Банки существенно наращивают бюджеты рекламных кампаний. И если раньше они отчаянно пытались «пропихнуть» в широкие массы свои депозиты, чтобы решить проблемы с ликвидностью, то сейчас ситуация поменялась. Финучреждения созрели к раздаче денег и вовсю рекламируют потребкредиты и займы малому и среднему бизнесу (МСБ).
За 9 месяцев 2017 года украинские банки суммарно потратили более 618 млн грн на рекламу и маркетинг. Это на 31% или 145 млн грн больше, чем за аналогичный период 2016 года (473 млн грн). Львиная доля этих расходов — 84% или 518 млн грн — приходится всего на 15 банков. «Минфин» посмотрел, какие финучреждения больше остальных тратили деньги на рекламу в 2017 году, и что из этого получилось. С динамикой рекламных бюджетов всех банков, можно ознакомиться тут.
Вне конкуренции
Абсолютный чемпион по тратам на рекламу в этом году — Альфа-Банк. За 9 месяцев он израсходовал на эти цели более 100 млн грн. Если сравнивать с тем же периодом 2016 года (23 млн грн), рост удивительный — на 76 млн грн или 321%.
Альфа-Банк активно продвигает кредиты наличными. Причем суммы, которые он готов ссужать населению, растут как на дрожжах. Если в начале 2017 года Альфа рекламировал займы с «верхней планкой» в 100 000 грн, то с весны лимит поднялся в три раза — до 300 000 грн.
На рекламные расходы повлияло и объединение с Укрсоцбанком, клиентов которого сейчас прибирает к рукам Альфа-Банк. Отделения Укрсоца в буквальном смысле завалены рекламными буклетами кредитов и депозитов Альфы. При этом рекламные расходы самого Укрсоцбанка сокращаются драматическими темпами. За 9 месяцев 2017 года он потратил на рекламу 11,5 млн грн. Это на 14,9 млн грн или 57% меньше, чем за тот же период прошлого года.
В 2017 году Альфа-Банк начал серьезно рекламировать свое мобильное приложение. Среди других проектов — Business Hub, в рамках которого банк поддерживает малый и средний бизнес, а также Sikorsky Challenge 2017 — программа развития финтех стартапов.
Также стоит отметить грандиозный фестиваль Альфа-Банка Alfa Jazz Fest 2017, который прошел в Львове. Альфа-Банк выступал в качестве его титульного спонсора. Но в 2018-м фестиваль пройдет уже под новым брендом — Leopolis Jazz Fest и для его организации будут искать новых спонсоров.
Госзаказ
Второй по размеру рекламный бюджет оказался у национализированного ПриватБанка. За январь-сентябрь 2017 года он потратил 66 млн грн.
Хотя в целом после национализации расходы банка на рекламу сократились. За 9 месяцев прошлого года Приват потратил на эти цели более 85 млн грн, за январь-сентябрь 2017 - на 19 млн грн или 23% меньше.
Среди серьезных проектов ПриватБанка можно отметить продвижение программы КУБ — кредитование малого и среднего бизнеса, а также запуска Android Pay.
Другой крупный госбанк — Ощабанк — наоборот, нарастил рекламный бюджет на 23% за 9 месяцев 2017 года. За этот период он потратил 36,2 млн грн, что на 6,7 млн грн больше, чем за аналогичный период прошлого года (29 млн грн).
В этом году Ощадбанк разработал и запустил программу поддержки малых и средних предпринимателей «Строй свое». Ее очень просто распознать среди других подобных программ по логотипу — огромному зубастому бобру.
Укрэксимбанк за три квартала 2017 года растратил на рекламу 5,6 млн грн. Это на 15% или 73 000 грн больше, чем за тот же период прошлого года. Куда пошли эти деньги — непонятно. В информационном поле рекламы Укрэксимбанка вообще не видно. И из маркетинговых «заслуг» этого госбанка можно выделить разве что организацию конференции, посвященной участию Украины в новом Шелковом Пути.
А вот Укргазбанк значительно уменьшил траты на рекламу. За 9 месяцев этого года он израсходовал 9,3 млн грн. Это на 7,4 млн грн или 44% меньше, чем в прошлом году. Из рекламных кампаний Укргазбанка в этом году запомнилась программа кредитования бизнеса на покупку энергоэффективной продукции для МСБ «Еко-Банк». Более того Укргазбанк активно поддерживает украинский спорт. Так, Укргазбанк выступает спонсором Национальной сборной команды Украины по футболу, Национальной федерации баскетбола и даже выпустил специальную платежную карту для болельщиков.
Римский след
На третьем месте по размеру рекламного бюджета в январе-сентябре оказался ОТП банк с расходами в 44 млн грн. По сравнению с тем же периодом прошлого года (11,5 млн грн), ОТП внушительно растратился на пиар: расходы выросли на 32 млн грн или 285%.
ОТП, как и другие банки, в 2017 году активно рекламировал свои кредиты. Например, для малого и среднего бизнеса ОТП продвигал программу овердрафта «Гостеприимный». Рекламщики ОТП позаимствовали слоган у римлян: «Пришел, увидел, овердрафт».
Среди других разрекламированных кредитных продуктов ОТП — займ на новое авто, агрокредит «Мгновенный» и кредитная программа на покупку энергосберегающей техники IQ Energy.
Более 1000%
Нашлось и два банка, которые увеличили свои маркетинговые бюджеты более чем на 1000%. Так, Укрбудинвестбанк за этот период потратил на рекламу 946 000 грн. По сравнению с тем же периодом прошлого года рост просто невероятный: на 927 000 грн или 4897%. Главный профиль этого банка — инвестиции в строительство. Вместе с восстановлением этой отрасли после кризиса, нужно отвоевывать свою часть рынка. Видимо, без рекламы это сделать невозможно.
Айбокс Банк — второй банк, значительно увеличивший расходы на рекламу в процентном соотношении. Хотя в абсолютных значениях бюджет выглядит очень скромно. За три квартала 2017 года банк потратил 301 000 грн. Это на 1209% больше, чем в прошлом году, когда он фактически не рекламировался. Летом этого года экс-менеджеры ПриватБанка объявили об открытии первого украинского банка без отделений на основе Айбокс Банка. И хотя работать он начнет только в первые месяцы 2018 года, раскручивать новый проект потихоньку начали уже в этом году.
Кредит Европа Банк также значительно нарастил расходы на маркетинг и рекламу в процентном исчислении. Но как и в предыдущих двух случаях абсолютные цифры не впечатляют. Так, за 9 месяцев 2017 года Кредит Европа Банк потратил на рекламу 18 000 грн. Это на 17 000 грн или 1700% больше, чем за тот же период прошлого года.
Расходы банков на рекламу и маркетинг*
Банк | Расходы за 9 месяцев 2017 года, млн грн | Изменение по сравнению с 9 месяцами 2016 года, млн грн | Изменение по сравнению с 9 месяцами 2016 года, % |
Альфа-Банк | 100,914 | ||
ПриватБанк | 66,253 | ||
ОТП | 44,560 | ||
ПУМБ | 42,002 | ||
Ощадбанк | 36,246 | ||
Таскомбанк | 29,717 | ||
Идея Банк | 26,629 | ||
Кредобанк | 26,591 | ||
Райффайзен Банк Аваль | 26,487 | ||
Креди Агриколь | 25,921 | ||
УкрСиббанк | 24,627 | ||
Банк Восток | 23,224 | ||
Аркада | 17,558 | ||
Банк Кредит Днепр | 15,997 | ||
Укрсоцбанк | 11,512 | ||
Пивденный | 9,913 | ||
Мегабанк | 9,674 | ||
Укргазбанк | 9,343 | ||
ПроКредит | 8,822 | ||
Банк Форвард | 8,162 | ||
Укрэксимбанк | 5,653 | ||
Сбербанк | 5,396 | ||
Глобус | 3,925 | ||
Пиреус | 3,811 | ||
Мисто Банк | 3,604 | ||
ВТБ | 2,751 | ||
Правэкс-Банк | 2,141 | ||
Марфин | 2,017 | ||
Универсал Банк | 1,753 | ||
Коминвестбанк | 1,749 | ||
Вернум Банк | 1,599 | ||
ОКСИ Банк | 1,511 | ||
Мотор-Банк | 1,449 | ||
Индустриалбанк | 1,173 | ||
Радабанк | 1,133 | ||
Альпари | 1,055 | - | |
Проминвестбанк | 1,037 | ||
Конкорд | 0,990 | ||
ДиВи Банк | 0,972 | ||
Укрбудинвестбанк | 0,946 | ||
ВиЭс Банк | 0,845 | ||
Банк Украинский Капитал | 0,840 | ||
Львов | 0,784 | ||
БМ Банк | 0,771 | ||
А-Банк | 0,738 | ||
Банк Инвестиций и Сбережений | 0,667 | ||
Полтава-Банк | 0,521 | ||
Юнекс Банк | 0,487 | ||
Кристалбанк | 0,449 | ||
Кредитвестбанк | 0,388 | ||
Кредит Оптима | 0,306 | - | |
Айбокс Банк | 0,301 | ||
Центр | 0,293 | ||
АП Банк | 0,266 | ||
Асвио Банк | 0,263 | ||
Скай Банк | 0,245 | ||
Альтбанк | 0,193 | - | |
КИБ | 0,174 | ||
БТА Банк | 0,158 | ||
Земельный Капитал | 0,152 | ||
Ситибанк | 0,114 | ||
МИБ | 0,109 | ||
Экспресс-Банк | 0,103 | ||
ПФБ | 0,101 | ||
ПИБ | 0,093 | ||
МетаБанк | 0,073 | ||
Поликомбанк | 0,068 | ||
Банк Богуслав | 0,067 | ||
Апекс-Банк | 0,058 | ||
Аккордбанк | 0,049 | - | |
Украинский Банк Реконструкции и Развития | 0,045 | ||
Банк Сич | 0,043 | ||
СЕБ Корпоративный | 0,032 | - | |
РВС | 0,024 | ||
Кредит Европа | 0,018 | ||
Расчетный Центр | 0,018 | ||
Банк Грант | 0,015 | - | |
Клиринговый Дом | 0,015 | ||
Дойче Банк | 0,011 | - | |
Банк Альянс | 0,011 | ||
ИНГ Банк | 0 | 0 | - |
Банк Фамильный | 0 | 0 | - |
Траст-Капитал | 0 | 0 | - |
Банк 3/4 | 0 | 0 | - |
Финансовый Партнер | 0 | 0 | - |
Банк Авангард | 0 | 0 | - |
Банк Портал | 0 | 0 | - |
Европромбанк | 0 |
*банки отранжированы по размеру расходов на рекламу и маркетинг за 9 месяцев 2017 года — от большего к меньшему
Алексей Рябуха