ВХОД
Вернуться
14 мая 2014, 16:58
Несколько изменений в мировой финансовой системе, о которых стоит знать собственникам крупных компаний

Несколько изменений в мировой финансовой системе, о которых стоит знать собственникам крупных компаний

Наш опыт показывает, что значительная часть украинских компаний, которые создавались 10 и более лет назад, осталась в своем первозданном виде, то есть форматы их деятельности практически не учитывают новые риски и требования. 10 лет в условиях современного мира — это огромный промежуток времени, в течение которого для бизнеса все успело не раз поменяться. Нельзя оставаться одинаково эффективными, используя устаревшие знания. Поэтому сегодня поговорим о нескольких значимых изменениях в мировой финансовой системе, о которых стоит знать каждому собственнику компании. 
Принуждение к прозрачности 
За последние 5 лет в мире произошло несколько знаковых событий, которые заставили многих задуматься о возможных рисках не совсем «чистой» внешнеэкономической деятельности (далее — ВЭД). Так, в 2009-2010 гг. после жестких требований США от швейцарских банков предоставить конфиденциальную информацию. Банковская тайна как таковая в Швейцарии сегодня ликвидирована. Этот прецедент стал тенденцией. Теперь в отношении подозрительного субъекта могут проверить любую информацию. 
Кроме того, в США принят закон о налогообложении иностранных счетов (FATCA), который превращает банки всего мира в агентов американской налоговой службы. В прошлом году мы стали свидетелями погрома банковской системы Кипра и удара по Британским Виргинским островам с помощью так называемой Offshore Leaks (утечка информации). Эти и другие факторы фактически не оставляют шансов для ведения нечистой игры где бы то ни было.
Оffshore Leaks 
Неожиданным и ощутимым ударом по тем, кто предпочитал вести непрозрачную игру, стала публикация конфиденциальных документов о сотнях тысяч субъектов ВЭД. Год назад — в начале апреля 2013 г. — во многих мировых СМИ появилась информация, связанная с офшорными компаниями. Объем обнародованных файлов (2,5 миллиона документов) в 160 раз превышает информацию Wikileaks. В них фигурирует более 120 000 офшорных компаний и имена 130 тысяч человек из 170 стран. Разброс дат, указанных документов, находится в диапазоне 30 лет. 
В этих документах указаны регистрационные данные 122 тысяч офшорных компаний BVI, списки лиц, пользовавшихся офшорами, копии личных документов, в том числе паспортов (и их переписка), а также информация о банковских операциях и другие базы данных, имеющих отношение к политикам и бизнесменам мирового уровня, крупнейшим компаниям и банкам. 
Количество подобных проектов в ближайшее время будет увеличиваться. В мировой «библиотеке» уже есть и страничка, посвященная Украине - http://mapukrainianpep.org/uk/. Данный ресурс аккумулирует информацию об имуществе, счетах и бизнесе украинских политиков и чиновников.
Закон FATCA 
Через год после пощечины в виде Offshore leaks деловой мир ожидало новое потрясение. Речь идет о Законе FATCA (Foreign Account Tax Compliance Act), вступившем в силу 01.01.2013. Согласно FATCA в США теперь будут публиковать отчеты о налогообложении иностранных счетов. 
Официально данный Закон был принят с целью предотвращения уклонения американцев от уплаты налогов в казну страны, вне зависимости от того, где была получена прибыль. На деле же он унифицирует мировое финансовое законодательство. Страны, имеющие контакты с американской финансовой системой, становятся «налоговыми агентами» IRS (Налоговое управление США). Это означает, что они обязаны делиться конфиденциальной информацией о своих клиентах с регулирующими органами США. 
В феврале 2013 года еврокомиссар по налогам Альгирдас Шемета заявил о планах «дублирования» акта FATCA в ЕС в 2015 году. Великобритания, Ирландия, Германия, Франция, Испания, Италия, Швейцария уже подписали соглашения с США. На стадии согласования находится и соглашение с Китаем. В этом процессе находится и Украина: в апреле 2014 г. руководитель налоговой службы Украины Игорь Белоус заявил о планируемом присоединении Украины к FATCA. 
Согласно обязательствам по FATCA украинская Государственная налоговая служба должна: 
  • контролировать ситуацию в своих банках (финансовых компаниях), с точки зрения отбора и оценки клиентов; 
  • не допускать уклонения от уплаты американскими юридическими и физическими лицами налогов в казну США; 
  • передавать в централизованном порядке необходимую информацию IRS.

Риски бенефициаров

В случае несоблюдения международных законов, касающихся ВЭД, компании ждут серьезные санкции вплоть до ареста активов. Заподозрив ту или иную компанию в нечистой деятельности, фискальные органы ЕС могут применять стандартизированную процедуру по сбору конфиденциальной информации без всяких судебных решений. Оперативность получения такой информации — одна неделя. Также важно понимать, что при информационных запросах со стороны украинских фискальных органов процедуры будут проводиться аналогично, в том числе и в отношении активов, которые зарегистрированы через номиналов.

К числу рисков также относится введение нового стандарта обмена информацией о налогоплательщиках в автоматическом режиме Common Reporting Standard, который был подготовлен и представлен 13.02.2014 г. в рамках сотрудничества G20. Этим стандартом предусматривается получение данных о зарубежных доходах своих резидентов (как юрлиц, так и физлиц) в автоматическом режиме, а не по запросу, как сейчас). Так будут отслеживаться операции по счетам юридических, физических лиц и трастов с остатком свыше $250 000. Для банков и других финансовых организаций вводится обязанность выявлять фактических владельцев активов. При этом должна раскрываться информация и о тех, кто контролирует эти структуры.

Немного о рисках бенефециаров, бизнес которых находится в Крыму. Условия ведения бизнеса на этой территории ужесточились после принятия Закона №4497-1 от 20 марта 2014 «О правовом режиме временно оккупированной территории» (2-е чтение 08.04.14г.). Согласно ст. 7 этого Закона без специального разрешения запрещается любая хозяйственная деятельность, требующая регистрации, лицензии или разрешения, как с целью получения прибыли, так и без цели получения прибыли. Также законом запрещается организация денежных переводов. Ответственность за несоблюдение этих требований и за нарушение запрета на ведение хозяйственной деятельности несут собственники 1-го, 2-го и 3-го уровней, владеющие акциями или долями в капитале от 5% до 50%.

Не принятый пока законопроект 

В числе потенциальных рисков можно отнести и возможное вступление в действие законопроекта 1248 «О возврате капиталов, которые находятся и зарегистрированы в Республике Кипр, офшорных зонах и других юрисдикциях, освобожденных от двойного налогообложения, или тех, которые имеют льготный режим налогообложения». Согласно законопроекту возврат капитала необходимо будет осуществить в течение 3-х месяцев со дня вступления Закона в силу. При возврате денежных средств (перечисление на счета украинских банков) 50% передается в госбюджет Украины. В случае невыполнения вышеперечисленных требований, законопроект предусматривает исключение субъектов предпринимательской деятельности (юридических лиц и физических лиц-предпринимателей) из Единого государственного реестра с одновременным переходом в пользу государства права собственности на их собственность. А также отчуждение объектов права собственности, принадлежащих физическим и юридическим лицам, которые не осуществили возврат капиталов.

Читайте также:

Опубликовано на minfin.com.ua 14 мая 2014, 16:58 Источник: Baker Tilly Ukraine
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд