Минфин - Курсы валют Украины

Установить
20 июля 2015, 14:19 Читати українською

НДС-проклятье: какие проблемы надо решить до 1 октября

16 июля Верховная Рада смягчила требования к бизнесу. Как минимум до 1 октября за нарушения правил ведения электронных НДС-счетов штрафовать не будут. По задумке законодателей, продление срока позволит и бизнесу, и налоговой лучше подготовиться к полноценному внедрению системы электронного администрирования НДС.

НДС-проклятье: какие проблемы надо решить до 1 октября
Фото: shutterstock.com

Напомним, что 1 июля закончился период тестовой эксплуатации электронного администрирования НДС. Теперь все предприятия обязаны регистрировать все налоговые накладные в реестре в течение двух недель. То есть не позднее 15 июля все налоговые накладные уже должны были быть внесены в реестр. Кроме того, заявлять налоговый кредит по НДС можно только в пределах сумм, накопившихся на спецсчете плательщика. Иначе говоря, нынешняя система вынуждает предприятия «замораживать» деньги на спецсчете, чтобы иметь возможность нормально вести хозяйственную деятельность.

Логика властей вполне понятна: фиктивное возмещение НДС уже долгие годы остается одной из самых коррумпированных схем, ежегодно наносящих бюджету убытки на миллиарды гривен. Если все налоговые накладные регистрируются в одном реестре, то цепочки фиктивного возмещения вскрываются очень быстро. Отчаявшись справиться с махинаторами традиционными способами, государство ввело тотальный контроль и вполне успешно пресекает действия мошенников.

Претензии бизнеса тоже логичны: в условиях финансового кризиса направлять на неопределенный срок оборотные средства на НДС-счета очень непросто. Есть и ряд других претензий, в том числе непонятные формулы расчета и не отлаженный механизм работы. Журналисты опросили два десятка бизнесменов, что им не нравится в электронном администрировании НДС и составила своеобразный рейтинг претензий к системе НДС-счетов.

Вымывание средств

На эту трудность пожаловались почти все респонденты. Учитывая, что денег у предприятий и так хронически не хватает, а доступа к кредитным ресурсам нет, замораживание средств на спецсчетах весьма ощутимо бьет по карману бизнесменов. Де-факто, внося заранее НДС, бизнес кредитует государство на крайне выгодных для последнего условиях – беспроцентно. А зачастую потом еще и вынужден практически вымаливать у государства возмещение НДС. Несмотря на многолетние разговоры, система автоматического возмещения НДС работает с большим скрипом.

В итоге, не имея достаточных средств для аккумулирования на спецсчетах, предприятия наращивают долги, не выплачивают зарплату и не рассчитываются с поставщиками, лишь бы не попасть на штрафы.

Другая особенность новой системы: необходимость постоянного контроля наличия средств на спецсчете. Учитывая, что крупные компании (например, продуктовые торговые сети), ежедневно обрабатывают десятки тысяч накладных, дополнительный контроль и необходимость жесткого планирования торговых операций доставляет изрядные трудности.

Технические тонкости

Подавляющее большинство предприятий жалуются на нестабильную работу единого реестра налоговых накладных: часто система «стоит» и данные в реестр внести не удается. Кроме того, нет единой универсальной программы: каждое предприятие может использовать свое программное обеспечение. Разные алгоритмы работы и другие технические нюансы затрудняют обработку информации. Более того – у некоторых компаний вообще нет программы, способной принимать накладные на утверждение, поэтому они получают документы уже из реестра. Это приводит к потере времени и трудностям в работе.

В итоге из-за не отлаженной системы бизнес испытывает определенные трудности с использованием электронных НДС-счетов. Вместе с тем, предприниматели отмечают, что если техническую трудности будут преодолены (отрегулируют процесс передачи, внедрят единое бесплатное ПО, обеспечат стабильность связи), то реестр налоговых накладных станет вполне удобным и эффективным инструментом.

Отправка «на флажке»

Эта трудность относится, скорее, не к самой работе системы электронного реестра накладных, а к человеческому фактору. Многие украинские бизнесмены традиционно откладывают регистрацию накладных на последний день. Это объясняется несколькими причинами: и новизной системы НДС-счетов, и недостаточным знанием особенностей внесения накладных в реестр, и неготовностью к работе с новым продуктом, и банальным разгильдяйством. В итоге в последние дни система из-за резкого увеличения количества обращений работала нестабильно, ряд накладных в реестр вносился с опозданием. Информация к контрагентам попадала с опозданием, что усложняло их работу.

Другая сторона человеческого фактора: часто в спешке данные вносились некорректно, встречались и ошибки в суммах, и в текстовых полях. На выявление и исправление этих ошибок требовалось время, что также основательно тормозило работу предприятий, ожидавших появления накладных в электронном реестре.

Правки в ПО в ходе тестовой эксплуатации

О том, что программное обеспечение дорабатывалось практически на ходу – уже в ходе тестовой эксплуатации системы электронных НДС-накладных, журналистам сообщило несколько предпринимателей. Остальные, впрочем, особых изменений не заметили, лишь сетуя на неудобную в использовании систему. Другие же отметили, что непривычного человека постоянные изменения в системе могут изрядно сбить с толку. При этом с тем, что система нуждается в дальнейшей доработке, не спорил ни один из опрошенных предпринимателей, а значит дальнейшие изменения в ПО неизбежны.

Недобросовестные контрагенты

Система электронных НДС-счетов работает всего полмесяца, но ряд компаний уже жалуются на поведение контрагентов. Дело в том, что у предприятия нет никаких рычагов влияния на партнера, не внесшего или несвоевременно внесшего налоговую накладную в реестр. Да, в законе предусмотрены штрафы для таких плательщиков, но штрафы оплачиваются в казну государства, а не предприятию. А пока накладная не внесена в реестр, предприятие не может заявлять суммы возмещения НДС, и вынуждено отвлекать оборотные средства для пополнения спецсчета. Особенно актуальна проблема для торговых компаний, работающих с сотнями сравнительно небольших фирм, где бухгалтерская дисциплина далеко не на высшем уровне.

Иван Зайцев

Комментарии - 3

+
+8
ImA
ImA
21 июля 2015, 11:23
#
Рано или поздно такая система администрирования НДС будет выброшена на помойку.
1. Система сложна, затратна и для государства и для бизнеса. Налоги и система их оплаты должна быть максимально простой для развивающейся страны. Чем ближе она к упрощенной ( на едином налоге) тем лучше.
2. Если она так хороша, то почему же ВЕСЬ МИР кроме Украины ( слышал, что в Азербайджане есть нечто подобное) против и не использует ее.
3. Казнокрадство и воровство не решаются техническими методами. Причин много и основная — процесс первоначального накопления капитала в стране не закончен.
+
0
20150224
20150224
22 июля 2015, 8:53
#
3п никогда не закончится 8)
+
0
Іван Іванов
Іван Іванов
22 июля 2015, 13:52
#
Для меня например «система» работает абсолютно нормально.
Единственный не доработанный момент — это автоматическое возмещение НДС!!!
Будем надеяться, что это заработает в конце концов, когда нибудь…
Все остальное относится к «Отправка «на флажке»» и «Недобросовестные контрагенты» Причем первое — более применяемо!
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться