Минфин - Курсы валют Украины

Установить
2 августа 2013, 10:36 Читати українською

На чем зарабатывает крупнейший торговый центр в Уанете

Маневровый тепловоз ТГМ4  — 2 млн гривен, завод по производству биотоплива в Одессе  — 10 млн гривен, тапочки для сауны  — 12 гривен, крупа перловая развесная  — 3,2 гривны за 1 кг. Эти и еще 4,5 млн торговых позиций доступны на портале Prom.ua. Ежедневно сайт посещают 600 000 пользователей, которые просматривают свыше 5 млн страниц, пишет Forbes.ua.

Prom.ua позиционирует себя как торговый центр в Интернете. На портале размещены веб‑страницы более 300 000 оте­чественных компаний, торгующих оптом и в розницу. Любая фирма может создать свою интернет‑витрину на Prom.ua бесплатно, дополнительные сервисы и продвижение стоят от 2000 до 28 000 гривен в год. Платных подписчиков на сайте сегодня около 13 000. Кроме Украины основатели Prom.ua запустили такие же порталы еще в шести странах. Оборот их бизнеса за прошлый год превысил $10 млн.

Prom.ua создали в 2008-м трое киевских программистов: 27‑летний Николай Палиенко и два его бывших одноклассника по лицею «Научная смена» Денис Горовой и Тарас Мурашко. Программисты неплохо зарабатывали, все трое бывших лицеистов к началу 2008‑го скопили небольшую сумму. Когда Мурашко потерял работу, троица восприняла это как сигнал к действию. Партнеры почти сразу решили, что будут делать проект в сфере электронной коммерции. Создавать обычный интернет‑магазин не захотели: на слуху был успех китайского онлайн‑посредника для B2B‑компаний Alibaba.com, который в ноябре 2007-го провел IPO и был оценен в $8,8 млрд. К тому времени в Украине существовал свой Alibaba  — ресурс Аll.biz. Конкурент фокусировался на экспортно ориентированных фирмах, а основатели Prom.ua сделали ставку на внутренний рынок.

На чем зарабатывает крупнейший торговый центр в Уанете.
Фото с сайта google.com

«На раннем этапе жизни стартапа инвестор мыслит категориями «верю  — не верю». В нас поверили»

По оценке Горового, на момент запуска ресурса только 10-15% малых и средних компаний в Украине были представлены в Интернете. Создание хорошего сайта стоило от $1000 плюс расходы на поддержание и продвижение. «Еще одна проблема для бизнеса  — 30% веб‑студий ежегодно закрываются, оставляя клиентов без поддержки»,  — отмечает Палиенко, возглавивший Prom.ua. Первоначальная бизнес‑идея стартаперов  — открыть портал, на котором даже очень далекие от технологий предприниматели смогут легко создать свою интернет‑страницу. На разработку прототипа ушло три месяца, летом 2008 года сайт запустился.

Основатели ресурса уверяют, что разрабатывали проект не «под инвестора». Тем не менее польская Allegro Group, искавшая перспективные проекты в украинской e‑commerce, заинтересовалась Prom.ua почти сразу после запуска. Уже в сентябре 2008‑го Allegro, которая к тому времени вошла в состав южноафриканского концерна Naspers, начала переговоры о покупке доли в Prom.ua. На тот момент у ресурса было всего несколько клиентов и очень скромная функциональность. «На раннем этапе жизни стартапа инвестор мыслит категориями «верю  — не верю». В нас поверили», — описывает ситуацию Палиенко. Сделка оформлялась дольше, чем создавался сам ресурс. В апреле 2009 года основатели продали Allegro 51% компании «УАПРОМ» (юрлицо Prom.ua). Сумму сделки стороны не разглашают. По словам Палиенко, она не превысила $1 млн.

Еще до привлечения инвестиций Allegro компания запустила подобные порталы в России, Беларуси и Казахстане, а в 2009‑м  —  и в Молдове. Каждый из региональных порталов оформлялся как дочернее предприятие «УАПРОМ» и работал с локальными поставщиками. В 2010 году предприниматели начали экспансию в дальнем зарубежье: свои версии торговых интернет‑­центров появились в Турции и восьми странах Латинской Америки. Блицкриг не удался. В этом году «УАПРОМ» закрыл семь из 14 проектов, оставив из стран за пределами СНГ только Бразилию и Турцию. Сегодня почти 60% выручки «УАПРОМ» приносят зарубежные порталы, в основном российский.


В середине июня 2013 года компания с помпой отмечала пятилетие. У предпринимателей был повод для радости. В «УАПРОМ» работает 400 человек, только на Prom.ua зарегистрировано почти 300 000 украинских фирм, 35% из которых  — активные аккаунты, регулярно продающие товары или услуги через этот портал. Палиенко оценивает годовой оборот сделок, заключенных при посредничестве Prom.ua, в $150-300 млн. Точнее подсчитать сложно. Покупатели могут заказать товар непосредственно на сайте Prom.ua, но большинство предпочитает, найдя нужную позицию на портале, связываться с поставщиком напрямую.

All.biz по-прежнему впереди Рrom.ua по количеству зарегистрированных компаний. Но тенденция не в пользу старожила рынка. Согласно данным статистического сервиса Аlexa.com, еще в начале года Аll.biz опережал Prom.ua по посещаемости на 250 000 уникальных посетителей в сутки. К июню показатели сайтов практически сравнялись. Исполнительный директор консалтинговой компании OWOX Владислав Флакс проанализировал открытую статистику двух площадок. У Prom.ua скорость загрузки страниц выше на 26%, а глубина просмотра  — на 56%. Пользователи Prom.ua проводят на сайте вдвое больше времени, чем посетители Аll.biz. «Prom.ua лучше решает задачу выбора и заказа товаров, чем Аll.biz»,  — заключает Флакс.

Одна из причин быстрого роста Prom.ua  — выход за пределы B2B-сегмента. Летом 2010 года портал внедрил сервис, позволяющий покупать товары в розницу. Сегодня среди компаний, представленных на портале, 32% работают в сегменте B2C.

За последний год количество заказов непосредственно через Prom.ua возросло в четыре раза. Ориентация на розницу заставила поменять подход к рейтингованию платных подписчиков. Если раньше место в поисковой выдаче Prom.ua зависело только от стоимости пакета, на который подписана компания, то теперь на это влияет еще и оценка качества услуг каждого продавца покупателями. «Для хороших продаж недостаточно купить самый дорогой пакет: нужно еще и качественно обслуживать клиентов»,  — подчеркивает Горовой. Создатели ресурса называют это «священной войной за качество», ставшей их прио­ритетом на пятом году жизни проекта.

Еще одно отличие компании «УАПРОМ»  — активный маркетинг. На рекламу она тратит около 1 млн гривен в месяц. В прошлом году портал дебютировал с рекламным роликом на телевидении.

Из активных аккаунтов на Prom.ua 16,5% оформили платную подписку  — это около 13 000 компаний. Чем дороже пакет, тем выше место продавца в поисковой выдаче по товарной категории. Наибольшей популярностью пользуются недорогие пакеты услуг за 2800 гривен  — на них подписаны 70% платных пользователей. «Когда дела у компании идут в гору, она переходит на более дорогой пакет,  — отмечает Палиенко. — Доля премиальных аккаунтов постепенно растет». Менеджер интернет‑магазина Happy Smile Виктор Парапан рассказывает, что его магазин сначала подписался на пакет стоимостью 2800 гривен, но со временем перешел на тариф за 8000 гривен. «Это оказалось оправданно: посещаемость возросла вдвое», — рассказывает менеджер.

Для привлечения новых подписчиков «УАПРОМ» взял на вооружение методы лайфовых страховых компаний. Большинство новых клиентов находят региональные дилеры, получающие внушительную комиссию  — 30-70% от стоимости годовой подписки. «Многие мелкие бизнесмены в регионах Украины до сих пор боятся и не понимают возможностей Интернета,  — говорит Александр Ляпин, совладелец крупнейшего дилера Prom.ua компании «Медиа Систем». — Необходимо научить наших «продавцов» использовать все возможности, которые предоставляет Prom.ua».

В этом году Allegro увеличила свою долю в проекте. Стороны не раскрывают сумму сделки и размер выкупленной доли. Палиенко уклончиво отвечает, что у него, Горового и Мурашко осталась значительная часть «УАПРОМ». Несмотря на рост своей доли, Allegro по‑прежнему не вмешивается в оперативное управление компанией: трое основателей справляются сами.

Анна Соловьева, Роман Судольский

Комментарии - 1

+
0
GTI
GTI
12 августа 2013, 10:06
#
Интересно как обстоят дела у «Аукро» 100% продукта Allegro. Мне кажется с начала этого года не так весело как у «УАПРОМ».
Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться