31 мая 2010
Последний раз был на сайте:
26 апреля 2024 в 19:29
-
meag
50 лет, Вараш
-
Ілона Мельник
45 лет
-
Серый Петров
54 года
-
klienkatNadra
Kiev
-
A ZART
44 года
-
GrugoriyHoland
57 лет, Киев
- 1 октября 2011, 14:40
Макроэкономика или макродефектономика
30.09.2011
Есть подсистема государственного управления, незначительные усовершенствования или ошибки которой прямо отражаются на доходах всех граждан, уровне цен, процентах по кредитам, количестве безработных в стране, объемах валютных резервов, сбережениях. Это макроэкономика — сфера влияния государства на движение национального хозяйства. Характер, методы и последствия такого воздействия являются специфическими для стран, поскольку складывались они в силу различных реалий — производственных, финансовых, управленческих, деловых, политических, социальных. Насколько эффективными и целесообразными являются макроэкономические регуляции в Украине и куда они нас заведут — вопрос не второстепенный. Учитывая опыт лет независимости, можно сказать, что эта сфера деятельности государства является одной из самых непредсказуемых и опасных для субъектов экономики и граждан. Более того, именно макроэкономические провалы государственной политики в новейшей истории Украины оставили удручающий след на благосостоянии семей и хозяйственной динамике. Рассматривая этот пласт проблем настоящего капитализма, выделим две части макроэкономики — внутреннюю и внешнюю. Начнем со второй как важнейшей. Приоритетность внешнеэкономической сферы в макрорегулирования объясняется особой зависимостью небольших национальных экономик, к которым относится и украинская, от взаимоотношений с мировым хозяйством в сегодняшней открытой международной торгово-финансовой системе. Малые экономики сильно зависят от возможностей обмена товарами и услугами с другими странами, а также от поступления иностранных технологий и капиталов, без которых не удается выстоять в конкуренции на мировых рынках. Валюта и другие монетарные ценности, без которых невозможны национальные денежные системы, не возникают сами по себе. Насколько весомыми для национального производства и потребления являются внешнеэкономические аспекты, свидетельствует история Украины. Два катастрофических фиаско отечественной экономики в 1992-1996 годах и в 2008 году, когда объемы ВВП упали соответственно на 57% и на 25%, произошли в силу внешних макроэкономических обстоятельств. В 1990-х годах, после краха социалистической интеграции, остановился украинский экспорт, развалилась система платежей, валютных поступлений не было по определению, и в условиях последующей транспортировки по трубам газа и нефти из России дефицит внешней торговли Украины стал роковым. В 2008 году власти тоже закрыли глаза на разбухание дефицита экспортно-импортного оборота и международных долгов отечественных финансовых и нефинансовых предприятий, темпы которых стали чрезвычайными. Стоимость гривни развалилась с началом бегства иностранных капиталов, что обусловило второй акт национальной экономической драмы. Это экономическое безвременье по своим последствиям адекватно разрушительным действиям войн и депрессий, которые называют великими. Был еще один кризис внешнеэкономического регулирования — в 1998-1999 годах, когда из-за нехватки валюты и оттока международных капиталов после дефолтов в Южной Корее, Индонезии и России курс гривни упал с 1,9 гривни за доллар до 5,3 гривни за доллар. Государство расписалось в неспособности выплачивать зарплаты, пенсии, социальные пособия, энергетические субсидии. Еще на 4-5% упало производство. Тогда власти минимизировали шок, прибегнув к силовым методам: арестовали счета должников, повысили барьеры импорта, выпросили поставки газа в кредит, постепенно и значительно глубже положенного девальвировали обменный курс. Во всех трех случаях финансовые бедствия были вызваны действиями властей. Тогдашние руководители не смогли ни предотвратить, ни правильно отреагировать на финансовые взрывы. В 1992 году правительство премьер-министра Леонида Кучмы ввело квоты и разрешения на вывоз товаров и одновременно стимулировало импорт, предоставив России государственные гарантии оплаты любых поставок нефти и газа. При этом стоимость газа выросла с 6-8 долларов в 1992 году до 50 долларов в 1996 году. Покупка происходила в долг. Особенно вредным было решение напечатать невероятные объемы купоно-карбованцев и предоставить их предприятиям-банкротам, которые до сих пор кредитовались из Москвы. Эта дерзкая эмиссия пустых денежных знаков грубо нарушила любые паритеты между ними и поступлениями долларов и марок, что уничтожившего как явление внутреннюю ставку валютного обмена в 1993-1994 годах. Международный финансовый обмен стал невозможным. МВФ отказал Украине в сотрудничестве. Иностранные капиталы были мизерны и поступали только в натуре. Не было возможности создать хотя бы минимальные валютные резервы. Деньги потеряли свои свойства, страну охватил бартер. Все эти обстоятельства создали первооснову массовой остановки предприятий, многомиллионного увольнения работников, угнетающего падения благосостояния людей. В середине 2000-х годов новая украинская демократия, видимо, решила, что можно дать людям блага без увеличения производства. Стоит только открыть шлюзы для притока иностранных товаров и попросить толстосумов дать немного денег. Первые зарубежные коммерческие кредиты шли под честное слово Виктора Ющенко. Однако предложения кредиторов оставались короткими. Экономика тогда свернула на ложный путь нетто-экспортера с сногсшибательным ростом дефицита внешней торговли, нашествием потребительских ссуд, активной накачкой в экономику необеспеченных гривен в качестве способа уравновесить инвалютный поток. Финансовых чиновников радовало искусственное укрепление обменного курса по 5,3 гривни за доллар до 4,6 гривни за доллар, и они не замечали ловушки, в которую попадает страна. Ревальвация курса противоречила дефициту внешней торговли. Капиталы были спекулятивными и временными, валютная стоимость капитальных ценностей — акций, жилья, земли — и прибыли и зарплат — надутыми мыльными пузырями. Тесты кредитоспособности украинских банков в 2007-2008 годах показали плохое состояние более чем двух третей финучреждений. В эти годы украинские власти без всяких оговорок соглашались на кратное повышение цен на импортный газ — они прыгнули с 50 долларов за тысячу кубометров в 2005 году до 240 долларов в 2009 году — и не уменьшали объемов его закупки. «Нафтогаз» залез в валютные долги и стал фактически банкротом: газ по таким ценам продать внутренним потребителям было невозможно, и государственная компания начала работать в убыток. Правительство спрятало голову в песок: оно увеличил уставный капитал банкрота за счет государственных займов, и то эти деньги тратило на погашение убытков. Неадекватной была и реакция властей на срыв валютного курса после начала кризиса, с октября 2008 года. Украинская администрация растерялась, потеряла контроль над ситуацией, ее действия способствовали бегству иностранных капиталов. В течение октября-декабря 2008 года Нацбанк государства установил рекорды инфляционной эмиссии гривни — 105,4 миллиарда гривен. Он раздал деньги банкам, которые пошли с ними на валютный рынок. Параллельно НБУ распродавал свои валютные резервы, уменьшив их за три месяца с 38 миллиардов долларов до 28 миллиардов долларов. Бегство международных капиталов было похоже на панику в первые дни чернобыльской катастрофы. Курс гривни провалился с 4,7 гривни за доллар в сентябре до 8,1 гривни за доллар в конце декабря. После этого импорт товаров и услуг уменьшился вдвое, параллельно почти на столько же упал экспорт. Временно баланс внешней торговли стал профицитным, но не могло удержаться на достигнутом уровне ни производство, ни потребление. Инвестиции пикировали в 2,2 раза, строительные работы — втрое. Дефицит госбюджета 2009 года превзошел треть его расходов. Кабмин обратился к заимствованиям и за год увеличил госдолг на 90 миллиардов гривен или 10% ВВП. Валюта, полученная от МВФ, пошла на возврат частных долгов. Зато чистые прямые иностранные инвестиции и международные кредиты приблизились к нулю. К сожалению, широкие внешние займы позволили быстро восстановить импорт и уже в 2010 году вернуться к состоянию дефицита торгового и текущего счета платежного балансов. Остается вопрос: что было истинной причиной этих финансовых фиаско — невежество чиновников или их примитивная алчность, их липкие ладони? Владимир Лановой По материалам сайта Економічна правда |
|
30
|
- 17:26 Курс валют на вечер 26 апреля: доллар и евро выросли на межбанке
- 14:55 Средний курс покупки наличного доллара в банках не изменился. По чем сейчас продают валюту
- 11:45 Stripe будет принимать платежи в крипте, SEC отложила решение по опционам на спотовые биткоин-ETF: что нового на рынке
- 10:33 Курс валют на 26 апреля: доллар в банках подешевел, евро — подорожал
- 09:27 НБУ вводит в обращение памятную монету «Чернобыль. Возрождение. Аист черный» (фото)
- 08:02 Официальный курс: НБУ снизил гривну на 20 копеек
- 25.04.2024
- 18:39 В НБУ говорят, что курсовые колебания не несут никакой угрозы
- 18:17 Блокнот с надписью «Buy Bitcoin» продали на аукционе за $1 млн
- 17:54 Активы «дочек» росбанков уже проданы на 5 млрд гривен — Минэкономики
- 17:41 Курс валют на вечер 25 апреля: доллар и евро на межбанке ушли вниз
Комментарии