Союзам нужен миллиард
В ближайшее время состоится расширенное заседание Кабмина, на котором планируется обсудить антикризисный план для кредитных союзов. Ключевым вопросом является содействие в принятии законов, улучшающих инфраструктуру рынка, и выделение 1 млрд. грн. для поддержания ликвидности союзов. Участники рынка надеются, что проблемы с одним из крупнейших союзов страны КС «Фортеця» заставят НБУ и Минфин выделить средства для поддержания отрасли.
В распоряжении «і» оказался антикризисный план, подготовленный объединениями кредитных союзов (КС) совместно с Государственной комиссией по регулированию рынков финансовых услуг (Госфинуслуг). Согласно документу, стороны предлагают ввести механизм государственных гарантий для рефинансирования союзов, посодействовать принятию закона «О фонде гарантирования вкладов членов КС». Особое внимание планируется уделить пруденциальному надзору за КС со стороны регулятора и ужесточению внутреннего контроля за управлением союзом.
Также союзы планируют обратиться за помощью в Международную финансовую корпорацию (МФК) и Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР). Один из возможных сценариев сотрудничества — создание учреждения, которое выполняло бы функции агентства по работе с проблемными активами и реструктуризации КС с участием упомянутых структур.
Цена вопроса составляет 1 млрд. грн.— 500 млн. грн. для краткосрочного поддержания ликвидности и еще столько же для поддержания устойчивости союзов в среднесрочной перспективе. «Этот проект вместе с состоянием дел на рынке и анализом работы комиссии мы отправили в Кабмин. Мы надеемся наладить отношения между участниками рынка и госорганами, в том числе и в части предоставления рефинансирования. Против этого выступает Нацбанк. Позиция участников Кабмина станет известна в ходе совещания. Но в данном случае и комиссия, и ассоциации выступили с единой программой, составленной участниками рынка»,— заявил «i» Виктор Суслов, глава Госфинуслуг.
Вопрос поддержки КС стал еще более актуальным для союзов после возникновения проблем с одним из крупнейших из них — «Фортеця». В конце прошлого года союз перестал выполнять обязательства перед своими вкладчиками. За этим последовало возбуждение уголовных дел против руководства КС.
Госфинуслуг утвердила индивидуальный финансовый план оздоровления союза. По оценкам регулятора, для этого потребуется 70 млн. грн., взять которые просто неоткуда. Примечательно, что впервые контролером по финплану стал не представитель комиссии, а Национальная ассоциация кредитных союзов (НАКСУ), которая в последнее время активно занимается решением проблем союза. Предполагается, что средства для оздоровления союза будут взяты в том числе и из НАКСУ.
С ноября 2008 г. КС перестал возвращать депозиты. По состоянию на 1 января 2009 г. сумма депозитов составляет 68 млн. грн., кредитов — 88 млн. грн., при этом юридические лица должны около 10 млн. грн. В актах проверок Госфинуслуг еще на февраль 2008 г. было обнаружено 14 нарушений лицензионных условий кредитного союза. «Комиссия должна была на это отреагировать — или созвать собрание и рассказать нам, или приостановить лицензию. Но союз продолжал собирать деньги и раздавать кредиты родственникам руководства»,— заявила Лариса Солодова, один из вкладчиков КС «Фортеця».
12 февраля 2009 г. было возбуждено уголовное дело по факту завладения денежными средствами вкладчиков, в мае — по подделке документов. Есть еще два уголовных дела, в том числе и против руководства союза. «Мои исполнительные документы не выполняют уже три месяца, а союз нарушает запрет на выдачу средств. При этом для того, чтобы союз мог получить средства от Объединения кредитных союзов (ОКС) «Программа защиты вкладов», было принято решение о возможности выделения КС средств в рамках депозитного портфеля, и это при том, что лицензия КС аннулирована. А контролер, права и обязанности которого в законе не прописаны, будет контролировать выдачу средств в союзе, хотя наложен запрет на выдачу средств»,— говорит госпожа Солодова.
В НАКСУ отмечают, что не имеют достаточных средств для спасения КС, но планируют вести работу с недобросовестными заемщиками. В прессе появилась информация о личной заинтересованности НАКСУ в спасении союза, поскольку это учреждение руководство НАКСУ якобы советовало некоторым депутатам для вложения средств.
Президент НАКСУ Петр Козинец такую информацию опровергает. «Среди заемщиков союза сложилась круговая порука, никто не хочет возвращать деньги. И речь не о мелких потребительских кредитах, а о крупных кредитах на бизнес-цели, которых в портфеле союза было достаточно много. Не обходится и без влияния админресурса. Например, против одного из заемщиков, бывшего главы кредитного комитета, возбуждено уголовное дело, но разбирательство не идет. Мы не собираемся защищать руководство, просто нужно вернуть деньги вкладчикам, среди которых 70% пенсионеров. Задействованы и стабфонд, и ОКС, но нужно быть объективными — стабфонд размером 9 млн. грн. рассчитан на 170 КС, а в ОКС только 14 млн. грн. Мы выделили средства союзу, но это меньше 1 млн. грн. А вот кредитов, которые выдал союз размером больше 100 тыс. грн., больше 170. В НАКСУ еще 10 проблемных союзов, но контролировать все мы не в состоянии, потому пока разбираемся с КС «Фортеця»,— отметил он.
Основными проблемами в деятельности крупных союзов Госфинуслуг считает невозможность качественного внутреннего управления и рассредоточение офисов союза по всей стране. Чтобы минимизировать этот риск, регулятор разработал законодательные изменения, которые запрещают всеукраинский статус союза. Это означает, что союз может иметь представительства и филиалы только в рамках региона. Вторым вопросом стало введение ответственности за проблемы союза для членов набсовета и ревизионной комиссии. До сегодняшнего дня ответственным за работу союза было только его руководство, а органы, призванные контролировать работу союза, по словам экспертов, зачастую делали это спустя рукава.
«Вопрос всеукраинского статуса спорный, но большинство союзов поддерживают его отмену, а вот запрет работы союзов в рамках области не устраивает многих. И я надеюсь, эта норма исчезнет из текста документа после согласования с госучреждениями и участниками рынка. Что касается ответственности для руководства союза, то члены набсовета и ревизионной комиссии работают на общественных началах. И с точки зрения практической деятельности, они почти не принимают участия в управлении союзом. Все решения принимаются наемным менеджером, и это порождает поле для злоупотреблений. С другой стороны, иногда в набсовет входят собственники союза, которые управляют им, потому наказывать наемного менеджера, который никак не повлиял на волю собственника, не совсем корректно. Идея законопроекта правильная, но нужно детально обсудить, как это будет реализовано»,— рассказал Андрей Оленчик, президент ОКС «Программа защиты вкладов».