ВХОД
Вернуться
25 февраля 2013, 09:50

Как МАУ рейсы «АэроСвита» получала

С началом процедуры банкротства «АэроСвита» 29 декабря 2012 года многие украинские конкуренты авиаперевозчика включились в борьбу за его маршруты, пишет Forbes.ua.

С соответствующими заявками в Госавиаслужбу обратились украинские авиакомпании «Эйр Оникс», «Визз Эйр» и «ЮТэйр». Однако авиационное ведомство медлит с ответом уже больше месяца. «До сих пор ответа из Госавиаслужбы мы не получили. С чем связана длительность рассмотрения заявки, мы не знаем», — говорит сопредседатель наблюдательного совета «ЮТэйр-Украина» Карен Антонов.

В борьбу за маршруты включилась и компания «Международные авиалинии Украины» (МАУ). Но, в отличие от своих «коллег», намного удачнее — еще до начала процедуры банкротства «АэроСвита» МАУ получила право на эксплуатацию более 80% маршрутов проблемного авиаперевозчика. Соответствующее решение приняла лицензионная комиссия Госавиаслужбы, причем очень оперативно — письмо от авиакомпаний с просьбой о передаче рейсов чиновники получили в пятницу 30 ноября 2012 года, а уже в понедельник, 3 декабря, состоялось заседание комиссии.

Желанные направления

Согласно протоколу заседания лицензионной комиссии, текстом которого располагает Forbes, представитель «АэроСвита» Максим Волошин заявил, что компания решила прекратить выполнение полетов по 24 международным маршрутам (см. таблицу) в качестве оперирующего перевозчика и передать эти частоты МАУ.

«АэроСвит» просит разрешить ему выполнять эти рейсы в качестве маркетингового перевозчика (продавать билеты под своим кодом на рейсы МАУ) на основании код-шерингового соглашения. Комиссия поддержала эту просьбу единогласно.

Направления Частоты, переданные МАУ*
Киев — Прага 10
Киев — Будапешт 9
Киев — Тель-Авив  12
Киев — Москва  35
Киев — Стамбул 9
Одесса — Стамбул  14
Донецк-Стамбул  7
Симферополь — Стамбул  5
Днепропетровск — Стамбул  7
Киев-Ташкент  2
Киев — Самарканд  2
Киев — Варшава  10
Направление Частоты, переданные МАУ*
Киев — Минск** 5
Киев — Кишинев  7
Киев — Таллин  7
Днепропетровск — Тель-Авив  7
Донецк — Тель-Авив  7
Одесса — Тель-Авив  7
Львов — Тель-Авив  7
Симферополь — Тель-Авив  6
Киев — Кустанай  5
Киев — Караганда 5
Киев — Актау  5
Киев — Неаполь  1
 

*количество выполняемых в неделю рейсов

**по данному направлению у МАУ нет назначений

С такой же просьбой «АэроСвит» обратился в отношении направлений Баку, Ереван и Минск (9 маршрутов). По этим маршрутам МАУ ранее не летала — у компании не было соответствующих назначений. Предложение также было поддержано Госавиаслужбой (эти направления регулируются межправительственными соглашениями, поэтому МАУ еще предстоит получить добро авиационных властей Азербайджана, Армении и Белоруссии).

Более того, лицензионная комиссия рассмотрела заявление МАУ и предоставила ей право на эксплуатацию 33 маршрутов, по которым ранее летал «АэроСвит».

Киев — Нью-Йорк Киев — Афины Киев — Сочи
Киев — Торонто Донецк — Афины Симферополь — Екатеринбург
Киев — Кишинев Одесса — Ларнака Одесса — Санкт-Петербург
Киев — Хошимин Донецк — Ларнака Донецк — Санкт-Петербург
Харьков — Варшава Киев — Прага Одесса — Москва
Киев — Варшава Киев — София Симферополь — Москва
Киев — Ростов-на-Дону Киев — Бухарест Симферополь — Пермь
Киев — Нижневартовск Киев — Неаполь Симферополь — Ростов-на-Дону
Киев — Калининград Киев — Актау Донецк — Тбилиси
Киев — Будапешт Киев — Кустанай Симферополь — Стамбул
Киев — Стокгольм Киев — Караганда Киев — Салон

Пять причин

С одной стороны, ничего «криминального» в том, что «АэроСвит» попросил Госавиаслужбу передать свои направления и частоты МАУ, нет. «Такая возможность предусмотрена положением о порядке выдачи разрешений, которые регулируют доступ компаний на рынок авиаперевозок. То есть в данном случае мы имеем совместное использование рейсов», — объясняет адвокат юридической компании «Ильяшев и партнеры» Арсений Герасимив.

С другой — есть несколько интересных нюансов, на которые стоит обратить внимание:

1. Удивляет скорость, с которой комиссия собралась для рассмотрения этого вопроса — на следующий рабочий день после обращения компании. Согласно вышеупомянутому положению, Госавиаслужба может рассматривать заявки авиакомпаний в течение 30 дней. Источники Forbes в трех украинских авиакомпаниях не смогли припомнить ни одного случая за последние пять лет, когда Госавиаслужба принимала решение так оперативно.

2. Во время заседания не рассматривались заявки других авиакомпаний Украины, которые также интересовались этими назначениями. В частности, как рассказал Forbes Антонов, «ЮТэйр-Украина» подавала заявки на многие направления, по которым летал «АэроСвит». «Мы заявки подавали еще до проблем «АэроСвита» — в ноябре 2012 года, и после этого подавали еще не раз. Но ответа так и не получили», — сказал он.

Госавиаслужба должна рассматривать вопрос об увеличении или уменьшении частот авиакомпаний за 45 суток до перехода на летнюю навигацию. То есть не раньше, чем в середине февраля, а не в декабре.3. Госавиаслужба должна рассматривать вопрос об увеличении или уменьшении частот авиакомпаний за 45 суток до перехода на летнюю навигацию. То есть не раньше, чем в середине февраля.

4. Согласно вышеупомянутому положению, авиакомпания, которая получает новые назначения и частоты, должна предоставить комиссии бизнес-план выполнения рейсов. С передачей направлений и частот «АэроСвита» количество рейсов МАУ увеличивается вдвое. Как компания охватить такое количество рейсов, остается только гадать. У нее на данный момент нет достаточного количества самолетов и персонала.

5. Есть вопросы к формулировкам решения комиссии. В частности, в документе сказано, что МАУ получит частоты «АэроСвита» с даты, когда проблемный авиаперевозчик прекратит выполнять рейсы. Получается, что МАУ «застолбил» частоты «АэроСвита» наперед. Однако согласно законодательству, этот вопрос может рассматриваться только после подачи «АэроСвитом» заявления об отказе от выполнения рейсов (как оперирующий перевозчик), но никак не раньше.

Конкуренты не исключают, что будут оспаривать решение Госавиаслужбы о передаче рейсов от «АэроСвита» МАУ. «После того как получим официальные документы, мы посмотрим, что можно будет сделать. Не исключаю возможности оспорить это решение», — заявил Forbes Антонов.

Вице-президент группы Wizz Air Джон Стивенсон говорит, что не может комментировать это решение авиационного ведомства, так как не хочет портить отношения с украинскими властями. «Я могу сообщить лишь факты, касающиеся «Визз Эйр Украина». В начале января мы подали заявки на 18 направлений, которые ранее обслуживал «АэроСвит», и на текущий момент не получили ни одного из них», — ответил он Forbes.

В «АэроСвите» официально ситуацию прокомментировали так: «Авиакомпания информировала лицензионную комиссию о намерении прекратить с начала летней навигации оперирование на среднемагистральных маршрутах, сосредоточив усилия на выполнении дальнемагистральных рейсов. Вместе с тем самостоятельно «АэроСвит» не имеет полномочий передавать любому другому перевозчику ни назначения на маршруты, ни закрепленные частоты. Лицензионная комиссия Госавиаслужбы, обладая такими полномочиями, приняла решение удовлетворить соответствующие заявки, поданные авиакомпанией МАУ».

Получить комментарий у МАУ Forbes не удалось. Вместо председателя набсовета и совладельца компании Арона Майберга с Forbes поговорил по телефону его помощник, записал вопросы и обещал передать их руководству. Но в дальнейшем на звонки он не отвечал. Запрос в пресс-службу также был оставлен без ответа.

Госавиаслужба к моменту публикации материала на запрос Forbes тоже не отреагировала.

Вице‑премьер Александр Вилкул во время разговора с Коломойским по громкой связи даже полушутя сказал: «Вы же с МАУ одна команда» На что миллиардер, якобы, ответил: «Подождите! Официально мы — разные структуры».Монополия на двоих

Почему «АэроСвит» заблаговременно озаботился передачей своих маршрутов именно МАУ? Заблаговременно — так как банкротство компании, стартовавшее 29 декабря по ее же инициативе, было спланировано заранее. Именно МАУ — так как многие факторы указывают на то, что с недавних пор это дружественная «АэроСвиту» компания. С конца прошлого года деловые издания наперебой пишут о том, что контроль над МАУ, совладельцем которой с весны 2010‑го является Арон Майберг, установил совладелец «АэроСвита» Игорь Коломойский.

Участник январского совещания в правительстве, посвященного проблемам «АэроСвита», вице‑премьер Александр Вилкул во время разговора с Коломойским по громкой связи даже полушутя сказал: «Вы же с МАУ одна команда…» На что миллиардер, якобы, ответил: «Подождите! Официально мы — разные структуры».

Косвенно о связи Игоря Коломойского с МАУ свидетельствует еще один факт. 14 декабря 2012 года у компании «Кепитал Инвестментс Проджект», владевшей контрольным пакетом акций МАУ, сменился директор. Ее возглавила Мария Переяславская — юрист группы «Приват» Игоря Коломойского. В свое время на Переяславскую была выписана доверенность, и она представляла интересы «Привата» в судах в споре за контроль над Никопольским ферросплавным заводом. Переяславская также участвовала на стороне Коломойского в споре вокруг «Днепроэнерго» и успела поработать перед приходом в авиакомпанию в одной из структур нефтяного бизнеса группы «Приват».

Опубликовано на minfin.com.ua 25 февраля 2013, 09:50
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд