Минфин - Курсы валют Украины

Установить
dikkens
Сергей Панасенко Записки dikkensa
Зарегистрирован:
31 мая 2010

Последний раз был на сайте:
26 апреля 2024 в 19:29
Подписчики (288):
svaer022
svaer022
meag
meag
50 лет, Вараш
ILONA2404
Ілона Мельник
45 лет
Zvzzz
Серый Петров
54 года
klienkatNadra
klienkatNadra
Kiev
naf422
naf422
24796230
IN GOD WE TRUST
belokyra
A ZART
44 года
slexus
slexus
GrugoriyHoland
GrugoriyHoland
57 лет, Киев
66550076
Антон Горячун
Index
Index
все подписчики
Сергей Панасенко — Записки dikkensa
1 октября 2011, 14:40

Макроэкономика или макродефектономика

30.09.2011

 

Есть подсистема государственного управления, незначительные усовершенствования или ошибки которой прямо отражаются на доходах всех граждан, уровне цен, процентах по кредитам, количестве безработных в стране, объемах валютных резервов, сбережениях.

Это макроэкономика — сфера влияния государства на движение национального хозяйства.

Характер, методы и последствия такого воздействия являются специфическими для стран, поскольку складывались они в силу различных реалий — производственных, финансовых, управленческих, деловых, политических, социальных.

Насколько эффективными и целесообразными являются макроэкономические регуляции в Украине и куда они нас заведут — вопрос не второстепенный.

Учитывая опыт лет независимости, можно сказать, что эта сфера деятельности государства является одной из самых непредсказуемых и опасных для субъектов экономики и граждан. Более того, именно макроэкономические провалы государственной политики в новейшей истории Украины оставили удручающий след на благосостоянии семей и хозяйственной динамике.

Рассматривая этот пласт проблем настоящего капитализма, выделим две части макроэкономики — внутреннюю и внешнюю. Начнем со второй как важнейшей.

Приоритетность внешнеэкономической сферы в макрорегулирования объясняется особой зависимостью небольших национальных экономик, к которым относится и украинская, от взаимоотношений с мировым хозяйством в сегодняшней открытой международной торгово-финансовой системе.

Малые экономики сильно зависят от возможностей обмена товарами и услугами с другими странами, а также от поступления иностранных технологий и капиталов, без которых не удается выстоять в конкуренции на мировых рынках. Валюта и другие монетарные ценности, без которых невозможны национальные денежные системы, не возникают сами по себе.

Насколько весомыми для национального производства и потребления являются внешнеэкономические аспекты, свидетельствует история Украины. Два катастрофических фиаско отечественной экономики в 1992-1996 годах и в 2008 году, когда объемы ВВП упали соответственно на 57% и на 25%, произошли в силу внешних макроэкономических обстоятельств.

В 1990-х годах, после краха социалистической интеграции, остановился украинский экспорт, развалилась система платежей, валютных поступлений не было по определению, и в условиях последующей транспортировки по трубам газа и нефти из России дефицит внешней торговли Украины стал роковым.

В 2008 году власти тоже закрыли глаза на разбухание дефицита экспортно-импортного оборота и международных долгов отечественных финансовых и нефинансовых предприятий, темпы которых стали чрезвычайными. Стоимость гривни развалилась с началом бегства иностранных капиталов, что обусловило второй акт национальной экономической драмы.

Это экономическое безвременье по своим последствиям адекватно разрушительным действиям войн и депрессий, которые называют великими.

Был еще один кризис внешнеэкономического регулирования — в 1998-1999 годах, когда из-за нехватки валюты и оттока международных капиталов после дефолтов в Южной Корее, Индонезии и России курс гривни упал с 1,9 гривни за доллар до 5,3 гривни за доллар.

Государство расписалось в неспособности выплачивать зарплаты, пенсии, социальные пособия, энергетические субсидии. Еще на 4-5% упало производство.

Тогда власти минимизировали шок, прибегнув к силовым методам: арестовали счета должников, повысили барьеры импорта, выпросили поставки газа в кредит, постепенно и значительно глубже положенного девальвировали обменный курс.

Во всех трех случаях финансовые бедствия были вызваны действиями властей. Тогдашние руководители не смогли ни предотвратить, ни правильно отреагировать на финансовые взрывы.

В 1992 году правительство премьер-министра Леонида Кучмы ввело квоты и разрешения на вывоз товаров и одновременно стимулировало импорт, предоставив России государственные гарантии оплаты любых поставок нефти и газа. При этом стоимость газа выросла с 6-8 долларов в 1992 году до 50 долларов в 1996 году. Покупка происходила в долг.

Особенно вредным было решение напечатать невероятные объемы купоно-карбованцев и предоставить их предприятиям-банкротам, которые до сих пор кредитовались из Москвы.

Эта дерзкая эмиссия пустых денежных знаков грубо нарушила любые паритеты между ними и поступлениями долларов и марок, что уничтожившего как явление внутреннюю ставку валютного обмена в 1993-1994 годах. Международный финансовый обмен стал невозможным. МВФ отказал Украине в сотрудничестве.

Иностранные капиталы были мизерны и поступали только в натуре. Не было возможности создать хотя бы минимальные валютные резервы. Деньги потеряли свои свойства, страну охватил бартер. Все эти обстоятельства создали первооснову массовой остановки предприятий, многомиллионного увольнения работников, угнетающего падения благосостояния людей.

В середине 2000-х годов новая украинская демократия, видимо, решила, что можно дать людям блага без увеличения производства. Стоит только открыть шлюзы для притока иностранных товаров и попросить толстосумов дать немного денег.

Первые зарубежные коммерческие кредиты шли под честное слово Виктора Ющенко. Однако предложения кредиторов оставались короткими.

Экономика тогда свернула на ложный путь нетто-экспортера с сногсшибательным ростом дефицита внешней торговли, нашествием потребительских ссуд, активной накачкой в экономику необеспеченных гривен в качестве способа уравновесить инвалютный поток.

Финансовых чиновников радовало искусственное укрепление обменного курса по 5,3 гривни за доллар до 4,6 гривни за доллар, и они не замечали ловушки, в которую попадает страна.

Ревальвация курса противоречила дефициту внешней торговли. Капиталы были спекулятивными и временными, валютная стоимость капитальных ценностей — акций, жилья, земли — и прибыли и зарплат — надутыми мыльными пузырями.

Тесты кредитоспособности украинских банков в 2007-2008 годах показали плохое состояние более чем двух третей финучреждений.

В эти годы украинские власти без всяких оговорок соглашались на кратное повышение цен на импортный газ — они прыгнули с 50 долларов за тысячу кубометров в 2005 году до 240 долларов в 2009 году — и не уменьшали объемов его закупки.

«Нафтогаз» залез в валютные долги и стал фактически банкротом: газ по таким ценам продать внутренним потребителям было невозможно, и государственная компания начала работать в убыток. Правительство спрятало голову в песок: оно увеличил уставный капитал банкрота за счет государственных займов, и то эти деньги тратило на погашение убытков.

Неадекватной была и реакция властей на срыв валютного курса после начала кризиса, с октября 2008 года. Украинская администрация растерялась, потеряла контроль над ситуацией, ее действия способствовали бегству иностранных капиталов.

В течение октября-декабря 2008 года Нацбанк государства установил рекорды инфляционной эмиссии гривни — 105,4 миллиарда гривен. Он раздал деньги банкам, которые пошли с ними на валютный рынок. Параллельно НБУ распродавал свои валютные резервы, уменьшив их за три месяца с 38 миллиардов долларов до 28 миллиардов долларов.

Бегство международных капиталов было похоже на панику в первые дни чернобыльской катастрофы. Курс гривни провалился с 4,7 гривни за доллар в сентябре до 8,1 гривни за доллар в конце декабря. После этого импорт товаров и услуг уменьшился вдвое, параллельно почти на столько же упал экспорт.

Временно баланс внешней торговли стал профицитным, но не могло удержаться на достигнутом уровне ни производство, ни потребление. Инвестиции пикировали в 2,2 раза, строительные работы — втрое.

Дефицит госбюджета 2009 года превзошел треть его расходов. Кабмин обратился к заимствованиям и за год увеличил госдолг на 90 миллиардов гривен или 10% ВВП. Валюта, полученная от МВФ, пошла на возврат частных долгов. Зато чистые прямые иностранные инвестиции и международные кредиты приблизились к нулю.

К сожалению, широкие внешние займы позволили быстро восстановить импорт и уже в 2010 году вернуться к состоянию дефицита торгового и текущего счета платежного балансов.

Остается вопрос: что было истинной причиной этих финансовых фиаско — невежество чиновников или их примитивная алчность, их липкие ладони?

Владимир Лановой

По материалам сайта Економічна правда

http://ineko-invest.com/rus/economic_news.php?news_id=41956

Просмотров: 356, сегодня — 0
Следить за новыми комментариями

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться