Об этом сообщил руководитель группы советников главы Национального банка Валерий Литвицкий.
«Это решение не противоречит антиинфляционной направленности политики Нацбанка, так как у нас есть другие механизмы проведения политики монетарной, которая адекватна инфляционным вызовам, и если понадобится мобилизовать эти инструменты, то мы сделаем это довольно оперативно», — сказал он.
Банкир отметил, что если будут ослаблены усилия всех структур по преодолению инфляционного давления, то политика НБУ поможет получить адекватные изменения.
Учетная ставка, как отметил Литвицкий, снижена на 0,75 п.п. вместо предлагаемого им уровня 0,25 п.п.
«Учетная ставка снижена до 10,25%, то есть практически даже больше чем я предлагал. Я предлагал 0,25 п.п. Предположение тех, кто думал, что Нацбанк ограничится этим шагом, не подтвердилось. Мы считаем, что учетная ставка прежде всего выполняет сигнальную роль, и я не соглашусь с теми, кто сводит ее только к сигнальной роли, потому что она влияет на операции с ценными бумагами, например», — подчеркнул он.
Вместе с тем, руководитель группы советников НБУ добавил, что ниже учетной ставки нельзя выставлять другие рабочие ставки.
«Если мы говорим о сигнале, то, конечно, мы этим самым хотели сказать, что если угроза спада больше, чем угроза инфляции (которая в два раза меньше, чем в прошлом году), то мы должны это отражать в нашей процентной политике, хотя не только в процентной», — добавил банкир.
Литвицкий также отметил, что НБУ также понизил ставку overnight на 0,5 п.п., и ставку по бланковым кредитам на 1 п.п.
«То есть, ставки по отношению к текущей инфляции являются близкими к нейтральным или противоинфляционным. Поэтому, этот шаг НБУ является необходимым, но он не является достаточным для разблокирования кредитования. Мы прошли свою часть пути и ожидаем, что это решение будет дополнено другими решениями других структур по возобновлению аппетита к кредитованию реального сектора», — сказал он.
По его данным, на данный момент проблема не столько в деньгах, сколько в готовности банков вкладывать средства в реальный сектор экономики или кредитовать при таких рисках невозвратов, которые сейчас существуют.
«В такой стране как наша, оживление экономики начнется с реального сектора. Пока банки будут видеть неприемлемые риски для кредитования, они не пойдут в реальный сектор. Мы ожидаем от тех, кто влияет на производство, удвоения усилий», — сказал банкир.
Если эти усилия будут умножены, то тогда, по мнению Литвицкого, и решение Нацбанка о снижении стоимости рефинансирования может принести эффект.
Как сообщало агентство, НБУ снизил учетную ставку на 0,75 п.п. до 10,25% с 12 августа.
С июня 2007 года по январь 2008 года НБУ сохранял учетную ставку на 8%, с 1 января 2008 повысил ее на 2 п.п. до 10%, а с 30 апреля 2008 года — еще на 2 п.п. до 12%.
С 15 июня НБУ снизил учетную ставку на 1 п.п. до 11%.