Бизнес-риски страхового сектора перечислены в порядке приоритетности, в котором их расположили свыше 100 ведущих аналитиков отрасли:
1. Финансовый кризис
Кризис оказал крайне негативное влияние на сектор финансовых услуг, и даже если угроза возникновения системных проблем утратит свою остроту, его последствия достаточно глубоки, чтобы стать определяющим фактором развития сектора в ближайшее десятилетие.
2. Риск неэффективности моделей
Вследствие неспособности признать недостатки своих моделей и определить природу риска многие компании оказались неподготовленными к истинной глубине последствий недавних событий в финансовой сфере.
3. Вмешательство регулирующих органов
Организации должны быть готовы к радикальным переменам в части требований ЕС к платежеспособности страховых компаний (Solvency II), перехода на Международные стандарты финансовой отчетности и непрекращающегося противоборства между федеральным законодательством и законодательством штатов в США.
4. Управление циклом андеррайтинга
Неспособность эффективно управлять циклом андеррайтинга, вероятно, и есть главная причина многочисленных случаев неплатежеспособности страховых компаний в сегменте видов страхования имущества и ответственности.
5. Геополитические потрясения
Снижение доходов порождает атмосферу политической напряженности, а иссякающие налоговые поступления подрывают способность государства держать ситуацию под контролем, существенно возрастает риск геополитических потрясений.
6. Демографические изменения, затрагивающие основные рынки
В условиях высокого спроса на сберегательные продукты страховые компании оказываются перед лицом более насущной необходимости стратегически управлять рисками, связанными с капиталом, и, в частности, контролировать степень подверженности рискам рынка ценных бумаг.
7. Развивающиеся рынки
Будучи плацдармом для расширения деятельности крупнейших страховых компаний, развивающиеся рынки одновременно в более высокой степени подвержены резким и неожиданным спадам.
8. Управление каналами продаж
Инвестиции в многоканальные стратегии продаж сопряжены как с рисками, так и с существенными возможностями даже в текущих рыночных условиях и на фоне активного стремления бизнеса сокращать расходы.
9. Юридические риски
Неожиданные изменения в отношении форм и субъектов ответственности остаются одной из основных проблем для СК.
10. Изменение климата и глобальные катаклизмы
Природные катаклизмы представляют собой основной стратегический риск для сектора. Они также чреваты далеко идущими последствиями для страховщиков, которым приходится дорого платить за растущие убытки клиентов, связанные со стихийными бедствиями.
Основными рисками на страховом рынке СНГ, по мнению экспертов страхового сектора по странам СНГ «Эрнст энд Янг», являются: ожидаемый спад платежеспособного спроса на страховые услуги: повышение конкуренции и, как следствие, — сложности с управлением андеррайтинговым циклом. «Необходимо упомянуть неадекватную систему управления рисками, включая несоблюдение минимально необходимого уровня капитала, а также недостаточную подготовленность к возможно более жестким требованиям регуляторных органов. Сегодня наиболее актуальными вопросами управления деятельности страховых компаний являются вопросы повышения рентабельности бизнеса при сохранении имеющейся доли рынка, повышение эффективности ключевых бизнес-процессов», — резюмирует Анастасия Виноградова, партнер компании «Эрнст энд Янг», руководитель страхового сектора по странам СНГ.
Расплата за риск
Инна Бруль, заместитель предправления по стратегическому развитию и коммуникациям ЗАО «СК „ПРОВИДНА“»:
В целом основные риски страхового рынка в исследовании изложены верно. По оценкам экспертов, ВВП страны сократился на 20-22%, в результате падение сборов премий на классическом страховом рынке за первый квартал 2009 года также составило около 20%.
Основная опасность для страховщиков состоит в том, что в предыдущие периоды страховой рынок рос очень динамично (динамика роста составляла не менее 30-40% в год), страховые компании быстро развивались, постоянно увеличивали сбор премий и количество клиентов. Страховщики привыкли работать в благополучных рыночных условиях. Работа в условиях кризиса потребовала изменения стратегии работы. И если страховщик не смог наладить эффективную работу бизнеса в самом начале кризиса, то сейчас он испытывает значительные трудности.
В зоне риска находятся те компании, которые в прошлом проводили слишком рискованную ценовую политику — занижали тарифы на страховые продукты, предлагали очень высокие скидки и т. п. Также рискуют страховщики, очень зависимые от своих акционеров и партнеров, причем не только банков и автодилеров, но и финасово-промышленных групп, а также компании, имеющие несбалансированный страховой портфель, в составе которого слишком велика доля наиболее убыточных видов страхования (прежде всего это страхование КАСКО и ОСАГО).
В то же время произойдет „оздоровление“ рынка: сократится количество маленьких ненадежных компаний, уменьшится использование демпинга, конкуренция между страховщиками станет более добросовестной. И если останутся только надежные и стабильные компании, сумевшие пережить кризис, это будет означать, что страховой рынок стал надежнее и устойчивее. В конечном счете это повысит гарантии выполнения обязательств для страхователей.
Ирина Рубис