Два года — такой срок отведен в качестве переходного периода действующим акционерным обществам, чтобы, во-первых, привести свою деятельность в соответствие новым нормам, а во-вторых — быть готовым в полном объеме открыто (публично) раскрывать информацию о своем финансово-хозяйственном состоянии, владельцах крупных пакетов акций, а также планируемых действиях, способных привести к изменению цены на ценные бумаги эмитента.
«Прошел год с момента принятия Закона об акционерных обществах и почти три месяца, как он вступил в силу. Однако, в нем остается много вопросов, которые нужно урегулировать», — отметила заместитель председателя правления ОАО КБ «Хрещатик» Ольга Ратушнюк. По ее словам, среди них — не только перерегистрация АО, но и внедрение листинга и его поддержка.
«Сегодня возникает вопрос, готовы ли акционеры к публичности, которой требует нормативный акт… Еще один вопрос — организация торговли ценными бумагами: из 32 тысяч зарегистрированных в Украине АО только около 10-15% отвечают установленным на бирже правилам для листинга. Кроме того, нерешенной остается проблема рыночной цены бумаг. В Законе четко прописано, что акции должны торговаться по рыночной цене. А как, где и на основе чего будет формироваться эта цена? Насколько она будет честной? Неизвестно», — подчеркнула Ратушнюк.
В свою очередь директор по развитию ОАО «Фондовая биржа ПФТС» Игорь Селецкий отметил, что фондовая биржа в своих правилах работы не может противоречить положениям Государственной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР). «Мы готовы изменить наши правила листинга, в частности, на введение третьего уровня, в котором будут менее жесткие требования по прибыльности и пр. Но только после того, как это сделает ГКЦБФР. Такой проект у комиссии есть, он уже на „выходе“. Проектом будет введен третий уровень листинга, где требования будут менее жесткими. Таким образом, будет решена проблема компаний, которые сейчас не могут, даже если они хотят, попасть в листинг ПФТС», — сообщил Селецкий.
По мнению Селецкого, решение о том, как рассчитывается рыночная стоимость, необходимо было принять «еще вчера». «Что такое рыночная стоимость? Не понятно. Это и цена последней сделки может быть, и средневзвешенная за день, и средневзвешенная за определенный период… Мы можем столкнуться с ситуацией, когда, например, мажоритарная сторона будет объявлять свою рыночную цену, а несогласная сторона — будет объявлять свою. И они вместе идут в суд, где определяют, кто их них прав… Два суда — два разных решения. Дальше — как хотите. Потому определить, что такое рыночная стоимость, надо было еще вчера», — пояснил он опасения. Скорее всего, по его словам, рыночная цена должна считаться не как биржевой курс за день, а, например, за 90 дней, чтобы не было «игр в последний день».
Несмотря на то, что Закон об АО требует, чтобы все публичные эмитенты прошли процедуру листинга, Селецкий прогнозирует, что торговаться будут отнюдь не все, поскольку «в этой стране торгуется 10 бумаг, с натяжкой — 20, с очень большой натяжкой — 30». Остальные, все равно, пройдут процедуру листинга и, по Закону об АО, их рыночная стоимость должна будет определяться на основании результатов торгов. Возможно, по мнению И.Селецкого, для малоторгуемых предприятий следует говорить не о средневзвешенной цене за 90 дней, а об односторонних аукционах, на которых «идет попытка определить цену для того, чтобы уже дальше предпринимать какие-либо корпоративные действия». «И опять же, необходимо ограничить, чтобы на этом аукционе был продан некий объем, что избежать тех игр, что продали одну акцию и на этом все разбежались», — добавил представитель ПФТС.
В то же время присутствующий за «круглым столом» член ГКЦБФР Сергей Бирюк согласился с тем, что отдельные нормы требуют законодательной доработки. По его словам, ГКЦБФР активно работает с представителями Верховной Рады, депутатами… «Есть понимание того, что нужно и другие законы привести в соответствие, в частности, кодексы. И такая инициатива есть. На самом деле, не так много норм, действительно нуждающихся в изменениях и доработке. Но они присутствуют, и над этим нужно спокойно работать. Время для этого есть», — отметил Бирюк, подчеркнув, что ГКЦБФР готова выслушать предложения всех заинтересованных сторон процесса и учесть их при разработке дополнений и изменений.