ВХОД
Вернуться
28 августа 2013, 13:10
Украинцы стали меньше пользоваться мобильной связью и начали уходить в онлайн.
Фото с сайта businessidei.com

Украинцы стали меньше пользоваться мобильной связью и начали уходить в онлайн

Абоненты мобильной связи стали меньше пользоваться мобильной связью. Отчеты трех крупнейших компаний — «Киевстара», МТС и «Астелита» (life:)) — продемонстрировали, что показатель MoU (среднемесячное использование минут) за последний отчетный период снизился — на 5‑6 %. У МТС этот показатель во втором квартале составил 580 минут на одного абонента (годом ранее — 611), у «Киевстара» — 486 (год назад — 515), у life:), который учитывает только исходящие звонки, — 184 (во втором квартале 2012 г. —192,5), пишет Капитал.

Доходы от разговорчивости

Пять лет назад MoU стал для менеджеров чуть ли не ключевым индикатором роста доходов. Ставку на него экс-гендиректор «МТС Украина» Андрей Дубовсков (сейчас возглавляет группу МТС) сделал в 2008 г., когда этот показатель компании составлял 175 минут на абонента. Менеджер решил давать абонентам такое количество минут по доступной цене, которые они смогут выговорить.

Такая стратегия была направлена на постепенное увеличение доходов за счет стремительного роста потребления услуг. За полтора года (со второго квартала 2008 г. до третьего квартала 2009 г.) MoU вырос почти в три раза — до 478 мин, а ARPU (средний месячный счет абонента) — на 17,6 % (с 34 до 40 грн).

Ближе к концу 2009 г. MoU начал наращивать и лидер рынка — «Киевстар». Оператор не мог не отреагировать на изменения тарифной политики конкурентов, отмечал Александр Изосимов, возглавлявший тогда Vimpelcom Ltd, материнскую компанию «Киевстара».

Услуги утекают в интернет

С 2011 г. мобильный рынок стал стремительно меняться, главным образом за счет массового распространения новых пользовательских устройств — смартфонов, хорошо адаптированных для браузинга в интернете, работающих на базе операционных систем iOS и Android.

Согласно данным операторов, на конец второго квартала 2013 г. в сотовых сетях было уже более 9 млн смартфонов — почти вдвое больше прошлогоднего показателя. Причем, как писал «Капитал», в лидеры, начиная с последнего квартала текущего года, выбилась операционная система Google Android.

«Гулгофонов» в сетях сейчас в общей сложности 3,894 млн. Прежний же лидер сдал позиции: количество устройств на основе Symbian уменьшилось на более чем 160 тыс. — до 3,399 млн.

Опрос операторов показал: мобильные абоненты постепенно уходят в онлайн, а количество выговоренных минут продолжит снижаться. Операторы, зная, что такой переход неизбежен, сами ему способствуют, учась зарабатывать на продаже интернет-пакетов. С этой целью они выводят специальные тарифные приложения для смартфонов.

«Оплата дополнительных услуг составляет уже треть в среднем счете абонента. Наибольшая динамика наблюдается прежде всего в сегменте передачи данных», — сообщила начальник отдела по связям с общественностью «МТС Украина» Виктория Рубан.

А в 2008‑2009 гг. на такие услуги, по ее словам, приходилось только 20 % трат абонента.Снижение потребления голосовых услуг является глобальной тенденцией в мире, уверена руководитель PR-департамента «Астелита» Оксана Рудюк. По ее словам, абоненты все больше используют мобильный интернет-доступ как «транспорт» для других услуг на смартфонах.

«Например, если вам удобнее по Facebook списаться с десятью людьми одновременно, то вы вряд ли будете потом обзванивать каждого по отдельности. Таким образом происходит замещение услуг», — отмечает Рудюк.

Интернет пока не прокормит

В «Киевстаре» прогнозируют, что объем услуг передачи данных в Украине рано или поздно будет больше, чем объем услуг голосовой связи.

«В странах, где применяются новые технологии мобильной передачи данных (3G, 4G), соотношение времени использования голосовых и интернет-услуг составляет 25 % к 75 %», — говорит директор по корпоративным связям «Киевстара» Михаил Шуранов.

По его словам, в США уже к концу 2013 г. доходы от мобильной передачи данных сравняются с доходами от голосовых услуг.

«Мы можем констатировать, что из нишевой услуги для «закрытого клуба» любителей современных технологий мобильный интернет эволюционировал в продукт массового рынка», — говорит он.

Однако украинский опыт показывает, что доходы от мобильного интернета пока не смогут в полной мере компенсировать операторам уменьшение заработка от основных направлений деятельности.

Так, у «Киевстара», например, потребление интернет-трафика выросло во втором квартале на 46 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а средний доход от одного абонента упал с 40,5 до 36,5 грн.

У МТС аналогичная ситуация: доход об мобильного интернета вырос на 40 % (до 250 млн грн), а вот ARPU просел с 40 до 38 грн во втором квартале. Операторы жалуются на то, что государство не выдает им лицензии на 3G, поэтому равноценного замещения в денежном выражении не происходит.

Опубликовано на minfin.com.ua 28 августа 2013, 13:10
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд