Нацбанк не ответил за рынок
Несмотря на то что до конца лета Национальный банк может продать $2,8 млрд., он не спешит с интервенциями
Банки ожидали обещанной НБУ интервенции — впервые регулятор обещал продать валюту, которую они смогут перепродать населению. Однако получилось как всегда. «Нацбанк в среду пообещал, что выйдет с масштабной интервенцией. Все поверили. Но потом он вышел и продал только 20% необходимой суммы. Естественно, рынок отыграл назад. На завтра многие будут ставить курсы существенно выше»,— отметил зампред одного из крупнейших банков.
По его словам, ситуация напоминает развитие событий в 2008 г. Тогда НБУ экономил на интервенциях, и в итоге банки перестали на него ориентироваться. После этого курс резко пошел вверх. «Пожар всегда легче гасить, когда он только начинается. Нацбанк не учится на своих ошибках. Недавно он собрал казначеев и рассказал им, что уже не рассматривает интервенции как средство влияния на рынок. В его понимании — это легкий инструмент корректировки ликвидности рынка. Дескать, не приходите ко мне со своими заявками — и без вас проблем хватает»,— рассказал он.
По словам казначея одного из средних банков, образовался замкнутый круг. Население опять потянулось в обменки, чтобы скупить доллары. Однако банкам негде купить эту валюту, кроме рынка, на котором постоянно растут цены. «Что делать? Будем выставлять более высокие курсы, чтобы к нам не приходили за долларами. Но если так сделают все, мы скоро перелетим отметку 8 грн./$1»,— подчеркнул он.
Регулятор, в свою очередь, вчера сделал очередное бодрое заявление. «Нацбанк располагает внушительным запасом резервов для поддержания гривни. До 1 сентября на эту цель может быть направлено $2,8 млрд.»,— сказал руководитель группы советников главы НБУ Валерий Литвицкий. Он отметил, что эта сумма превышает совокупный объем интервенций за весь второй квартал ($1,86 млрд.).
Одновременно, по доброй традиции, господин Литвицкий дал точно противоположный сигнал. С одной стороны, пообещал советник, НБУ не допустит возвращения курса к отметке 10 грн./$1. С другой, особо препятствовать этому он тоже не будет. «НБУ не пытается остановить девальвационную тенденцию, но стремится сгладить ее. Не думаю, что мы будем тестировать уровни четвертого квартала 2008 г.»,— сказал он.
Причина такой сдержанности — плохое состояние платежного баланса страны и девальвационные настроения среди населения. В июне экспорт упал на 50,3%, импорт — на 55,9%, после чего стабилизировался и перестал падать дальше. Сальдо текущего счета платежного баланса, по прогнозам НБУ, до конца года окажется положительным — плюс $1 млрд. против минус $12 млрд. в 2008 г. Однако отток по финансовому счету окажется намного большим.
«Чистый отток по текущим и финансовым операциям по итогам полугодия остается на высоком уровне. Значения и текущего, и финансового счета во втором квартале улучшились по сравнению с первым, но такого улучшения все еще недостаточно для получения надежного фундамента для курсовой стабильности. Если не растет экспорт — какой может быть приток валюты?» — сказал Валерий Литвицкий.
Кроме того, среди предприятий и населения очень сильна уверенность в том, что гривня продолжит девальвировать. В июне возобновился отток валюты из банковской системы. Он составил $229 млн., хотя в мае наблюдался приток на уровне $74 млн.
«Доверие полностью не восстановлено в силу политических причин, начала предвыборной кампании, ожиданий итогов переговоров с МВФ и разрешения ситуации с «Нефтегазом». Эти вопросы пугают людей»,— пояснил господин Литвицкий.
Таким образом, сегодня нельзя говорить о возможности укрепления гривни. «Факты утверждают, что ситуация кардинально отличается от той, что была в первом полугодии прошлого года. Дай бог, чтобы нам хватило ресурсов не допустить глубокого ослабления курса»,— резюмировал советник. Он признал, что небольшое укрепление гривни к доллару в первом полугодии 2009 г. было связано с сокращением оттока валюты и усилиями НБУ.
В тактическом плане опасность для валютного рынка представляют сверхбольшие остатки на корсчетах банков — около 24 млрд. грн. На днях Нацбанк предпринял техническое действие, чтобы предотвратить использование этих денег для покупки валюты. Он обязал банки держать неснижаемый остаток на корсчету в размере 40% обязательных резервов.
«Крупные банки это не заденет. Это удар по мелким, у которых нет денег. Многие из них не проводили платежи клиентов, потому что не было гривни. Зато выполняли нормативы резервирования за счет того, что брали друг у друга кредиты на ночь. Теперь такой возможности не будет. И это правильно, потому что не должен банк обнулять корсчет»,— полагает зампред одного из крупнейших банков. Вместе с тем он затруднился сказать, где будут брать деньги эти небольшие банки. «У крупных просить бесполезно — все равно нет лимитов. Наверное, пойдут за рефинансированием. Или упадут, как «Владимирский» или «Столица»,— предположил он.