ВХОД
Вернуться
4 апреля 2013, 17:02
5 громких венчурных провалов.
Фото с сайта slon.ru

5 громких венчурных провалов

Венчурный бизнес известен своими высокими рисками. По оценкам Wall Street Journal, три из четырех проектов венчурных инвестиций являются убыточными, а от трети до четверти профинансированных проектов и вовсе проваливаются, пишет Slon.ru.

$1,5 млрд на электрокарах

 

Компания Fisker Automotive добилась по-своему беспрецентного успеха в деле организации производства. Конвейер по сборке гибридных электрокаров Fisker Karma был запущен в течение рекордного двухлетнего срока. Частично это было достигнуто за счет аутсорсинга: так, некоторые компоненты автомобиля производит GM. Тем не менее «зеленый автомобиль» стоимостью около 110 тысяч доларов пришелся не по вкусу публике. Согласно отчету журнала Consumer Reports, Fisker Karma стал первым автомобилем в истории обзоров, сломавшимся еще до завершения тест-драйва. После этого проблемы последовали одна за другой. Так, в прессе появились сообщения о самовозгорании аккумуляторных батарей. 

Параллельно случился патентный иск от Tesla Motors. Даже сама природа была против Fisker Karma: во время урагана «Сэнди» готовая к отправке партия в 300 машин утонула. В общем, карма у Fisker Karma оказалась плохой. На данный момент компания, успевшая поставить покупателям всего около 2000 машин, готовится к процедуре банкротства. А 1,2 миллиарда долларов привлеченных венчурных средств и 350 миллионов федерального займа могут составить крупнейший венчурный фейл в истории.

$830 млн на доставке продуктов

 

Известнейший провал начала двухтысячных — американский «Утконос» под названием WebVan. История этой компании относится к эпохе краха доткомов, когда трава была зеленой, а интернет считался решением всех проблем человечества. Впрочем, сама по себе идея интернет-магазина продуктов питания уж точно не может считаться провальной. Но компания WebVan вела себя так, как будто собиралась в течение нескольких лет отправить на пенсию «морально устаревший» WalMart и прочие сетевые супермаркеты. WebVan основательно готовилась к собственной гегемонии на рынке продажи продуктов, вкладываясь в наполеоновскую инфраструктуру и агрессивную рекламу. Подкачали, как водится, продажи — они хотя и росли, но не успели за щедрыми тратами венчурных средств. Последовала процедура банкротства. В отличие от реальных производств, у интернет-магазина и заложить-то было нечего, сгорели практически без остатка.

$733 млн на селениде меди-индия-галлия

 

Solyndra, калифорнийский старпап по производству солнечных батарей нового типа, погорел на той же теме, что и «Нитол» со своим «Усолье-Сибирским силиконом». Предполагалось, что за довольно успешным выходом на рынок последует устойчивый рост, который позволит Solyndra в перспективе занять рыночную нишу в $2 млрд. Эти планы рухнули вместе с падением мировых цен на кристаллический кремний. Солнечные панели Solyndra, основанные на другом типе полупроводника, стали совершенно неконкурентоспособными. В 2011 году компания закрыла все производства и уволила 1100 сотрудников. Инвесторам, вложившим 733 миллиона долларов, удалось вернуть лишь небольшую часть вложений. В частности, федеральный заем от министерства энергетики США размером в $535 млн «усох» почти на 400 млн.

$515 млн на попытке обойти Skype

 

Skype не всегда был таким, каким мы знаем его сейчас, — безоговорочным монополистом и game-changer`ом в области международной телефонии. В 2007 году идея дешевых звонков только набирала обороты. Тогда у компании был конкурент в лице другого стартапа — United Mobile, выпускавшего SIM-карты для относительно дешевой международной связи. Стоимость карт была 30 и 40 евро — в зависимости от набора услуг, а минута международного разговора стоила в пределах 50-80 центов против 20-30 центов у Skype. Ущербная ценовая политика и ориентация на достаточно узкий рыночный сегмент бизнес-путешественников (обычный турист не купит SIM-карту за 30 евро, чтобы сделать пару звонков домой) предопределили судьбу компании, в 2009 году она прекратила свое существование.

$360 млн на мобильных приложениях для хипстеров

 

Amp’d Mobile вышла на рынок в 2006 году с, как тогда казалось, актуальным и востребованным продуктом для молодежной аудитории. Будучи виртуальным оператором сотовой связи, компания предоставляла пользователям кучу сервисов, таких как видеозвонки, мобильные телеканалы, игры, музыку и прочее, — эдакий «ВКонтакте» в телефонной трубке. Абонентам выдавались телефоны с предустановленными приложениями, которые и обеспечивали удобное использование мультимедийного функционала. Был еще один фактор, выделявший бизнес-модель Amp’d Mobile на рынке: услуги предоставлялись в кредит, с постоплатой через 3 месяца. Фактически компания взяла в долг деньги у венчурных инвесторов и дала их в долг хипстерам. Халява продолжалась недолго. Из 175 тысяч абонентов половина просто не платила по счетам, что привело к быстрому банкротству мобильного оператора. Инвесторы потеряли $360 млн, а хипстеры — свои телефонные номера.

Опубликовано на minfin.com.ua 4 апреля 2013, 17:02
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд