиться в горнодобывающей промышленности, проник на наибольшие объекты украинского транспортного машиностроения, начал активно осваивать украинскую электроэнергетическую и газовую инфраструктуру, приобрел ряд стратегических активов в телекоммуникационной сфере.
Россия в «оранжевой» экономике Украины: судостроение, ГМК, финансы...
Новый качественный этап российской экспансии начался после Оранжевой революции. В.Ющенко, пытаясь демонстрировать определенную лояльность к Кремлю (на украинских президентских выборах-2004 креатурой Кремля считался Виктор Янукович, и после его скандального проигрыша на выборах Украина деликатно давала понять России, что шарахаться от новой власти не стоит - Ред.) отказался от реприватизации тех предприятий, собственниками которых были российские акционеры, даже несмотря на то, что отдельные предприятия перешли в их собственность с вопиющими нарушениями украинского законодательства.
В 2005-2009 гг. параллельно с проникновением в новые ниши экономики страны прослеживаются четкие приоритетные векторы экспансии. При этом, если раньше российские инвесторы старались консолидировать контроль над всей областью, то теперь – только над крупнейшими объектами. Российской капитал эффективно интегрирует их в свои транснациональные компании или использует при воспроизведении замкнутых технологических циклов советского периода, тем не менее, при этом учитывается также политический запрос власти, которая с помощью контроля над стратегическими точками экономики получает возможность реализовывать свои интересы.
Подтверждением такой стратегии есть тот факт, что с 2005 г. российские бизнесмены, которые считаются близкими к руководству РФ, осуществили ряд поглощений стратегически важных украинских активов в судостроении, энергомашиностроении и транспортном комплексе. В частности, российский капитал установил контроль над большинством стратегических судостроительных предприятий Украины. По количественным оценкам, он контролирует свыше 70% предприятий в торговом судостроении и около 60% – в военном (!). Российские бизнес группы также активно покупают предприятия энергетического машиностроения и устанавливают контроль над теми, которые все еще находятся в государственной собственности.
Кроме того, российский бизнес проник в горно-металлургический комплекс, который до последнего времени оставался единственной областью с сильными позициями отечественного капитала. В 2007 г. Evraz Group приобрела горно-металлургические активы группы «Приват», а российский «Смарт холдинг», объединив активы с «Метинвест», стал миноритарным акционером крупнейшей металлургической компании Украины. Стоит также вспомнить, что инвесторы РФ безуспешно пытались поглотить две крупнейшие металлургические компании Украины – корпорацию «ИСД» и «Интерпайп». В обоих случаях украинским акционерам отводилась роль миноритарного акционера и соответственно отстранение от оперативного управления бизнесом.
Начиная с 2005 года, россияне также очень заинтересовались финансовым сегментом экономики. Если на первом этапе, это было оправдано, то сегодня российские инвесторы, контролируя львиную долю банковской системы, могут влиять на финансовые процессы в стране. В прошлом году, российские инвесторы существенно укрепили свои позиции. До начала финансово-экономического кризиса на 1 сентября прошлого года доля иностранного капитала в уставном капитале банков составляла около 36%. При этом, наибольшую часть в общей составлял именно российский капитал (17,4%). К слову, за первое полугодие 2008 г. объем российского капитала в банковской системе Украины вырос в 2,6 разы до 3,8 млрд. грн.
В целом российскому капиталу принадлежит 13 украинских банков, 3 из которых входят в десятку крупнейших банков Украины. К слову, ни одна другая страна (кроме собственно Украины) не имеет контроля над большим количеством крупнейших банков Украины. Ситуацию усугубляет тот факт, что инвестором ПИБа, перешедшего под контроль россиян в прошлом году, выступил еще один госбанк РФ «Внешэкономбанк», главой набсовета которого является Владимир Путин. Российское государство намерено влить в ПИБ около миллиарда долларов, что укрепит его позиции в первой десятке украинских банков, при том, что на данный момент его доля в украинской банковской системе уже составляет почти 25%. Помимо того, что украинские банки теряют значительную часть клиентов в лице предприятий, контролирующихся российскими инвесторами, которые как по указке переводят счета в российские банки, Украина понесет дополнительные издержки в обслуживании обязательств перед российскими торговыми партнерами. Особенно пессимистично ситуация будет выглядит в случае перевода расчетов за российские энергоносители (нефть, газ, коксующийся уголь, атомные ТВС) с доллара в рубль.
Российский капитал в Украине: дорогие гости, вам хозяева не мешают?
Чрезмерно благоприятные условия для российского капитала и лояльность к нему украинской власти привели к тому, что он занял доминирующие позиции во многих стратегически важных секторах отечественной экономики. При этом, несмотря на то, что по разным оценкам, россияне контролируют в Украине около 20-23% крупнейших предприятий страны, официальная статистика показывает, что объем прямых российских инвестиций в Украину составляет только 2,1 млрд. долл, или всего 5,6% от общего объема ПИИ. Данная сума является меньшей, чем одна сделка по поглощению формально немецким капиталом одного металлургического завода «Криворожстали».
Явно заниженные объемы российских инвестиций в Украину очевидно обусловлен активным использованием инструментов теневой приватизации, на что украинская власть закрывала глаза. Последняя изобилует широким спектром механизмов установления имущественного контроля над отечественными предприятиями в обход действующего законодательства, в частности: участие в безальтернативном приватизационном конкурсе; размытие госпакетов акций (зафиксированы случаи размывания контрольного пакета акций государства); приватизация через доведение госпредприятий до банкротства; использование в приватизации офшорных компаний, контроль над украинскими предприятиями через украинских бизнесменов (так называемых «меньших партнеров») и пр.
Очевидно, что если начать ревизию российского капитала в Украине, то значительную часть инвесторов можно лишить прав на украинские активы за нарушения, допущенные ими в процессе приобретения. Однако, В.Ющенко за время своей каденции решил не идти на подобные конфликты. Именно поэтому в данном контексте, критические заявления российских властей кажутся весьма странными. В то же время, если российский капитал таки чувствует себя ущемленным в Украине, то украинские власти должны максимально сгладить конфликт, в противном случае они могут утратить контроль над ситуацией во многих секторах экономики, свидетельством чего является нынешняя ситуация на топливном рынке. Совпадение или нет, но именно 11 августа, в день появления Обращения Медведева, цена на самый ходовой бензин в Украине преодолела психологическую отметку в 7 гривень за литр. Причем, резкий рост отметился разом по всей стране, а в некоторых городах цены выросли на 30-40 копеек практически за ночь.
Украина продолжает проявлять дипломатичность в отношении российского капитала, чему свидетельство и то, что в своей сегодняшней реакции на Обращение Медведева В.Ющенко фактически обошел тему претензий насчет прав российских инвесторов.
И все же, все политические силы должны осознать, что переизбыток капитала одной «национальности» вне зависимости от страны его происхождения является серьезной угрозой для экономического суверенитета страны.
Алексей Левицкий