ВХОД
Вернуться
19 декабря 2012, 13:16
Наезд на иномарки. Главные события украинского авторынка 2012 года
Фото с сайта liga.net

Наезд на иномарки. Главные события украинского авторынка 2012 года

Уходящий год стал для рынка годом настоящим испытанием. Автодилеров атаковали по всем фронтам — утилизационный сбор, сбор с кузовов, проблемы с таможней и спецрасследование. Редакция ЛІГАБізнесІнформ отобрала 10 главных событий 2012 года, которые изменили судьбу украинского авторынка.

Источник1. Пошлины на иномарки. А ввоз и ныне там

Расследование влияния импорта на отечественный автопром, которое было начато Межведомственной комиссией по международной торговле еще летом 2011 года, продолжалось максимально возможный для такого рода мероприятий срок и завершилось только в апреле 2012 года. Главной целью инициаторов расследования — компаний, занимающихся автосборкой в Украине — было введение заградительной ввозной пошлины на иномарки.

Укравтопром упорно настаивает на повышении пошлины, что якобы позволит привлечь в страну инвестиции крупных автоконцернов и создать конкурентный автопром. Представители Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров (ВААИД) не соглашаются: увеличение пошлины приведет только к росту цен на авто, причем как на импортные, так и на отечественные. 

Сегодня ставка таможенной пошлины на ввозимые в Украину автомобили составляет 10%. Производители хотят как минимум 15-процентной надбавки, сроком не менее чем в пять лет. Комиссия утвердила предложенный производителями размер ставок еще 6 июня, однако документ до сих пор не опубликован и не вступил в силу. И.о. министра экономического развития и торговли Украины Петр Порошенко, который и сообщил о решении комиссии, пояснил, что официальное решение будет оглашено по завершению консультаций с торговыми партнерами, которые продолжаются уже полгода. Все свидетельствует о том, что вопрос с пошлинами перешел в политическую плоскость и повис в воздухе на неопределенный срок.

2. SIА-2012. Руководство новое, проблемы - старые 

Единственный украинский автосалон, включенный в календарь Международной организации автопроизводителей (OICA), в нынешнем году обещал если не приблизиться по масштабам к мировым автошоу, то значительно повысить уровень организации и качество премьер. Главной предпосылкой к этому стала смена собственника: в декабре 2011 года британская ITE Group купила выставочные активы компании Автоэкспо, которую связывают с группой компаний Укрпроминвест Петра Порошенко.

Сразу после заключения сделки генеральный директор Премьер Экспо Анатолий Сушон заявил о намерении привлечь к участию в выставке большего количество импортеров, которые ранее игнорировали SIA. Читайте подробнее: Салонные игры. Кто покажет автомобильные новинки украинцам

В итоге, как и в предыдущие годы на майском автосалоне украинцы довольствовались премьерами местного уровня от корейских и китайских брендов, разбавленных новинками Renault, Chevrolet и Opel. Остальные представители известных автомобильных марок, в частности, BMW, Audi, Mercedes, Toyota, Nissan, Volkswagen, выставляться в Украине отказались.Читайте подробнее: Восточный разрез фар. Новинки на SIA покажут корейцы и китайцы

Не смогли привезти масштабные премьеры в Украину и организаторы автосалона-конкурента — Kyiv Automotive Show, который в предыдущие годы (автошоу не проводится с 2009 года) организовывала ВААИД. И если SIA все же состоялась, то автошоу ВААИД решили вовсе не проводить, объяснив это тем, что автоимпортеры не готовы тратить средства на выставку в условиях стагнирующего рынка.
 
3. Налог на роскошь. Богатые не плачут

Накануне выборов в Раду провластные чиновники искали пути завоевать симпатии малообеспеченных слоев населения. Весной в Кабмине заговорили о необходимости введения так называемого «налога на богатство», причем вариантов было предложено сразу несколько. «Богатые должны поделиться с обществом той частью своих доходов, которые они тратят на роскошь», — заявил тогда премьер-министр Николай Азаров.

Впрочем, ни один из предложенных ведомствами проектов так и не прошел. В апреле был отправлен на доработку законопроект, подготовленный Министерством финансов. По словам Азарова, разработчики проекта исказили концепцию и содержание закона, поставив во главу угла фискальный принцип. Еще один вариант законопроекта по введению налога на роскошь подготовили в Минсоцполитики во главе с Сергеем Тигипко. В этой редакции степень роскошности автомобиля определялась не его стоимостью, а объемом двигателя, что категорически не устраивало автодилеров. Ведь в таком случае, к примеру, владельцу автомобиля «Волга» пришлось бы платить большую сумму, чем, например обладателю Mini с 1,5-литровым мотором и стоимостью около 40 тыс. евро.

Еще одна версия налога на богатство появилась в июне. Покупателям дорогих автомобилей предлагалось переплачивать 40% стоимости модели в салоне. Участники автомобильного рынка отреагировали незамедлительно. В случае принятия проекта рынок перейдет на «серые схемы» поставок, действовавшие в 90-х, заявили дилеры. По их мнению, это по сути запретительный налог, который приведет к полной остановке легальных продаж авто премиум-сегмента.

В целом, к августу 2012 были подготовлены четыре разных законопроекта о налоге на роскошь. Лидер фракции Партии регионов Александр Ефремов обещал подготовить единый согласованный документ, который мог бы вобрать все лучшие предложения. Не срослось.
 
4. Обогнать Ладу. Hyundai вырвалась в лидеры продаж

В январе 2012 года на авторынке сменился лидер — первое место по объему продаж занял южнокорейский бренд Hyundai с долей рынка 9,6% (1218 тыс. проданных автомобилей), опередив многолетнего лидера АвтоВАЗ — автомобили Lada заняли всего 2,3% рынка. 

Главная причина рокировки — изменение конкурентной среды каждой из автомарок, скромно говорят в Хюндай Мотор Украина. Хотя к такому результату компания шла последние несколько лет: в ключевых сегментах были выведены качественные модели по низкой цене (Accent, Tucson), был удачно обновлен дизайн всей линейки. Кроме того, выход на рынок новых моделей Hyundai совпал по времени с масштабной перестройкой на АвтоВАЗе — россияне были слишком заняты переходом в управление альянса Renault Nissan и обновлением модельного ряда.

В феврале тенденция продолжилась, АвтоВАЗ утратил сразу две позиции, переместившись на четвертое место, уступив Volkswagen и ЗАЗу. Впрочем, к концу года российскому автогиганту частично удалось восстановить утраченные позиции. На фоне сокращающегося рынка, в ноябре АвтоВАЗ вплотную приблизился по объему продаж к ЗАЗу, который лишь на десять автомобилей опередил российский бренд. При этом Hyundai традиционно финишировал на первой позиции.

5. Проверки на Еврокаре и Богдане

В 2012 году внимание проверяющих привлекли заводы двух крупнейших украинских автокорпораций — Еврокар и Богдан. Вначале налоговики провели выемку кредитных договоров и первичных документов на ЧАО «Еврокар» (официальный производитель марок VW Group — Skoda, Volkswagen, Seat). По итогам визита было возбуждено уголовное дело по факту уклонения от уплаты налогов должностными лицами предприятия. Сумма недопоступлений в бюджет оценивалась на уровне более 2,8 млн грн.

Несмотря на протесты предприятия, прокуратура Закарпатской области подтвердила законность действий налоговиков. «Материалы проверки свидетельствуют о том, что служащие данного предприятия умышленно уклонялись от уплаты налогов путем занижения налога на прибыль и налога на добавленную стоимость», — говорится в заявлении прокуратуры. На самом Еврокаре усматривают в действиях налоговиков признаки давления на компанию, которой государство задолжало приличную сумму по возмещению НДС. «Мы подали апелляционную жалобу по этому решению», — сказал глава набсовета и совладелец Еврокара Олег Боярин. По словам топ-менеджера, за 19 лет в бизнесе ситуации хуже, нежели сейчас, в части работы с налоговыми и правоохранительными органами не было.

В мае прокуратура Волынской области провела проверку на еще одном крупном предприятии — ДП «Автосборочный завод N1 ПАО „Автомобильная компания “Богдан Моторс», которое относят к активам группы «Укрпроминвест» бизнесмена и политика Петра Порошенко. В корпорации назвали проверку «необоснованной и непонятной». По словам руководителя пресс-службы корпорации Сергея Красули, привлеченные прокуратурой представители госорганов не имели при себе достаточных документов, подтверждающих их полномочия. Впрочем в данном случае, дальше проверки дело не зашло.

6. Прощай, отвертка. Крупноузловую сборку пугают акцизом на кузова

В начале сентября Министерство финансов предложило увеличить ставки акцизного сбора на импортируемые автомобильные кузова. Повышение налога позволит заменить импорт отечественным продуктом, сделает невыгодной так называемою «отверточную» (крупноузловую или SKD) сборку и стимулирует создание полномасштабного автопроизводства в Украине, считают в ведомстве.

Проект изменений в Налоговый кодекс положил начало конфронтации между украинскими автосборщиками. Игроки рынка уверяют, что законопроект выгоден только двум предприятиям, имеющим полный цикл производства: Запорожскому автозаводу (ЗАЗ), который входит в состав УкрАвто бизнесмена и депутата от Партии регионов Тариэла Васадзе, а также корпорации Богдан, которую связывают с владельцем корпорации Roshen, министром экономического развития и торговли Петром Порошенко. Вместе с тем, заводы Еврокар (выпускает автомобили Skoda) и Кременчугский автосборочный завод (КрАСЗ, выпускает Ssang Yong и входит в состав холдинга АИС), которые занимаются SKD-сборкой, могут закрыться.

По словам гендиректора ВААИД Олега Назаренко, разработка проекта говорит о том, что автопроизводители, не сумев пролоббировать ограничение автоимпорта, ищут резервы по увеличению своей доходности на внутреннем рынке. «Начинается борьба между автопроизводителями, можно сказать, за выживание. Если законопроект будет принят, КрАСЗ и Еврокар можно полностью закрывать», — заявил он.
 
В УкрАвто законопроект поддерживают, поясняя, что крупноузловая сборка — это не промышленное производство, она не включает такие технологические операции, как сварка, окраска кузовов и производство компонентов. Если государство ставит перед собой задачу развивать собственное автопроизводство, SKD можно рассматривать только как подготовительный этап. «Крупноузловая сборка фактически является скрытым импортом и используется исключительно в качестве схемы ухода от налогообложения», — заявили в УкрАвто. 
 
В свою очередь на Еврокаре готовы перейти на полномасштабное производство, однако, по слова Олега Боярина, при нынешних ставках ввозной пошлины это не выгодно.«Мы готовы к производству по полному циклу, технически для этого нужно 6-7 месяцев. Но рынка нет. Для полномасштабного производства выпускать 5-15 тыс. машин нецелесообразно… Мы используем SKD-производство не потому, что так хотим. Нам нужно сохранить людей, технологии, существующий потенциал», — сказал глава Еврокара.

7. Операция утилизация. Украина и Россия обменялись сборами

Одновременно с акцизом на кузова, производители предложили ввести в Украине так называемый утилизационный сбор. Формально это ответ на действия России, ранее применившей подобный сбор, который фактически закрыл доступ для украинской продукции на российский рынок.

Вместе с тем, в украинской интерпретации (проект базового закона об утилизации транспортных средств N11259 а также проект с размером ставок сбора N11260, принятые парламентом в первом чтении) сбор распространяется не только на российский, а на весь импорт, независимо от страны происхождения. Кроме того, он затрагивает предприятия, осуществляющие крупноузловую или SKD-сборку. Вместе с тем предприятия, имеющие полный цикл производства, вовсе освобождаются от уплаты сбора, если возьмут на себя обязательства по самостоятельной утилизации автохлама.

Утилизационный сбор, по сути, был превращен в инструмент создания монопольной среды для работы двух украинских компаний — Укравто и Богдан, заявили в группе компаний АИС. «Согласно условиям законопроекта, именно эти две компании будут фактически освобождены от уплаты утилизационного сбора и получат таким образом преференции от государства», — заявил председатель наблюдательного совета группы компаний АИС Василий Поляков. Подобными аргументами оперируют и в Еврокаре, называя законопроект кулуарным и безграмотным, однако, в целом, не отрицая необходимости создания полноценной системы утилизации автомобилей. 

Автосборщики готовы согласится с существующей трактовкой законопроекта лишь с одной поправкой: всем компаниям, которые занимаются сборкой в Украине, нужно разрешить самостоятельно утилизировать автомобили. Эксперты рынка, прогнозируют, что судьба утилизационного сбора будет решаться уже после определения нового состава Кабмина. Во многом дальнейшая судьба сбора зависит от работы лоббистов в новой Раде, где представлены интересы как автосборщиков и импортеров, так и компаний, осуществляющих полномасштабное производство.
 
8. Борьба за Европу: Пересмотр ставок в рамках ВТО

В сентябре Украина сообщила ВТО о намерении повысить импортные пошлины на 371 товарную линию, в том числе и продукцию автопрома. Право пересмотреть ставки появилось спустя три года после вступления в организацию. И автопром собирается воспользоваться этим правом для ограничения импорта. По словам президента корпорации УкрАвто Тариэла Васадзе, речь идет о 15-процентной надбавке к существующей ставке пошлины, которая сегодня составляет от 6% до 10%, на легковые автомобили, в зависимости от объема двигателя.

«В правилах Всемирной торговой организации четко записано, что любая страна вправе требовать, через три года после вступления в организацию, пересмотра условий нахождения в ВТО. Это возможно при возникновении серьезного нарушения баланса между импортом и местным производством. В таком случае вводится определенная защитная пошлина на период. У нас это произошло и Украина воспользовалась этим правом», — сказал Васадзе.

Автоимпортеры выступили с резкой критикой такого решения. По их мнению, в случае введения пошлины Украину ожидают ответные меры со стороны ВТО — в отношении украинского экспорта. Импортные автомобили значительно подорожают — в среднем на 8%.

По прогнозу правительственного уполномоченного по вопросам евроинтеграции Валерия Пятницкого, проводить переговоры с Украиной по пересмотру размера действующих пошлин согласились около 30-ти стран-членов ВТО. Переговоры продлятся, как минимум, два месяца и могут быть продлены.
 
9. Таможня не дает добро. Дилеровобвинили в махинациях

Осенью, одновременно с введением утилизационного сбора и обсуждением акциза на кузова, власти обвинили крупных автоимпортеров в налоговых махинациях. Государственная таможенная служба Украины потребовала у Кременчугского автосборочного завода (КрАСЗ, входит в состав группы компаний АИС) и Порше Украина доплатить в бюджет около 51 млн.грн., из которых 28 млн.грн. должен заплатить КрАСЗ и 13 млн.грн. — генеральный импортер Volkswagen и Audi.

В таможне утверждают, что КрАСЗ занижал стоимость транспортных средств в 2-2,5 раза при поставках из КНР «машинокомплектов», которые декларировались, как запасные части. В свою очередь, ООО Порше Украина, по мнению таможни, не в полном объеме прилагала к таможенной стоимости ее составляющие, которые согласно положению МКУ должны быть частью базы налогообложения. Обе компании заявили, что оплачивали все таможенные пошлины и сборы в полном объеме и в соответствии с законодательством, отметив, что еще не получили официальных документов о результатах проверки.
 
Пока же проверки на авторынке продолжаются. В целом таможня намерена проверить 10 импортеров, сообщил первый зампредседателя Государственной таможенной службы Александр Дороховский. По его словам, минимальная сумма предполагаемых штрафов составляет 100 млнгрн.
 
10. На переправе. Seat сменил импортера 

Испанский бренд Seat, входящий в структуру крупнейшего мирового автоконцерна Volkswagen AG, сменил импортера в Украине. С 1 декабря поставлять и обслуживать автомобили Seat начала компания Порше Украина (генеральный импортер Volkswagen и Audi), которая входит в состав Porsche Holding. В планах нового импортера — занять 3% рынка в течение 5 лет. В 2013 году компания намерена реализовать 1500 автомобилей Seat.
 
Новый импортер пришел на смену компании Формула Мотор Украина, осуществлявшей поставки авто испанского бренда с2003 года. В 2012 году году ее контракт с производителем завершился.

Подобная смена имела место в 2008 году и также касалась одного из брендов автоконцерна Volkswagen AG. С 1 декабря 2008 года импортером бренда Audi в Украине стала Порше Украина. При этом автомобильная группа «Випос», исполнявшая долгие годы роль импортера, сменила статус на дилерский. 
 
Последняя крупная смена импортера состоялась в декабре 2009 года, когда на украинский рынок вышла группа PSA (Peugeot Citroen SA). В апреле 2010 года начал работать филиал PSA Peugeot Citroen — ООО «Пежо Ситроен Украина», с июня того же года компания осуществляет функции официального импортера Peugeot. Кроме того, с июня 2010 начала работу компания «Ситроен Украина», которая отвечает за импорт в Украину автомобилей, запасных частей и обеспечение дилерских сетей французской марки. Предыдущие импортеры — компания Илта (Peugeot) и группа компаний «АИС» (Citroen) — стали дилерами брендов в Украине.
Опубликовано на minfin.com.ua 19 декабря 2012, 13:16
Следить за новыми комментариями

Комментарии (1)

+
+14
AlexSWM
AlexSWM
19 декабря 2012, 21:51
Alexey
#
Много буков, утомило :(

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд