Минфин - Курсы валют Украины

Установить
Boris

Борис Контролевич

0 подписчиков0 подписок

Был на сайте 11 октября 2023 в 21:38

Мужской

30 января 1976

киев

аналітик

О себе

стаж работы - 15 лет

На Минфине с 2 ноября 2012

Заблокировать

Boris - блог

Записи

7

6 декабря 2012, 21:05

К вопросу об уровне финансового развития Украины в ближайшей перспективе

Не успело правительство разместить второй транш валютных казначейских обязательств для прекращения падения золотовалютных резервов как сразу международное рейтинговое агентство Moody’s Investors Service снизило рейтинг государственных облигаций Украины на одну ступеньку —  с B2 до B3. Согласно пресс-релизу прогноз остается негативным. По мнению аналитиков агентства это произошло из-за того, что опрашиваемые искомым  международным агентством эксперты снизили оценки деятельности финансовых  регуляторов Украины, обратили внимание на динамику проведения предложенных МВФ экономических реформ,  снижение инвестиций из-за рубежа, уменьшение прозрачности финансовых данных  и слабо оценили экономические перспективы Украины, отметив  неспособность договориться с Россией и введение валютного администрирования. Такая оценка направлена на то, чтобы посеять панику среди населения Украины, еще больше расшатать изнутри экономику Украины,  способствовать отмене стратегически правильных шагов Национального банка Украины и Министерства финансов Украины по стабилизации  валютного обращения и наполнению казны в условиях мирового кризиса.  Пикантность ситуации заключается в том, одновременно с опубликованием данных об оценке, миссия МВФ перенесла свой визит в Украину  на январь. Данным агентством проигнорирован факт, что Украина в октябре 2012 года вошла в список тех  62 стран,  у которых наиболее развита финансовая система и рынки капитала Данная информация была обнародована на  официальном сайте Всемирного экономического форума. Именно этот рейтинг позволяет объективно устанавливать приоритеты улучшения финансовой системы Украины, повышать ее эффективность Несмотря на то, что Украина занимает 59 место с индексом финансового развития 2,56, опережая Пакистан, Танзанию. Нигерию и Венесуэлу, сам факт включения Украины в этот рейтинг говорит о восприятии Украины как достаточно належного международного финансового партнера. Оценка дана по 120 критериям по данным,  прошлого 2011 года, на основании оценки и анализа движущих факторов, способствующих росту экономики.  При этом по оценке ряда критериев Украина даже входит в десятку (6 место – степень подготовки в вузы, 7 место по индексу юридических прав, 9 место по времени для обеспечения исполнения деловых контрактов).  Спрашивается как же оценивалось состояние Украины. Механизм оценки неизвестен непосвященным, не работникам данных агентств и организаторов деловых форумов. Оказывается есть такой критерий в  этом рейтинге как финансовая стабильность.   Он складывается из фактора изменения реального обменного курса (45 место Украины с оценкой (– 0,7)),  внешнего индикатора уязвимости (29 место  -163),  сальдо текущих операций к ВВП (47 место – (-3,1)),  индикатора уязвимости долларизации (42 место – 60,1),  внешнего долга к ВВП (33 место – 76,4),  частоты банковских кризисов (60 место  — 3,5),  финансового показателя силы (48 место – 2,0),  агрегированного показателя пузыря на рынке недвижимости (36 место – 6,9),  капитала 1 уровня соотношения (8 место – 16,8),  потерь во время банковского кризиса (23 место – 4,0),  совокупного макроэкономического показателя  (53 место – 4,1),  управляемости государственного долга (18 место – 36),  кредитных спрэдов дефолтных свопов (50 место – 784,1) Вот например какие оценки имеют критерии уровня финансового развития (в скобках указан ы количество критериев, интервал занимаемых мест и интервал их оценки), в   том числе –                      институциональная среда o        либерализация финансового рынка     (3 фактора)   – 55-61 (2,6-1,06) o        корпоративное управление                 (7 факторов)  — 25-62 (4,4-3,0) o        правовые и нормативные вопросы    (10 факторов)-  7-61 (9,0-2,0) o        обеспечение исполнения контрактов (6  факторов)-   9-59 (343,0-2) -          бизнес-среда o        человеческий капитал                           (10 факторов)    6-59 (657,0-2,3) o        инфраструктура                                     ( 6 факторов)   24-51  (123,0-4,6) o        стоимость ведения бизнеса                   ( 6 факторов)   23-62  (4,4 -117,0) -          финансовая стабильность o        валюта стабильности                           (11 факторов)  8-62   (-3,1 -163,0) o        риск суверенного долгового кризиса   ( 5 факторов) 18-50  (4,1- 784,1)   -    банковские финансовые услуги   o        размер индекса                                      ( 7 факторов)   10-46   (5,9 -71,0) o        показатель эффективности                   ( 5 факторов)   38-62  (1,2- 15,9) o        финансовое раскрытие информации    (2 фактора)      26-41  (0 -17,0) - небанковские финансовые услуги  (14 факторов по 4 направлениям) — финансовые рынки (17 факторов по 4 направлениям); — финансовый доступ (12 факторов по 2 направлениям) К сожалению отсутствие аналитики по международн ым рейтингам для массовой публики, в частности отсутствие на сайте НБУ или Минфина баннера на этот сайт, не способствует предупреждению паники. Поэтому и упорно циркулируют бесперспективные слухи о обвале экономики Украины.   Будем надеяться, что  за счет реализации правительством последовательных шагов в финансовой политике Украина в 2013 году, не только не упадет, но и войдет (вползет в Год Змеи) в число 50 самых развитых стран в финансовом отношении.

+5

2

2 декабря 2012, 12:15

Так ли необходимо вводить для населения налог (сбор) при продажу валюты

2012 год выдался на редкость  урожайным на реформирование налогового законодательства. Так в Верховную Раду было внесено около 150 законопроектов, касающихся дополнительного наполнения бюджетов за счет изменения налогового законодательства. Из них по результатам обсуждения внесено  более 30 правок в Налоговый кодекс. И это не считая приостановленного законопроекта ГНС Украины о реформировании налогового законодательства, прошедшего неоднократное экспертное обсуждение, которым предусматривалось введение 3% налога в Пенсионный фонд при покупке/продаже валюты. Последние несколько недель экспертное сообщество обсуждает целесообразность введения налога на продажу валюты , его форму, размер и ставку.  Возникает вопрос насколько правомерна попытка обложить продажу валюты населением дополнительным налогом (сбором) по ставке 15%. Умолчание или сокрытие информации об элементах налога порождает возмущение и панику на рынке. Кроме того, практика принятия подобных документов предусматривает обязательное вынесение документа на всенародное обсуждение, что не соответствует механизму принятия решений Национальным банком Украины. Выскажем ряд предположений относительно некоторых возможных элементов налога с продажи валюты. Круг плательщиков. Валюту за разными процедурами продают физические лица (население) для удовлетворения своего спроса, юридические лица и предприниматели для выполнения контрактов, банки (на межбанковском рынке) для удовлетворения заявок клиентов. Логика предотвращения валютных спекуляций диктует необходимость введения специальных мер исключительно для банков. Что же говорят цифры. Пойти на такой сомнительный шаг НБУ вынудили ситуация с золотовалютными резервами в стране, снижение покупательского спроса на экспортную продукцию, в том числе металлопродукцию, вытеснение украинского товаропроизводителя  с рынков мясо-молочной и кондитерской продукции, труб, вагоностроения и фарфора Таможенного союза, стремительные темпы покупки валюты населением. Динамика факторов движения валюты на межбанковском валютном рынке   Показатели Январь Апрель Июнь Июль Август Сентябрь Октябрь ЗВР (Международные резервы на конец месяца), млн. дол.США 31464,3 31660,3 29317,7 30079,2 29994,49 29254,6 26811,7 Объем купленной банками валюты у населения, млн. дол.США 10,8 303,5 584,5 250,0 1618,8 1108,0 1171,1 Объем валюты проданной населению, млн. дол.США 904,4 1288,5 1484,9 2341,6 2909,6 3340,4 Объем купленной валюты в долларовом эквиваленте, млн. дол.США 1021,2 1296,0 1122,1 1538,9 1054,0 331,6 460 Объем проданной валюты в долларовом эквиваленте, млн. дол.США 1577,7 1505,2 1862,7 2349,3 618,1 1842,9 2256,6 Средневзвешенный курс гривны к доллару, покупка 802,69 800,96 806,8 807,79 808,93 811,78 813,9 Средневзвешенный курс гривны к доллару,  продажа 806,67 804,02 810,88 811, 62 812,38 815,07 816,4 Снижение РЕОК к предыдущему месяцу В т.ч  за счет курса           за счет  инфляции +3,7% +7,8% -4,1%   +0,8% +7,5% -2,7% -0,7% +0,2% -0,9% -2,0% 1,4% 0,6% -1,7% -1,4% -0,3%   Дельта покупки населением валюты, млн. дол.США 893,6 -303,5 704 1234,9 722,8 1801,6 2169,3 Дельта покупки валюты межбанковским рынком, млн. дол.США 556,5 209,2 740,6 810,4 -435,9 1511,3 1796,6 Данные таблицы доказывают прямую зависимость роста курса доллара при продаже от увеличения объема проданной валюты населению. Наличие дельт покупки валют населением и на межбанковском рынке говорит об обоснованности мнения НБУ о покупке валюты в спекулятивных целях. В тоже время введение налога (сбора) на продажу валюты исключительно для населения, исключая субъектов межбанковского рынка, сможет лишь частично предотвратить спекулятивные операции. При этом резко возрастает вероятность отказа населения от операций купли – продажи валюты, что приведет к  выводу из оборота 8,6 млрд долларов (сальдо операций по купле-продаже валюты населением за 10 месяцев 2012 года). 2. Размер ставки. Возможно Генеральный департамент денежно-кредитной политики НБУ предполагал, что при продаже валюты люди получают дополнительный доход, который должен облагаться по ставке 15%, или считал что продажа валюты похожа чем-то на доход от инвестиционной деятельности только с большей прибыльностью. В чем он был прав, так это в вероятности использования продажи валюты населением в качестве механизма обналичивания заработной платы и выплаты ее в конверте.

+13

1

1 декабря 2012, 20:20

Перспективы выпуска второй серии казначейских обязательств

В условиях глобальной нехватки финансовых ресурсов возможность получить дополнительный источник финансирования является вопросом выживания для многих стран Еврозоны, Ближнего Востока и Латинской Америки. Украина также испытывает трудности с финансовым обеспечением развития национальной экономики. На этом фоне, является правильным шагом поиск дополнительных источников капитала. Стратегически правильный ход выпуска казначейских обязательств согласно решения Кабмина от 05.09.2012 г., позволил по-новому взглянуть на этот традиционный инструмент. Первый транш государственных ценных бумаг (200 тыс. ГКО) был размещен среди населения в кратчайшие сроки в октябре 2012 года по цене 500-502 дол. США за штуку. За 11 дней продажи на рынке ценных бумаг было размещено 86,5% запланированного объема (по информации Минфина Украины).  Этот факт «мгновенной продажи» подтвердил спрос инвесторов, а также позволил более взвешенно подойти к возможности  выпуска второготранша  казначейских обязательств уже с 30 ноября 2012 года. Вложения в данный вид ценных бумаг является перспективным способом сохранения сбережений. Вложив в экономику Украины средства иностранный или отечественный инвестор сможет получить в течение 2-х лет 16% прибыли на вложенные средства. Первые двадцать долларов купонного дохода от покупки 1 ГКО инвестор уже получит в иностранной валюте уже 11 апреля 2012 года. Заметим, что мировые аналитические и рейтинговые агентства продолжают оценивать кредитный рейтинг государства, а соответственно его способность оплатить свои обязательства, на стабильном уровне«В» («Fitch») и «B2» («Moody’s)». Опыт первой эмиссии казначейских обязательств дает основание полагать, что второй выпуск также будет успешен, так как имеется высокий уровень предложения населением валюты (4 млрд.S за 2012 год) и условия сбережения такого рода вложений от обесценивания при продаже полученного дохода от их размещения. В дополнение отметим, что условия рынка финансовых инструментов динамично меняется, а это должно закономерно повлечь изменение сроков или процентов размещения государственных ценных бумаг.

Нет голосов

16

29 ноября 2012, 15:11

Последствия реализации решения о продаже валютной выручки для экономики Украины

15 ноября 2012 года Президент Украины В. Янукович подписал Закон Украины № 5480-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по расширению инструментов влияния на денежно-кредитный рынок» . Зная об опыте 100% продажи валютной выручки в Китае  и Беларуси, Правительство не раз пыталось ввести на протяжении 2010 -2011 года обязательную продажу валютной выручки экспортеров. Так в 2011 году на весеннем заседании Кабинета Министров Украины по инициативе работодателей был снят с рассмотрения законопроект Министерства экономического развития и торговли «О валютном регулировании и валютном контроле», которым вводилась обязательная 50% продажа валютной выручки и условия ограничения  вывода валютной выручки за рубеж. Нынешний одобренный Законопроект (реєстр. № 11033) предусматривает изменения в Хозяйственном кодексе Украины. Также  документом вносятся изменения в законы Украины «О Национальном банке Украины», «О внешнеэкономической деятельности», «О порядке осуществления расчетов в иностранной валюте». Документ  был внесён Национальным банком Украины напрямую в парламент 25 июля 2012 года, минуя обсуждение на уровне Кабинета Министров Украины и утомительные, с точки зрения Национального банка Украины,  процедуры согласования с Министерствами и социальными партнерами (Совместными представительскими органами стороны работодателей и профсоюзов). Отсутствовали и экспертные выводы Кабинета Министров Украины. Как раз 15 ноября Государственная служба статистики предоставила данные о состоянии внешнеторгового баланса Украины и экспортных объемов в разделе «статистика внешней торговли». ( http://www.ukrstat.gov.ua/express/expres_u.html ). На основании данных проанализированы  показатели  колебания экспорта за 2010 -2012 года Анализ динамики колебаний темпов прироста/падения экспорта товаров и услуг, млн. дол.США. Показатели 2010, 2011   Темп прироста 2011/ 2010 1 квартал 2012, 2 квартал 2012 3 квартал 2012 4 квартал 2012 Прогноз 2012 Ожидаемый темп роста 2012/2011 Всего товары и услуги, в т.ч. 63164,6 82107,4 29,99 19403,5 20863,1 20536,1 20193,1 80995,8 -1,4 Товары 51405,2 68409,8 33,08 16168,9 17508,9 17120,9 16434,4 67223,1 -1,7 Услуги 11759,4 13697,6 16,48   3234,6   3354,2 3415,2   3768,7 13762,7 +0,3   Источник: рассчитано с учетом ежеквартальной динамики изменения показателей экспорта.   Для решения вопроса в каких пределах вводить выручку необходимо понять какую же долю занимает валютная выручка в общих финансовых результатах? Такая статистика в целом по стране если и ведется, то исключительно Государственной налоговой службой Украины или Национальным банком Украины и носит характер конфиденциальной информации. Официальная статистика финансов содержит разрозненные общие данные за прошлый год без указания конкретных отраслей. Так общий доход (выручка) составила 4971,3 млрд.грн, в том числе по промышленности1686,9 млрд.грн.. По данным Государственной налоговой службы 1978 предприятий более 50% произведенной продукции экспортируют за рубеж, сума экспортных операций не разглашается. Банковские эксперты считают, что доля валютной выручки очень высокая.  Таким образом наблюдается непрозрачность доходов от экспортной деятельности. Поэтому фактически можно рассчитать только идеальную долю валютной выручки в целом по Украине. На мой взгляд именно расчет данной идеальной доли должен лежать в основе решения НБУ о фактических квотах продажи валютной выручки.  Я предлагаю это сделать на основании анализа последних имеющихся данных о формировании валового внутреннего продукта и валового национального дохода за 2 квартал 2012 года и установить ее значение плавающей в зависимости от динамики структурных составляющих ВВП.   Структурный анализ отдельных составляющих валового внутреннего продукта во 2 квартале 2012 года   Тип показателя Отдельные укрупненные виды деятельности в промышленности, в которых возможна внешнеэкономическая деятельность Данные, млн… грн. Доля  в ВВП ,% Изменения объема к предыдущему кварталу  в постоянных ценах 2007 года,% Валовый внутренний продукт Всего 351777 100 1,9 Сельское хозяйство 14904 4,2 3,3% Добывающая промышленность 23887 6,8 5,6% Перерабатывающая промышленность 51102 14,5 1,1% Производство электрической энергии 12105 3,4 -1,5% Строительство 10390 3,0 6,2 Объем экспорта Вего 181021 51,5 1,9 Объем импорта Вего 212142 60,3 -3,9   Источник:   экспресс-выпуск Госкомстата от 10.09.2012 № 02/4-28/297   Согласно данных Госслужбы статистики в 2012 году наблюдается в 3 квартале 2012 года падение ВВП на 1,2% в сравнении с данными 2 квартала, а в 4 квартале чуть больше 1,4%. С учетом изложенного и ежеквартальных темпов роста экспортно-импортных операций при условии своевременной продажи всех валютных поступлений и сохранении на прежнем уровне запаса продукции на складах ВВП за 4 квартал 2012 года составит 330,9 млрд.грн., объем экспорта – 175,2 млрд.грн., импорт – 223,1  млрд.грн., а потенциальный объем внутреннего рынка – 378,8 млрд.грн.  Тогда она составит  31,6% .   Предприятия активно придерживали, начиная со 2 полугодия 2012 года, валютную выручку на счетах предприятий. Так, Голова НБУ Арбузов  сообщил, что средства на заграничных счетах украинских предприятий  выросли за последние три года в три раза – с $3 млрд до более чем $9 млрд. Какие же выгоды от подобного решения властей. К несомненным плюсам в условиях отказа НБУ от политики поддержки фиксированного курса гривны следует отнести факт дополнительного стимулирования развития конкурентоспособного собственного производства с целью насыщения внутреннего рынка и предотвращения засилья импорта. Предоставление Национальному банку Украины права вводить на срок до шести месяцев обязательную продажу части поступлений в иностранной валюте в пользу резидентов Украины позволит в период ухудшения состояния платежного баланса более оперативно предотвращать развитие негативных тенденций на валютном рынке Украины, выбирать оптимальное время для введения порядка продажи валютной выручки, увеличивать приток средств резидентов в экономику Украины. К тому же такой механизм позволит уменьшить нагрузку на валютные резервы в процессе регулирования отечественного валютного рынка.

22 ноября 2012, 16:46

Курс гривны стабилизировался в долгосрочной перспективе

После ноябрьских валютных колебаний курс гривны стабилизировался и, похоже, в долгосрочной перспективе.  В СМИ и профессиональных кругах интенсивно обсуждался вопрос о фундаментальных и конъюнктурных причинах курсовых колебаний: спекулятивной составляющей валютного рынка, экспортных возможностях экономики, ситуации на мировых товарных рынках, внешних долгах и т.п.  Все они, по сути, в итоги сводятся к активности валютных спекулянтов на внутреннем рынке и состоянию внешнеэкономического сальдо. И если со спекулянтами НБУ более ли менее разобрался рыночно-административными методами, то валютные притоки-оттоки заслуживают более детального рассмотрения. Внешнеторговый оборот на 60% формируется за счет импортно-экспортных операций со странами СНГ, и на 40% со странами ЕС. В товарной структуре импорта ключевым каналом оттока валюты является импорт энергоносителей, стоимость которого достигает 70%. В тоже время, приток валюты в страну формируется металлургическими, химическими, агропромышленными и машиностроительными предприятиями, доля которых в ВНП страны составляет около 80%. Например, по данным Госкомстата за 9 месяцев 2012 года – поступления от предприятий черной металлургии составило 26,6% от общего объема экспорта, от выращивания зерновых — 8,9%, производства растительных масел — 5,9%, тяжелого и энергетического машиностроения -10% , транспортного машиностроения — 8,9%, химии — 6,1%, добычи металлических руд — 4,6%, пищевой промышленности — 4,4%. Отметим, что интеграция в мировую экономику — это не проблема государства, а нормальный процесс развития страны в мировом контексте. Факт 1 — Импорт газа. Ключевым «направлением» валютных расходов является оплата импортного газа и обслуживание внешнего долга. За 9 месяцев 2012 г. Украина импортировала природного газа 24,6 млрд.куб.м. на сумму 10,4 млрд.долл.США. за этот же период в 2011 году было импортировано 35,6 млрд.куб.м. на сумму 9,4 млрд.долл.США.  За эти поставки наша страна рассчитываться валютой, хотя поставки ноябрьского газа Украина оплатила, частично в РФ рублях. Таким образом, по этому направлению ухода валюты со страны не предвидеться. Факт 2 – Украинский экспорт. В ноябре этого года Украина может достигнуть рекордных объемов экспорта зерна, который по предварительным оценкам составит 3,1-3,2 млрд.тон. (Украинская аграрная конфедерация).  Такая динамика поставок продукции зерна на внешние рынки позволяет обеспечить поток валюты в страну, что, однозначно, поддержит курс гривны. Небезызвестный факт, что Украина входит в мировую десятку наибольших производителей металлов, а около 80% металлургической продукции страны экспортируется на внешние рынки.  В последнее время наблюдалась негативная динамика мировых рынков, но под конец года многие эксперты ожидают учение ситуации. 20 ноября 2012 года в опубликован отчет (оценка 62 странам) World Steel Association, согласно которому мировое производство металла возросло на 1,3% по сравнению с октябрем. Исходя из этого, следует ожидать увеличения притока валюты и от экспорта металлопродукции украинских компаний. В ноябре 2012 г. ценовая конъюнктура на рынке минеральных удобрений осталась неизменной. Дополнительно, в июне ЕС отменил дополнительную пошлину на импорт минеральных удобрений из Украины, что открыло дополнительные возможности для украинских производителей. Потому говорить об ухудшении поступлений валюты от этого сегмента экономики также не приходиться. Факт 3 – Обслуживание долгов. Ключевым риском в этом направлении выступают выплаты по внешним заимствованиям предыдущих периодов, а также достаточность золотовалютных резервов для обслуживания национальной экономики. В этом контексте отметим, что Минфин Украины привлек 1,25 млрд. долл.США под 7,8% за счет выпуска облигаций. Отметим, что известное рейтинговое агентство Fitch присвоило этому займу кредитный рейтинг «B» — стабильный. Это достаточно позитивный сигнал. В целом финансовая операция по размещению облигаций была своевременна и успешна. По информации Государственной казначейской службы, план заимствований в бюджет выполняется, все расходы по обслуживанию государственного долга (внутреннего и внешнего) выполняются в полном объеме. В завершение добавим, что в октябре-ноябре государству удалось предотвратить отток валюты в оффшоры, который по оценкам ГНСУ может достигнуть 50 млрд.долл.США. Не вступая в политические дискуссии, отметим, что можно констатировать стабилизацию национальной валюты.  Тенденции ближайших месяцев подтвердят наши предварительные выводы о стабильности гривны, в экономическом, а не в политическом смысле.

Нет голосов

Комментировать

6 ноября 2012, 22:53

Реальна ли стабильность гривны в поствыборных условиях

Вот и прошли выборы, казалось бы общество удовлетворено и должно продолжать работать на экономику страны, оставив в стороне обсуждение проблем возможной девальвации гривны и  взлета курса доллара. По состоянию на 1.11.2012р за  2012 год по отношению к доллару гривня снизилась на 1,2%, что в 30 раз ниже уровня обесценивания гривны в разгар мирового кризиса (35,0). Ан нет, в конце прошлой, первой послевыборной  недели на межбанковском валютном рынке  02 ноября 2012 года впервые за 3  года долар достиг уровня  осени 2009 года и стал стоить 8,18-8,2  грн. У большинства украинцев сразу же возник риторический вопрос – что дальше делать? И кто виноват?,  а у експертов – сохранились ли в послевыборной Украине условия, обеспечивающие стабильность гривны?             Экономическая теория и теория денег называет такие условия. Среди них достаточный объем золотовалютных резервов, рост производства,  поступление валютной выручки за экспортированную продукцию, качество предоставляемых кредитов, доверие к национальной денежной единице со стороны внутренних и внешних инвесторов, в том числе Международного валютного фонда.             Итак, в Украине золотовалютные резервы на 1 октября  2012 года составили 29255 $, млн., В основном они пополнялись за счет размещения евробондов и привлечения средств от населения посредством выпуска государственных облигаций, номинированных в иностранной валюте, а расходовались на сбалансирование валютного курса и погашение внешнего долга, международных кредитов. Таким образом, темпы прироста изменения золотовалютных резервов стабильны и не дают основания для создания паники по поводу девальвации гривны.   Гораздо существеннее влияют на гривну состояние объемов промышленного производства и экспорта продукции. 31 октября 2012 года был опубликованный доклад „О социально-экономическом состоянии Украины” ( http://www.ukrstat.gov.ua/ ). По данным государственной статотчетности производство промышленной продукции сократилось за 9 месяцев 2012 года на 1,2%, из-за падения производства в высокотехнологических и инвестицонно-привлекательных отраслях как производство нефтепродуктов (24,6%), легкая промышленность (8,2%), производство автомобилей (16,2%) и в целом машиностроение (4,2%), сельское хозяйство (4,6% за счет  трудоёмкой продукции растениеводства). Одними из факторов падения производства в условиях стремительного роста дефицита бюджета стало принудительное вымывание оборотных средств предприятий через авансовые платежи по налогу на прибыль и накопления просроченной бюджетной задолженности по НДС, а также  невыгодные условия получения  кредитов реальным сектором экономики. При этом  наблюдается отсутствие действенных мер по наращиванию собственного производства. Так за 8 месяцев 2012 года на 6,3% возросли объемы импорта в сравнение с аналогичным периодом прошлого года, особенно в те отрасли, в которых преимущественно еще работают оставшиеся конкурентоспособные отечественные предприятия. Это свиноводство, рыбоводство, точное приборостроение, автомобилестроение, сельскохозяйственное машиностроение (трактора и комбайны), фармацевтика, угледобывающая промышленность, производство удобрений и нефтепереработка. Экспорт же за 9 месяцев увеличился только лишь на 3%, при этом произошло сокращение экспорта черных металлов, руд, продуктов нефтепереработки. Таким образом было увеличено отрицательное сальдо внешней торговли на 23%, а на 2,4% сократился коэффициент покрытия экспортом импорта, что негативно сказывается на покупательной способности гривны. Для того что бы гривна устояла, помимо обеспечения стабильной экономической среды, необходимы незначительные колебания оказывающих на неё влияние конъюнктурных и структурных факторов. Анализ состояния конъюнктурных факторов доказал в принципе стабилизирующее воздействие на валютный рынок их экономической составляющей. Это и низкие темпы инфляции (за 9 месяцев 2012 года - дефляция), пресечение спекуляций на валютном рынке (к 5 достаточно влиятельным банкам применены в сентябре 2012 года санкции за спекуляции з выделенным кредитом НБУ для их рефинансирования); последовательные жёсткие меры Украины по регулированию грибкового валютного курса (колебания 1-2% от уровня на 01.01.2012 года)  и недопущения девальвации (мгновенный  выход НБУ в ноябре 2012 года на валютный рынок), степень развития рынка ценных бумаг,  низкие процентные ставки (7,5%) близкое к равновесному состояние фундаментального фактора — платежного баланса (за 8 месяцев 2012 года — профицит 0,3 млрд.дол. США).   Однако угрозу стремительной девальвации гривны несут ряд экономических  (степень использования национальной валюты в международных расчетах, развитие телекоммуникаций), политических и психологических (степень доверия к национальной валюте на национальном и мировом рынках) факторов, а также структурные факторы. К последним относят нарастающий покупательский диспаритет (покупательная способность национальной и иностранной валюты на один и тот же товар), замедление деловой активности в стране и замедление темпов роста национального дохода, превышение спроса над предложением валюты, практическая неконкурентоспособность большинства национальных товаров на мировых рынках вследствии их технологической отсталости, угроза введения обязательной продажи 50% валютной выручки в ближайшие дни. Особое внимание хотелось бы обратить на последствия для Украины решения ФРС США о количественном смягчении доллара, и последующим за этим решения Российской Федерации о мягкой девальвации рубля. В условиях сохранения стабильности гривны это приведет к поддержке доллара за счет украинской экономики и проблемах при взаиморасчётах за потребленный газ с Россией. На этом фоне в конце октября-начале ноября 2012 года ряд заявлений директора аналитической группы Fitch по суверенным эмитентам Чарльз Севиль об обесценивании гривны 10% до конца года то есть до 8,8-8,9 грн., заставили сомневающихся в необходимости девальвации, изменить свое мнение. В частности он отметил, что «Fitch исходит из того, что правительство страны сможет в следующем году снова получить доступ к финансированию от МВФ. Без такого финансирования существует риск дальнейшего сокращения резервов и неорганизованного обесценивания гривны. Угроза внешнего дефицита финансирования и перспектива президентских выборов в 2015 году означают, что у следующего правительства остается немного времени для проведения ключевых реформ». Большинство экспертов сходятся в оценке того, что 5-10% девальвация гривны является тем равновесным рычагом, который благоприятен экспортерам, и в тоже время не нанесет существенный вред банковской системе и платежеспособности населения. При это они не учитывают, что если украинским экспортерам не удастся восстановить объемы поставок на зарубежные рынки, то в условиях обязательной выплаты 8 $млрд. по внешним долгам  при отсутствии взаимопонимания с МВФ по вопросам ценообразования, формирования доходов, курсовой политики курс гривны может упасть еще на дополнительные 10%.  Очевидно, если правительство в краткосрочной перспективе на практике не создаст соответствующие реально работающие условия создания новых высокотехнологических рабочих мест, а экспортеры не используют полученные дополнительные доходы от 5% девальвации гривны для модернизации производства, то в 2013 году гривна будет под очень серьезным давлением из-за влияния ВТО на политику ограничения импорта и сокращения прямых иностранных инвестиций вследствие развертывания второй волны мирового кризиса. 

+16

5

2 ноября 2012, 01:19

Украине пора перейти от «политической» экономики к реальной

Выборный процесс в Украине «взболтнул» всю страну и поднял, казалось бы, давно забытые вопросы и проблемы. В пылу политической борьбы звучали «мистические прогнозы», делались необоснованные заявления и публично озвучивались заведомо «неподъемные» обязательства участниками выборного процесса.  Одной из традиционных тем послевыборных дискуссий является стабильность денежной гривны и обменные курсы валют. В 26 октября 2012 известное рейтингово-аналитическое агентство Fitch Ratings опубликовало свое исследование « Ukraine: Post-Election Challenges ». Эксперты этого агентства, из четырех суммарных критериев, три оценили как стабильные (макроэкономическую ситуацию, состояние системы государственных финансов, структурные изменения в национальной экономике) и лишь один – как негативный (внешнее финансирование).  Специалисты Fitch Ratings выделили следующие ключевые негативные факторы: отрицательное сальдо текущего платежного баланса, нестабильность валютного рынка страны, платежи по международным обязательствам, а также изменения в золотовалютных резервах государства.  Как минимум два из этих факторов связаны между собой – валютное регулирование и динамика золотовалютных резервов страны. Причин и факторов нестабильности валютных рынков предостаточно как в Украине, так и на глобальном уровне. Но у нас реализация законов регулирования финансовых рынков искажается излишней «политизированностью». Именно это сейчас и происходит в Украине. Последних два и три года украинцы живут в «ожидании» коллапса национальной финансовой системы. С завидным постоянством с уст различных экспертов, аналитических агентств, информационных служб озвучиваются  различные сценарии «апокалипсиса» банковского сектора Украины и обрушения финансовых рынков. К сожалению, четкие обоснования таких «прогнозов» можно увидеть достаточно редко.  На этом информационном фоне у обывателя складывается мнение, что после выборов либо произойдет «экономическое чудо», либо наступит полное разрушение национальной экономики. Отметим, что после выборов реальных причин для «финансового Армагеддона» в Украине не добавилось. «Выборы 2012» только задержали некоторые экономические процессы. Следует также указать, что специалисты Мирового Валютного Фонда в своем исследовании World Economic Outlook Database (October 2012) также позитивно оценили перспективы развития экономики Украины. Многие эксперты сразу же заговорили о каких-то «чрезвычайно больших будущих переменах». В СМИ начали звучать прогнозы об обвале гривны и росте инфляции. Но ведь тенденции нужно трактовать в комплексе. Например, украинские эксперты говорят об ухудшении курса гривны на следующий год и как следствие об обвале экономики, но почему-то забывают, что те же специалисты МВФ прогнозируют снижение уровня инфляции на 2013-2014 гг.: Страна 2008 2009 2010 2011 2012 2013 2014 Польша 3,3 3,5 3,1 4,6 3,2 2,5 2,5 Турция 10,1 6,5 6,4 10,4 6,5 5,7 5,0 Российская Федерация 13,3 8,8 8,8 6,1 6,7 6,5 6,5 Украина 22,3 12,3 9,1 4,6 6,0 5,9 5,0 Эстония 7,0 -1,7 5,4 4,1 5,0 3,2 2,8 Венгрия 3,5 5,6 4,7 4,1 5,4 3,5 3,0 International Monetary Fund, World Economic Outlook Database, October 2012 Inflation, end of period consumer prices Percent change Можно еще добавить, что МВФ также прогнозирует в 2013-2014 гг. рост ВНП Украины, увеличение валовых инвестиций (до21-22% от ВНП), снижение уровня безработицы до (7,7-7,6% от всего трудоспособного населения) и другие похожие изменения. Несколько неоднозначные получаются выводы у украинских экспертов. Определенно не следует заблуждаться по поводу стабильности национальной экономики  и защищенности финансовой системы. Но ведь не следует также подменять реальные экономические процессы политическими декларациями. Невзирая на спекуляции, отметим, что стабильность денежной единицы страны в первую очередь зависит от «здоровья» ее экономики, функционирования ее промышленности, активности внешней торговли. В 2012 г. Украина суммарно на 15 пунктов улучшила свой рейтинг по результатам традиционного исследования Мирового банка  Doing Business, о чем свидетельствует опубликованный отчет Doing Business 2013. Стране удалось подняться с 152 места рейтинга на 137 (в основном за счет упрощения процедур регистрации предприятий, оформления прав собственности и создания условий для развития малых и средних предприятий). Безусловно, у нас осталось еще много проблем развития, но для их решения нужно работать, делом обеспечивать товарное наполнение гривны, экспортом обеспечивать приток валюты в страну.   Хочется верить, что наше общество будет взвешенно реагировать на возможные изменения и прогнозы и  нам удастся перейти от «политической» к реальной экономике. Тогда страна станет более понятна иностранному инвестору, а украинские бизнесмены будут уверенны в функционировании экономических механизмов.

+9

7


Главная/

Борис Контролевич