Минфин - Курсы валют Украины

Установить
17 декабря 2014, 12:01 Читати українською

Эксперты банковского сектора назвали тройку важнейших антикризисных законов 2014 года

Основные тенденции законотворческой деятельности в 2014 году были обусловлены необходимостью нормативно-правового регулирования кризисных явлений, которые возникли вследствие политико-экономической ситуации в стране, считают в Юридическом департаменте банка «Надра». В свою очередь, по словам юристов финучреждения, принятие на уровне законодательного органа нормативно-правовых актов по урегулированию ситуации относительно проблемных вопросов жизнедеятельности государства, в том числе в банковском секторе как системы, обеспечивающей перераспределение финансовых ресурсов в стране, позволили минимизировать количество  насущных вопросов. 

Среди ключевых проблем, которые требовали оперативного реагирования и решения в юридической плоскости, в частности вопросы, связанные с оккупацией территории АР Крым, вооруженным противостоянием на Востоке страны, значительной девальвацией курса национальной валюты, падением валового внутреннего продукта из-за проблем в работе отечественных предприятий, снижением покупательной способности населения и т. д.

Эксперты назвали тройку антикризисных законов 2014 года, которые имели большое значение для урегулирования ситуации в банковском секторе, а именно: 

1. Закон Украины «Об обеспечении прав и свобод граждан и правовом режиме на временно оккупированной территории Украины» (принят 15 апреля), а также Закон «О создании свободной экономической зоны «Крым» и об особенностях осуществления экономической деятельности на временно оккупированной территории Украины» (принят 12 августа), который регулирует порядок осуществления экономической деятельности на временно оккупированной части территории Украины, в частности сроком на 10 полных календарных лет создается свободная экономическая зона «Крым» (СЭЗ «Крым»). Но фактически нормы этого закона действуют с учетом его переходных положений, которыми определяются особенности функционирования СЭЗ «Крым» на весь период временной оккупации указанного региона. Относительно деятельности банковской системы предусмотрена возможность осуществления расчетов субъектов с местонахождением на территории СЭЗ «Крым» и на остальной территории Украины как в гривнах, так и в свободно конвертируемой валюте без получения индивидуальной лицензии Национального банка Украины. Перемещение наличной валюты страны-оккупанта через административную границу СЭЗ «Крым» запрещается, за исключением перемещения физическими лицами в сумме, не превышающей в эквиваленте 10 000 гривен при условии устного декларирования должностному лицу таможни. Привлечение на территории Украины вкладов (депозитов) и/или предоставления займов (кредитов), выраженных в валюте страны-оккупанта, запрещается. В течение срока временной оккупации принудительно перемещенное с территории СЭЗ «Крым» лицо освобождается от обязанности погашения основной суммы ипотечного кредита и начисленных процентов по ним, если объектом ипотеки выступает имущество, расположенное (зарегистрированное) на территории, которая после заключения такого ипотечного договора была временно оккупирована. 

2. Закон Украины «О временных мерах на период проведения антитеррористической операции» (принят 2 сентября), который вступил в силу с 15.10.2014 и утратит силу через шесть месяцев со дня завершения антитеррористической операции. В частности, нормами закона: — запрещается начисление пени и/или штрафов на основную сумму задолженности обязательств по кредитным договорам и договорам займа с 14 апреля 2014 года гражданам Украины, которые зарегистрированы и постоянно проживают или переселились в период с 14 апреля 2014 года из населенных пунктов, определенных в утвержденном Кабинетом Министров Украины перечне, где проводилась антитеррористическая операция, а также юридическим лицам и физическим лицам-предпринимателям, которые осуществляют (осуществляли) свою хозяйственную деятельность на территории этих населенных пунктов; — в отношении недвижимого имущества, расположенного на территории проведения антитеррористической операции, которое принадлежит гражданам Украины (в том числе физическим лицам-предпринимателям) или юридическим лицам-субъектам малого и среднего предпринимательства и находится в ипотеке, фактически устанавливается мораторий на реализацию залогового имущества, поскольку приостанавливается действие соответствующих статей Закона Украины «Об ипотеке». 

3. Закон Украины «О моратории на взыскание имущества граждан Украины, предоставленного в качестве обеспечения кредитов в иностранной валюте» (принят 3 июня), действует до момента вступления в силу закона, который призван урегулировать вопросы особенностей погашения кредитов в иностранной валюте, предусматривает установление следующих ограничений в деятельности банков, а именно: — не может быть принудительно взыскано недвижимое жилое имущество – предмет ипотеки, если такое имущество выступает в качестве обеспечения обязательств гражданина Украины по потребительским кредитам в иностранной валюте и при условии, что данное недвижимое жилое имущество используется как место постоянного жительства заемщика и у заемщика в собственности не находится другое недвижимое жилое имущество; общая площадь имущества не превышает 140 кв. м для квартиры и 250 кв м для жилого дома; — с заемщиков не может быть принудительно взыскано другое имущество, если для погашения долга не хватает средств, полученных после реализации предмета залога (ипотеки); — кредитное учреждение не может уступить (продать, передать) задолженность заемщиков в иностранной валюте, обеспеченную ипотекой, в пользу (в собственность) другого лица.

По словам экспертов Юридического департамента банка «Надра», все вышеперечисленные законы существенно ограничивают возможность реализации банками своих прав в качестве кредиторов, однако в условиях сложившейся ситуации в стране являются обоснованным шагом.

Комментарии

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться