ВХОД
Вернуться
Яника Мерило: если у государства нет денег на развитие электронного правительства, деньги есть у частного сектора

Яника Мерило: если у государства нет денег на развитие электронного правительства, деньги есть у частного сектора

Система электронного правительства – не просто способ значительно упростить заботы граждан и бизнеса, но и эффективный метод в борьбе с коррупцией на определенном уровне, считает Яника Мерило, венчурный инвестор и эксперт по вопросам e-Government в Украине.

Яника Мерило является управляющим директором Ассоциации международных инвесторов UVCA, экспертом Агентства электронного правительства Украины. Также Яника являлась членом совета директоров UАngel, председателем совета директоров фонда BrainBasket и советником председателя комитета иностранных дел Парламента Эстонии. Согласно профессиональной биографии, вопросами привлечения инвестиций на рынки России, Украины и стран Балтии она занимается более 12 лет.

Помимо прочего, до недавнего времени Яника занимала должность советника министра экономического развития и торговли Украины. В министерстве Айвараса Абромавичуса она была ответственной за привлечение инвестиций в Украину, улучшение инвестиционного и бизнес-климата, координацию международных программ и разработку решений электронного правительства.

Впрочем, спустя несколько месяцев Яника приняла решение покинуть должность советника министра в пользу нового проекта — общественной организации ICT Competence Center, которая занимается внедрением элементов электронного правительства в Украине.

Ее появление в украинской политике и общественной жизни спровоцировало шквал обсуждений в социальный сетях. В частности, неоднозначную реакцию вызвала непривычно яркая внешность женщины из нового госаппарата. Впрочем, резюме и профессиональный опыт Яники Мерило говорят сами за себя.

В беседе с «Минфином» Яника поделилась наблюдениями за развитием и перспективами электронного правительства в Украине, а также рассказала об опыте Эстонии во внедрении e-Government.

— Что такое электронное правительство и каково его будущее в Украине?

— Электронное правительство — это возможность делать в электронном виде всё то, что мы сегодня делаем в бумажном, например — подача заявления в милицию, регистрация новорожденного ребенка, получение справки о несудимости, замена паспорта.

Есть порядка 80 приоритетных услуг, которые нужны населению, но их нет в электронном виде.

Иногда разные города говорят о том, что у них есть электронное правительство, имея в виду документооборот, домашнюю страницу или возможность, написать электронное письмо мэру. Или же мы слышим о налаживании электронного документооборота в министерствах. Но мы понимаем, что для простых граждан это все второстепенно. В первую очередь надо дать возможность делать всё то, что граждане и бизнес привыкли делать через бумаги, чиновников и очереди — самостоятельно с помощью компьютера.

— Действительно ли e-government может частично решить проблему коррупции на определенном уровне?

— Есть прямая корреляция — чем выше уровень развития электронного правительства, тем ниже коррупция.

Как пример — нужно получить какую-то справку из госорганов. Человек идет к чиновнику, пишет заявление, и там вам отвечают, что документ будет готов через 10 дней. «Хорошо, — возникает вопрос, — а можно сделать за два дня?». И могут найтись варианты. В интернете некому дать взятку.

— Люди должны будут отправлять свои данные в сеть. Как обезопасить эти данные и готово ли украинское общество к такому?

— Например, при электронных административных услугах есть разные уровни риска. Есть такие, которые могут требовать самый низкий уровень защиты, как, например, написать письмо мэру, так как они не носят особенного риска по нанесению ущерба. Для услуг, требующих более высокий уровень защиты, ICT Center создал пилотный проект с банками и телекомами BankID и MobileID, который начинает действовать во Львове и Днепропетровске.

Менее безопасно то, что у каких-то чиновников есть доступ ко всем моим данным, и я даже не могу представить себе, кто мою информацию читает. Как это работает в Эстонии? Я вхожу в систему и вижу, когда и кто из чиновников и на каком основании хочет посмотреть на мои данные. В Украине я, наоборот, не совсем понимаю, что происходит с моими документами и папками, которые стоят в углу у кого-то в кабинете. Я думаю, что украинское общество в своем большинстве давно уже готово получать электронные услуги.

На сегодняшний день требования к безопасности очень высоки. Мы с одним министерством сравнивали требования Украины и НАТО. Скажем так, если в НАТО некоторые вещи можно сделать за несколько месяцев (получить разрешение или техописание), то в Украине этот процесс может занять 9 месяцев. С одной стороны - не все украинские системы защищены и бывают взломы, но это точно не из-за слишком низких требований. Но уровень безопасности интернет-банкинга для верификации и цифровая подпись — это больше, чем нужно для большинства еще несуществующих электронных услуг.

— Как электронное правительство работает в Эстонии? Какие шаги для его создания предпринимали со стороны государства и частного сектора?

— Сегодня в Эстонии всё общение с государством может проходить только в электронном виде.

В Эстонии все было намного проще, потому что были идеальные «климатические» условия. Была политическая воля, было прогрессивное правительство, принимались соответствующие законы.

Частному сектору необходимо было все это поддерживать, но не совсем «тянуть и толкать». Например, идентификация человека в системе электронного правительства через интернет-банки и через мобильные была внедрена в Эстонии в 1998 году. Людей, в том числе и пенсионеров, стали массово обучать пользованию интернетом, постоянно повышался уровень проникновения интернета — всё это было организовано частным сектором, отдельные услуги внедрялись с помощью бизнеса.

Частный сектор может лишь помочь разработать и построить решения, но создавать стратегию развития и ключевые стандарты, и общие рамки должно государство.

— То есть эстонская модель не может стать базовой для Украины?

— Не может, потому что это настолько разные реалии. Эстония развивалась совсем в других условиях, у них не было двадцати лет бюрократии и коррупции. Модель в целом я бы не использовала, скорее, учитывала бы определенные выводы и принимала бы какой -то опыт.

— Есть ли в Украине задатки для электронного правительства?

— Задатки есть. Есть некоторые государственные органы самоуправления, которые продвинуты и хотят внедрять новые решение и предлагать новые услуги в электронном виде. Где-то граждане могут проследить, как двигается его справка. Но услуг как таковых, за которыми гражданин не должен идти куда-то и стоять в очереди, их нет.

— Реально ли в Украине воплотить в жизнь идеальную систему электронного правительства и когда это будет?

— В идеале бумага не нужна вовсе. Всё, что мне нужно, я могу делать сама через компьютер и практически сразу. Для этого нужно много — нужны базы данных, связь между ними, способы идентификации и т.д. В Эстонии это все делалось лет 15.

У нас же есть множество проблем, из-за которых всё быстро не запустится, главная из них — отсутствие единого органа, который отвечал бы за формирование единой стратегии и имел бы полномочия и бюджет делать это.

Есть прогрессивные министерства и органы местного самоуправления, с которыми, например, и ICT Competence Center работает. Например, Львов и Днепропетровск хотят запустить портал с новыми технологиями идентификации, Министерство внутренних дел хочет также запустить часть электронных услуг. Но какое-нибудь другое министерство или горадминистрация говорят: «нам не до этого», и нет никаких рычагов влияния на них, так как нет государственной стратегии с целями, сроками и ответственными.

Пока, к сожалению, можем внедрять элементы электронного правительства там, где есть желание и готовность. Потом, например, жители других городов посмотрят на опыт львовян и спросят: «А почему у нас такого нет? Почему мы не можем пользоваться электронными услугами государства?». И так постепенно будут проявлять инициативу другие города и органы и решения будут масштабироваться.

— Львов был первым городом, который изъявил желание внедрить элементы электронного правительства?

Да. Во Львов нас пригласил мэр Андрей Садовый и сказал, что это ему это нужно и интересно. Проще всего пилотировать там, где есть полная поддержка. Во Львове возраст среднего чиновника — 26 лет, ему легче объяснить, что такое документооборот и так далее.

Надо сказать, что пару недель назад я была в Харькове, и там тоже есть такое желание. Также как в Днепропетровске и еще нескольких городах. Я сказала бы, что на уровне самоуправлений реально есть интерес и понимание что нужно внедрять электронные услуги.

— Насколько дорого обходится такой эксперимент для Львова?

Этот «пилот» мы запускаем для Львова бесплатно. То есть одно предприятие делает портал услуг, банки бесплатно запускают идентификацию через свои интернет-банкинги, мобильные операторы MobileID, другие компании работают с органами самоуправления, помогая им организовать процесс и так далее. При этом все происходит на волонтерских началах.

Абсолютно невозможно оценить, как это будет работать в масштабах государства. Для определенных целей можно найти разные деньги: донорские, техническая помощь, инвестиции, но пока нет на государственном уровне даже стратегии и не поставлена задача.

— Как насчет Киева?

Киев предлагает определенные возможности, но опять-таки не самые востребованные электронные административные услуги. По статистике, чаще всего пользуются услугами, которые связаны с паспортами: его замена, смена фотографии, заказ загранпаспорта – это порядка 40% от всех запросов. При этом киевские власти заинтересованы в дальнейшем развитии элементов электронного правительства. Я также участник новой созданной рабочей группы «Smart City».

— Какие услуги внедряют те, кто готов экспериментировать?

Сейчас есть надежда, что вместе с МВД будем предлагать услугу получить справку о несудимости, которую часто запрашивают, а также возможность подавать заявление в милицию в электронном режиме. Некоторые услуги онлайн будет предоставлять Министерство экологии.

Я надеюсь, что две такие электронные услуги в месяц — это будет очень хорошо для начала, учитывая, что самых востребованных примерно 80. Но это зависит от государства и готовности министерств. Общественные деятели и частный бизнес могут постараться подтолкнуть, подсказать.

— Из госбюджета выделяются какие-то деньги для создания электронного правительства?

— 2 миллиона гривен в этом году.

— Что можно сделать с помощью этих денег?

— Ничего! Например, в Эстонии на поддержку уже созданных систем уходит порядка 50 млн евро в год. На поддержку просто! То есть это настолько не сопоставимо, что лучше б уже и не выделяли эти 2 миллиона.

— Вы являетесь одним из создателей общественной организации, которая нацелена на создание электронного правительства? Какова роль бизнеса в создании e-Government?

— Мы создали ICT Competence Center, который готов поддерживать государство, если государство скажет, что именно приоритетно хочет внедрять. Например, какие услуги запускать. Давайте мы поможем проанализировать и создать эту услугу на уровне «бизнес процессов», софта, компьютеров, безопасности и т.д. То есть, если у государства пока нет денег, деньги есть у частного сектора и чтоб не удерживать развитие, мы консолидировали частный сектор, который говорит государству «если у вас есть желание, то у нас есть какие-то ресурсы».

— Кто представители этого частного сектора?

— 5 софтовых предприятий, Eleks, SoftServe, Квазар-Микро, DeNovo, Ощадбанк, ПриватБанк, т. е. крупнейшие IT-предприятия. Сейчас присоединяются и телекомы и другие разработчики.

— IT-волонтеры интересуются этой идеей?

— За два первых дня с тех пор как мы объявили о создании центра, с нами связались порядка 700 волонтеров — программистов высшего и среднего уровня, которые заявили, что готовы отдавать в среднем по 8 часов в неделю для разработки системы электронного правительства. Сейчас мы задействуем их в нескольких проектах.

— Чья инициатива является решающей для создания e-Government?

— У нас парламентско-президентская республика. Инициатива должна исходить от главы Кабинета министров.

— Как можно повлиять на премьера–министра?

— Запросить стратегию электронного правительства со сроками и ответственными.

— Кто должен это запросить?

— Все: общественность, организации, частный рынок, потенциальные инвесторы. Начинать нужно с неудобных вопросов: почему мы должны ходить куда-то с бумажкой, лишний раз платить чиновникам, вместо того, чтобы без суеты управлять своими данными через свой компьютер? Думаю, что проблема не в том, что, например, премьер-министр не хочет этим заниматься, а в том, что данный вопрос на сегодняшний день не самый приоритетный для правительства.

— Какая основная преграда, которая сейчас стоит на пути развития e-Government в Украине?

— Отсутствие политической воли по продвижению и стратегии. Я думаю дальше было бы просто дело техники. Если мы понимаем, что нам нужно запустить важную услугу онлайн, то мы понимаем, что нам нужны реестры, нам нужно решить проблему доступа к интернету по всей стране и т.д. Подобные вопросы решались бы намного проще, если бы была цель.

— Как приобщить к электронному правительству людей, которые ранее этим не пользовались? Кто может этим заниматься?

— В Эстонии частные компании, телекомы и банки проводили за свой счет образовательные короткие курсы для населения, о том, как пользоваться интернетом, как получить необходимую справку т.д. Стоит отметить, что для компаний и банков это было также важно, как и для населения. Например, бабушка понимает, что, если намного удобней не ходить лишний раз к врачу, а заказать электронный рецепт лекарств онлайн, значит ей необходимо стать клиентом того банка, через который можно войти в эту систему, кроме того, ей нужен интернет. Т.е. банки, телекомы и другие компании должны понимать, что развитие электронного правительства выгодно всем.

Но если будут услуги, будет и понимание того, что так удобней, быстрее, менее коррумпировано и люди и сами будут требовать.

Беседовала Кристина Болотова

Опубликовано на minfin.com.ua 17 апреля 2015, 11:33 Источник: Минфин
Следить за новыми комментариями

Комментарии (15)

+
+17
neverice
neverice
17 апреля 2015, 12:01
#
Мм, круто. Постоянно сталкивался со всякими дурацкими справками, типа «Витяг з земельного кадастру», который делается 30 дней, а все что он содержит — это то, что да, такой номер действительно в кадастре есть. Бред же. Когда есть сайт с картой — зайди и посмотри. Еще бы хорошо сделать отдельный сайт с каталогом всех возможных услуг электронного правительства. А то некоторые так спрятаны, что не найти.
+
+10
Informed
Informed
22 апреля 2015, 13:11
Гость, Киев
#
dtkt.com.ua/show/0sid0206.html
Вот-с как бэ
+
+35
SARM
SARM
17 апреля 2015, 12:40
#
Государство, которое нашло 1 миллиард гривен во времена азирова на одноразовые веб камеры на выборы может найти деньги на «электронное правительство» :)
+
+10
Andrey DNK
Andrey DNK
17 апреля 2015, 13:54
Днепропетровск
#
Если поддержка занимает 50 млн. евро в год (и это в Эстонии, где и объемы меньше и распилов не так много), то какова будет цена у нас? Кто будет лоббировать выделение этой суммы из бюджета? Ну и пусть заранее озвучат примерную сумму на разработку, а то компании которые планируют привлекать озвучили, а кто и сколько вложит не сказали. В идеале — вывалить полное ТЗ на создание такой системы с поэтапной реализацией, а уж оценить особой проблемы не составит.
+
+14
neverice
neverice
17 апреля 2015, 14:07
#
Вы же не забывайте, что параллельно очень значительно сократятся затраты на кучу чиновников, канцелярию и прочее. В любом случае электронный документооборот не только быстрее и удобней, но и значительно дешевле. А на счет ТЗ — тут наверное очень сложно что-то сделать сразу. Скорей всего поначалу это будет куча независимых сервисов, вдобавок еще и охватывающих только один регион. Потихоньку их будут тестировать, отлаживать и расширять. А потом объединят.
+
0
Andrey DNK
Andrey DNK
17 апреля 2015, 19:07
Днепропетровск
#
To neverice. Я не спорю о плюсах электронного документооборота, сам с этим работаю и радуюсь. Налепить 100500 сервисов и потом их попробовать объединить — это плохой вариант, скажу исключительно с точки зрения разработчика. ТЗ тут краеугольный камень, так именно от этого зависит общая концепция, объем и структура всего проекта. Если каждый будет творит все, что пожелает то в итоге закончим зоопарком решений который нереально будет собрать в кучу.
+
+14
seaman
seaman
17 апреля 2015, 17:17
#
В закупках софта намутить можно похлеще, чем в любых других, т.к. понятия себестоимости нет как таковой
+
0
Andrey DNK
Andrey DNK
17 апреля 2015, 19:10
Днепропетровск
#
Ну именно с закупками, то как раз все прозрачно, есть цена и есть необходимый объем ПО. Вот с разработкой чуть сложнее, хотя тоже все можно учесть — есть задача, есть время реализации, есть цена часа работы специалиста. Главное здесь, чтоб люди контролирующие процесс имели опыт и руки «почище».
+
+14
Павел Сокуренко
Павел Сокуренко
17 апреля 2015, 15:25
Днепропетровск
#
Супер запускайте по быстрее
+
0
Massachussets
Massachussets
18 апреля 2015, 15:13
#
Здавалося би, доводити комусь доцільність та економічну вигоду такого нововведення не має потреби. Але, вочевидь, в нашому суспільстві така потреба є.
До поки ми будемо ставити питання:«сколько в этом году выделили из госбюджета на развитие e-gov?», стільки років у нас його не буде.
Потрібно почати ставити питання: «скільки грошей потрібно інвестувати зараз в e-government?», «скільки грошей зможе доотримати\заощадити ДержБюджет\громадянин».
До поки наші депутати не зрозуміють, що відмовка про їхню зайнятість боротьбою з корупцією тут не доречна, тому що e-gov повинен бути основним речагом цієї боротьби — прогресу не буде.
Вважаю, найдосконалішою, на сьогодні, в Україні моделлю e-документообігу — Приват24. Отже, спеціалісти, які здатні створити подібне ПО є, навіть у нас в країні.
Потрібно тільки, щоб Арсеній Петрович попросив їх в Ігора Валерійовича, скажімо за нові стабкредити під 0% протягом наступних 3 років, чи щось подібне :)
А Закони ми вже підтасуємо, у нас це вміють
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
18 апреля 2015, 19:02
Qwerty, Ольгино
#
Развитие электронного правительства — это внешняя сторона полной автоматизации внутреннего документооборота.
Простой пример — если в налоговой службе более-менее автоматизирован учет налогоплательщиков юридических и физических лиц, то и сдача всей отчетности в электронном виде для юрлиц не представляла из себя никакой глобальной проблемы
+
+7
Qwerty1999
Qwerty1999
18 апреля 2015, 15:33
Qwerty, Ольгино
#
« вместе с МВД будем предлагать услугу получить справку о несудимости»

В МВД до сих пор нет электронной базы внутренних паспортов, все оформляется исключительно вручную и храниться в каждом райотделе в бумажном виде. Раньше в МВД, а теперь уже в ДМС тоже нет никаких зачатков электронной базы по регистрации места проживания. Доходит до смешного, что иногда люди оказываются зарегистрированными одновременно по двум адресам, потому что какая-то бумажка не дошла по почте из одного районного отделения ДМС в другое. Интернет они не признают вообще, как средство передачи информации, но и заказные письма отказываются посылать под любым надуманным предлогом — только обычная почтовая переписка посредством укрпочты…
Даже в прокуратуре все запущено — у каждого региона своя база, у генеральной своя — объединить и централизовать никто не хочет.
Информация по Крыму, донецкой и луганской областям по судимостям однозначно неактуальная, т.е. не полная…
+
+5
Bura Tin
Bura Tin
20 апреля 2015, 18:15
#
Ну-ну.
К примеру надо узнать какую то информацию про Вас личного характера, так надо писать запрос в соответствующий орган.
А он может и послать.
Надо через суд запросы и т.д.

А теперь будет лафа. Опа на кнопочку чик: и вот оно все про ВАС…

Оптимистам:
-Скажите мне, какие нововведения за последние несколько лет ОБЛЕГЧИЛИ не КАРМАН народа, а его (то бишь народа) СУДЬБУ и ЖИЗНЬ?
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
20 апреля 2015, 18:30
Qwerty, Ольгино
#
«К примеру надо узнать какую то информацию про Вас личного характера»

хотелось бы уточнить, что там такого личного может быть в тех базах, что сейчас за небольшую мзду бандюки всех мастей не имеют — начиная от телефонных баз, баз ГАИ, баз клиентов мобильной связи (контракт) и информации о земле и недвижимости.

и самое смешное — куда вы примените такие знания, например, что ваш сосед действительно собственник квартиры, а не его жена или ребенок…
+
0
Qwerty1999
Qwerty1999
21 апреля 2015, 16:17
Qwerty, Ольгино
#
«Скажите мне, какие нововведения»

Например, после назначения нового министра МВД, перестали убивать рядовых граждан в районных отделениях милиции.

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд