ВХОД
Вернуться
11 июня 2012, 17:17
Как правильно сдать автомобиль в ремонт
Фото с сайта belastr.by

Как правильно сдать автомобиль в ремонт

Согласитесь, быть владельцем дорогой иномарки не только престижно, но и довольно хлопотно. Ведь чего стоит одна только покупка горючего, подходящего для вашего любимца! А об обслуживании и ремонте вообще говорить не приходится! И если методом проб и ошибок более или менее подходящую автозаправку подобрать можно, то найти сервисную мастерскую, работники которой не обманут, а выполнят свои обязанности «от и до», дав при этом гарантию результата услуги, весьма сложно. Кстати, отечественная судебная практика насчитывает не одно дело, связанное с рассмотрением споров между клиентом-автовладельцем и исполнителем-автосервисом.

Правила от А до Я

Кроме положений ГК Украины, ЗУ «Об автомобильном транспорте», отношения между клиентом (заказчиком) и СТО (исполнителем) подчиняются Приказу Министерства транспорта Украины №792 от 11.11.2002 (с изм. от 01.09.2003) «Об утверждении Правил предоставления услуг технического обслуживания и ремонта автомобильных транспортных средств» (далее — Правила). И хоть Правилами допускается оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту ТС или его составных частей по письменному договору или по устной договоренности между клиентом и СТО, непосредственное предоставление услуг осуществляется по обращению заказчика или его предварительной заявке, которая регистрируется в журнале регистрации заявок. По заявке исполнитель определяет дату, время предоставления ТС (составляющих) и его (их) документацию для предоставления услуг.

Конечно, как показывает практика, зачастую ремонт автомобилей основывается на устной договоренности между заказчиком и исполнителем, но избежать в будущем спорных вопросов и судебных разбирательств поможет все-таки заключение соответствующего договора. Ведь первоочередная функция гражданско-правового договора заключается в стимулировании сторон к надлежащему исполнению своих обязательств. Так что лучше не полениться, а заключить договор, который, согласно ст. 25 ЗУ «Об автомобильном транспорте», именуется договором о техобслуживании и ремонте ТС. Причем эта норма позволяет оформить договорные отношения не только договором, но и наряд-заказом, накладной, квитанцией.

В любом случае, существенными условиями договора о техобслуживании и ремонте (будь то накладная или наряд-заказ) являются:

1) наименование и место расположения сторон по этому договору;

2) перечень работ по техническому обслуживанию или ремонту и срок их исполнения;

3) стоимость работ и порядок расчетов;

4) перечень составляющих частей (материалов), использованных исполнителем, а также предоставленных заказчиком для выполнения работ по техобслуживанию или ремонту ТС;

5) перечень документов, предоставляемых заказчику для подтверждения исполнения техобслуживания или ремонта, гарантийные обязательства исполнителя относительно проведенных работ.

В случае предоставления услуг в присутствии заказчика, когда нет необходимости оставлять автомобиль на ответственное хранение исполнителя, правилами позволяется оформлять услуги счетом-фактурой и наряд-заказом. Причем в наряде-заказе обязательно делается запись о гарантийных обязательствах, а подпись удостоверяется печатью. Согласно п. 47 Правил, начало гарантийного срока исчисляется со дня передачи ТС или его составляющих заказчику. Конечно, следует отметить, что на такие услуги, как, к примеру, подкачка шин или диагностика без вмешательства в конструкцию ТС (в присутствии заказчика), гарантии не распространяются, а поэтому такие услуги оформляются лишь выдачей платежного документа, свидетельствующего об оплате работ.

Последовательность передачи-приемки авто

Понятно, что передавать ключи и оставлять машину на СТО, какими бы хорошими знакомыми не были ее работники, не стоит. Тем более, что Правила устанавливают определенную процедуру сдачи-приемки автомобиля. Прием ТС (его составляющих) осуществляется в присутствии собственника или его уполномоченного представителя в таком порядке. Во-первых, разбор сопроводительной документации и заявок заказчика. Во-вторых, проверка технического состояния ТС (его составляющих). В-третьих, выявление внешних повреждений и дефектов с оформлением соответствующего документа. В-четвертых, оформление акта передачи-приемки ТС для предоставления услуг по техобслуживанию и ремонту (п. 15 Правил).

Процедура передачи-приемки заказчику уже отремонтированного автомобиля несколько иная. Прием ТС заказчиком (п. 34 Правил) осуществляется в присутствии контролера качества исполнителя в таком порядке:

1) анализ документации, оформленной исполнителем;

2) проверка соответствия предоставленных услуг, в частности, предоставление заказчику ТС для испытаний при участии представителя исполнителя;

3) оформление акта передачи-приемки ТС после ремонта и техобслуживания или наряд-заказа, если не составлялся договор о предоставлении услуг. При этом ТС и их составляющие передаются заказчику после принятия их контролером качества, о чем делается запись в наряде-заказе, который подписывается, а подпись удостоверяется печатью.

Немаловажным условием при оставлении ТС исполнителю служит так называемое ответственное хранение исполнителем ТС, переданного ему заказчиком. П. 14 Правил устанавливает, что исполнитель обеспечивает ответственное хранение ТС заказчика на время предоставления услуг. Иными словами, исполнитель обязан обеспечить и реализовать комплекс организационных и технических мероприятий, гарантирующих сохранность имущества собственника ТС в полном соответствии с требованиями эксплуатационной или нормативной документации в течение срока, установленного в оформленном письменно договоре с заказчиком. Т. е. СТО во время хранения отвечает за автомобиль заказчика, как за собственное имущество. Поэтому ответственность за возможное уничтожение или хищения автомобиля заказчика, случившиеся во время оказания услуг по вине СТО, полностью возлагается на исполнителя.

Судебная практика ТМ

Если авто находится на территории СТО, ответственность за его порчу лежит на собственнике станции

Ярким примером того, как хорошие знакомые, работающие на СТО, пытались уйти от ответственности за утраченный автомобиль клиента, может стать следующее дело.

В апреле 2012 г. Ленинским райсудом Николаева слушалось дело №2-4147/11 по иску автовладельца, лишившегося своей машины после сдачи ее в ремонтную мастерскую. Истец просил суд взыскать солидарно с ответчиков, якобы работников автосервиса, 67647 грн имущественного вреда, причиненного в результате уничтожения его автомобиля TOYOTA RAV 4, 1995 года выпуска, и 1000 грн затрат на оплату услуг оценщика. В обоснование своего иска истец указал, что, являясь собственником указанного автомобиля, он обратился на СТО для ремонта электропривода центрального замка передних дверей, который при нажатии кнопки дистанционного пульта не закрывался, что требовало закрытия замка ключом или из салона. Примечательно, что выбор СТО был неслучайным, поскольку истец, равно как и его отец, неоднократно обращались в этот автосервис. Работники СТО предложили истцу оставить транспортное средство до следующего дня для проведения диагностики и ремонта, указав, что о результатах сообщат по телефону. Заметьте, никаких документов при этом не составлялось, истец лишь оставил на СТО ключи от автомобиля и, разумеется, сам автомобиль. Однако около 23.30 того же дня истцу позвонили и сообщили не о результатах диагностики, а о том, что его автомобиль сгорел:

«Вследствие пожара транспортное средство сгорело полностью и восстановлению не подлежит». Проверку факта пожара проводили сотрудники МЧС и милиции, установившие, что пожар произошел в результате замыкания электропроводки в отсеке двигателя, поэтому в возбуждении уголовного дела было отказано.

По мнению истца, пожар произошел по вине работников СТО, которые, ремонтируя электрооборудование, не отключили аккумулятор от системы электропитания. При этом в качестве основания признания вины работников СТО истец сослался на расписку за подписью двоих ответчиков, которые указали, что согласны в добровольном порядке возместить часть причиненного ущерба в размере 42 тыс. грн. Но в дальнейшем ответчики от возмещения отказались, что вынудило истца обратиться к независимым экспертам, которые, согласно отчету, оценили размер ущерба в 67647 грн, а затем в суд.

Разумеется, ответчики, присутствовавшие на судебном заседании, против иска возражали, ссылаясь на отсутствие своей вины. Кроме того, в суде было установлено, что одним из ответчиков является собственник боксов, который по договору аренды передал боксы, используемые СТО, одному из ФЛ-П, оказывающему услуги по ремонту ТС и автосервису. Учитывая это обстоятельство, суд пришел к выводу, что арендодатель действительно состоит с ответчиком-арендатором только в арендных отношениях, поэтому никакой ответственности за случившийся пожар не несет и, следовательно, освобождается от ответственности.

Второй из ответчиков указал, что не является наемным работником СТО, поскольку он студент и лишь иногда из дружеских побуждений оказывал помощь ответчику-арендатору по ремонту небольшой сложности. Суд установил, что замыкание проводки автомобиля произошло из-за внешнего вмешательства, которое мог осуществить только ответчик-студент (который, кстати, поставил свою подпись на упомянутой расписке). Однако, поскольку он не состоял в трудовых отношениях с ответчиком-арендатором, который доверил ему ключи от боксов и позволил находиться на объекте в нерабочее время, чем принял на себя ответственность за его действия, суд посчитал, что вину в уничтожении автомобиля следует возложить лишь на ответчика-арендатора. Ответчик-арендатор заявил суду, что не принимал на хранение автомобиль истца, потому что его в это время на СТО не было, да и сама станция на момент обращения истца не работала.

В общем, вынося решение, суд сослался на п. 15 Правил, указав при этом, что ответчик как субъект предпринимательской деятельности принял для диагностики и ремонта автомобиль истца на основании устного соглашения (что подтверждается помещением автомобиля в бокс, принадлежащий ответчику на условиях аренды, а также распиской и показаниями свидетелей) без соблюдения требований Правил, в т. ч. не обеспечив ответственного хранения ТС и соблюдения правил противопожарной безопасности, признав тем самым доказанность вины ответчика-арендатора в причинении убытков истцу. И, как следствие, взыскал с него в пользу истца 67647 грн как возмещение имущественного ущерба и 1000 грн в качестве возмещения стоимости услуг оценщика.

Инфосправка

Услуги должны подтверждаться документально

В соответствии сПравилами предоставления услуг технического обслуживания и ремонта автомобильных транспортных средств (утверждены Приказом Министерства транспорта Украины №792 от 11.11.2002), исполнитель после окончания работ предоставляет заказчику такие документы:

1. Справки (счета) о затратах заказчика (если он является юридическим лицом), связанных с выполнением технического обслуживания (кроме гарантийного), — отдельно, и связанные и выполнением ремонта, — отдельно;

2. Гарантийный талон (один экземпляр);

3. Справку-счет на номерные составляющие части, приобретенные и установленные исполнителем на ТС;

4. Приложения к эксплуатационной документации в случае необходимости;

5. Справку о цвете (основной цвет) ТС, если этот цвет заменен во время ремонта;

6. Акт приемки-сдачи предприятия, имеющего право на испытания газового оборудования топливных систем ТС и выполнившего эти испытания.

Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд