ВХОД
Вернуться
2 ноября 2012, 09:41
Правила семейной бухгалтерии.
Фото с сайта vk.com

Правила семейной бухгалтерии — распределяем доходы и расходы

Говорят, сколько ни зарабатывай, все равно деньги буквально просачиваются сквозь пальцы. Неправда! Это мы не умеем рационально распределить свои доходы и расходы, а какие-то мифические свойства денег тут ни при чем, пишет УБР.

Разные приоритеты

На моей гостеприимной кухне часто собираются друзья — все мы примерно одного возраста, с одинаковым доходом и… совершенно разным его распределением. Например, у Юли с Максом немыслимые, в моем понимании, суммы уходят на всякие колбаски-ветчинки-орешки. Лена изрядно тратится на одежду и альбомы по живописи, ничуть не страдая по поводу дежурной гречки на ужин. Славик с Натальей с радостью приобретают очередную (которую по счету!) «примочку» к компьютеру, хотя продай они всю технику, что стоит в их квартире, могли бы уже приличный автомобиль купить. Причем не в кредит. Я же только что прошла дорогостоящий курс косметических процедур и планирую его через какое-то время повторить, а покупку новой мебели отложила. «Какое неразумное расходование денег!» — мог бы сказать зашоренный дилетант от финансов. Но, заметьте, все мы вполне удовлетворены своим образом жизни, хотя, разумеется, нет предела ни желаниям, ни совершенству. Просто каждый из нас по-своему справляется с планированием бюджета. Мы понимаем, сколько получаем, что нам по карману, что — нет, и соблюдаем главные правила семейной бухгалтерии — расходы не превышают доходы. Но не слепо по учебнику, а так, чтобы оставить в своей жизни яркие краски, приятные моменты и даже сюрпризы. Если же у вас не выходит, приступить к разумному и системному распределению денег никогда не поздно.

Учетные записи

Наверное, многим это покажется нудно и очень обременительно. Я о записи денежных поступлений и трат. Но, знаете, если хотите действительно стать властелином своего капитала, эта часть работы с расходами-доходами не обсуждается. Уверяю, у вас наверняка появится повод удивиться, а может, и ужаснуться собственной финансовой небрежности. Впрочем, одна моя знакомая после нескольких месяцев занесения всего и вся в таблицы и списки пришла к выводу, что у нее нет лишних расходов. Что ж, тоже полезный опыт. Уяснив, сколько получаете и расходуете, двигайтесь дальше.

Этап 1.

Заплатите себе О личном «стабилизационном фонде» слышали, наверное, все. Считается, что находящейся там суммы должно хватить на несколько месяцев пристойной жизни. Эти сбережения — наше спокойствие и уверенность в завтрашнем дне. Их необходимость понимают все, но имеют «запасы» немногие. А ведь организовать «подушку безопасности» просто. Достаточно выработать привычку с каждого поступления сразу откладывать минимум 10 процентов (на депозит, в конверт, в сейф), а жить на оставшуюся сумму. Скорее всего, вы даже не ощутите «недостачи».

Впрочем, совсем недавно меня тоже не очень вдохновляли сами понятия «сбережения», «стабилизационный фонд» и т. п. Пока не осознала, что вот эта часть — именно моя, а остальные деньги я совсем скоро кому-то отдам за услуги или товары.

Этап 2.

Выделите на обязательное Это прежде всего деньги на коммунальные счета, телефон, Интернет. Теоретически, иногда выплату можно пропустить, но это чревато неудобствами, в том числе финансовыми. К тому же при оплате до 20 числа полагается скидка. Терять на пустом месте не в моих правилах. Значит, сразу откладываем, сколько требуется. Раньше мне для этого служил конверт. Теперь, когда деньги приходят на карточку, записываю сумму на бумаге. Далее следуют питание и транспорт. Из месяца в месяц цифры примерно одинаковы. Если вы вели и ведете записи, то знаете, сколько потребуется. Разве что скорректируете с учетом инфляции и изменения цен. Затем идут хозяйственные мелочи, моющие, чистящие средства и тому подобные необходимые вещи, стоимость которых тоже примерно понятна благодаря прежним записям. Подбиваем баланс и откладываем эти средства. Я, например, оплачиваю всю коммуналку через Интернет, а остальное снимаю с банковской карточки и кладу дома. Впрочем, дело вкуса.

Этап 3.

Предусмотрите непредвиденное Звучит странно? Но ведь каждый сталкивался с ситуацией, когда вдруг ломается каблук, кто-то заболел, забарахлил телевизор. Да мало ли что еще? Потому 5-10 процентов от дохода будьте любезны отвести на сюрпризы судьбы. Если повезет и форс-мажор не случится, эти деньги можно перекинуть в другие статьи расходов или отправить в сбережения.

Этап 4.

Оставьте на плановые и второстепенные расходы

До сих пор все было элементарно. А вот с оставшейся частью нужно поработать скрупулезно. Именно здесь рекомендовано корректировать бюджет в зависимости от ваших приоритетов — тут кроются наши резервы и «черные дыры». Чтобы их увидеть, понадобится список всего, что вы намерены оплатить в текущем месяце.

Во-первых, учтите плановые расходы — на что потратитесь непременно. Логично было бы вписать сюда покупки нужных вещей — от одежды до мебели и техники, ремонты, а также все, что привязано к определенной дате: подарки на дни рождения, праздники, отпуск. А уже на оставшиеся деньги покупать безделушки, модные обновки, ходить в кино и кафе… Но логика сдается перед напором эмоций. Как заявила моя подруга: «Ну и что, что мне надо выплачивать кредит? Я все равно не откажу себе в удовольствии в выходной посидеть в кафе». И нормально. Девушка вносит пункт «кофе с подружками» в перечень плановых расходов, но безжалостно вычеркивает оттуда покупку мобилки.

Не можете обойтись без нового велосипеда или сумочки — вписываете их. Жаждете плазменный телевизор? И его туда же. Собираетесь на курсы вождения — вносите их в план. Сомневаетесь, хватит ли вам средств на новые горные лыжи или тостер, запишите их пока что в графу «Желательные траты». Теперь подбивайте итог и смотрите, хватает ли денег. Корректируйте, если требуется, отказывайтесь от одного в пользу другого, но не забывайте, что деньги — это всего лишь средство. И именно удовольствия, развлечения и хобби определяют качество и стиль нашей жизни.

Cоветы эксперта Татьяна Мушта, главный бухгалтер, FlyLady:

— Отслеживайте свои расходы минимум 2-3 месяца. Так будет легче составить реальный бюджет семьи.

— Перед планированием следующего месячного бюджета проанализируйте предыдущий. Вы увидите, каких трат можно избежать без существенного изменения образа жизни.

— Список расходов делайте в порядке приоритетности: от наиболее важных к наименее.

— Отметьте в календаре семейные торжества, дни рождения друзей и общие праздники, чтобы не забыть включить соответствующие траты в обязательные расходы.

— Отнеситесь к бюджету гибко. Не хотите себя ущемлять в каких-то потребностях и желаниях, посмотрите, нельзя ли понемногу урезать иные траты.

— Некоторым помогает отношение к планированию, как к спорту. Можно поставить перед собой цель скопить рекордную сумму за один месяц.

— Научитесь выигрывать в деньгах не за счет качества, а за счет покупки товаров и услуг со скидками, по более выгодным ценам, более рационального использования ресурсов, отказа от ненужных вещей и услуг и от вредных привычек.

Опубликовано на minfin.com.ua 2 ноября 2012, 09:41
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд