ВХОД
Вернуться
30 мая 2012, 11:21
Ум на каблуках. Как украинки добиваются успехов в карьере
Фото с сайта moneyball.info

Ум на каблуках. Как украинки добиваются успехов в карьере

Почти половина украинцев убеждены женщине для карьерного роста нужен не ум, а красота. Умницы, добившиеся успеха профессионально-интеллектуальным путем, уничтожить стереотип пока не могут, — пишет Корреспондент.

Ирина Сиренко
Ирина Сиренко
председатель правления СК «ПРОВИДНА»

В рабочем кабинете 48-летней Ирины Сиренко, президента и председателя правления страховой компании Провідна, у монитора прописалась табличка с красноречивым высказыванием: Трудно быть женщиной: приходится мыслить, как мужчина; действовать, как леди; выглядеть, как молодая девушка, и работать, как лошадь.

В точности этого ироничного тезиса Сиренко убедилась на собственном опыте. Филолог по образованию, в 1996-м она решилась пойти работать в незнакомый для нее страховой бизнес и за десять лет сделала там головокружительную карьеру.

Украинке вполне по силам достичь таких высот, теперь уверена Сиренко, хотя и придется сломать на этом пути массу стереотипов.

«Если делает что-то хорошо мужчина — он молодец и специалист, — приводит она пример одного из них. — Но если что-то получается у женщины, ей еще нужно доказать второй, третий раз, что это вышло не случайно».

Но если что-то получается у женщины, ей еще нужно доказать второй, третий раз, что это вышло не случайно. Подобные предубеждения соотечественников отражают и данные опроса репрезентативной выборки интернет-пользователей компанией iVOX Ukraine. Среди качеств, необходимых прекрасному полу для построения карьеры, 39 % респондентов назвали привлекательную внешность и 27 % — удачный брак.

Нужными для мужчин эти факторы сочли лишь 10% и 11%. При этом интеллектуальные способности в деле продвижения по службе для леди оказались менее важны (56 %), чем для джентльменов (68%). 

Еще большую ставку на внешние данные украинок делает молодое поколение: по данным Института Горшенина, их назвали главным залогом карьерного успеха девушек 55,2 % опрошенной молодежи.

Светлане Оксамитной, завкафедрой социологии Киево-Могилянской академии, это кажется очевидным. По ее словам, в украинской семье и школе, а также в СМИ культивируется отношение к женщине как к объекту выбора со стороны мужчин и работодателей, а не как к активной и независимой личности.

Все эти стереотипы, присущие обоим полам, значительно ограничивают самостоятельность соотечественниц. Это подтверждает рейтинг экономических возможностей женщин, составленный в 2012 году, где Украина занимает 57-е место в списке 128 стран, пропустив вперед практически все европейские государства и соседствуя с Перу и Колумбией. Если в больших городах на офисных должностях зарплаты мужчин и женщин примерно одинаковы, то в целом по стране разрыв достигает 25-30%, отмечают эксперты.

Число соотечественников, которые не против видеть женщину в кабинете руководителя, возросло с 50% в 1992 году до 69 % в 2010-м

“Те подвижки, которые произошли, — заслуга самих женщин". — резюмирует укрепление позиций представительниц слабого рола Наталья Лавриненко, старший научный сотрудник Института социологии.

Дамское общество

В жизни 25-летней киевлянки Анны Павленко, пиар-специалиста Банка Кипра, гармонично сочетаются карьера и семья. Супруг целиком поддерживает ее стремление к самореализации, а обзавестись детьми пара планирует позже.

Объясняя такое решение, Павленко вспоминает свой трудовой путь, который начинался с должности помощницы руководителя маркетингового отдела в одном из банков.

«Я понимала, что, получив высшее образование, не готова и не могу себе позволить уйти в декрет с позиции ассистента», — рассказывает киевлянка.

Добиться первых успехов и последующего развития, по ее собственному мнению, Павленко удалось исключительно за счет интеллекта и умения качественно выполнять работу.

На современных офисных должностях женщина вполне может быть успешной и без оглядки на свою половую принадлежность. 

«Я бы сказала, что дискриминации (по половому признаку в Украине) нет, есть скорее ситуативные предпочтения, — говорит эксперт. — Поэтому (карьерные) возможности ограничены или поддерживаются прежде всего типом личности женщины». 

Умение контролировать эмоции, рационально реагировать на стрессы и давление, способность легко переключаться между семейным и рабочим ритмами — те качества, которые, по наблюдениям Шаровой, необходимы женщине в бизнес-среде и на руководящих должностях.

Состоявшиеся в бизнесе украинки дополняют этот перечень еще и готовностью принимать решения и отвечать за них.

«Когда ты молод и не имеешь опыта предыдущей деятельности, самое сложное — понимать, что вся ответственность за бизнес и за людей в нем — на твоих плечах», — отмечает Елена Чепур, собственник и управляющий партнер юридической компании Gryphon Investment Consulting Group, возглавляющая ее уже шесть лет.

Сиренко, в свою очередь, причисляет к списку трудолюбие и умение применять на практике полученные знания, причем по обоим показателям женщине приходится быть в разы усерднее сильного пола.

Бизнес-леди раньше не однажды замечала, что на переговорах клиенты не воспринимают ее всерьез, а внимание собеседников сосредоточено на словах коллег-мужчин, пусть даже они ниже или равны ей по должности.

Впрочем, руководитель Провідної нашла рецепт борьбы с таким предубеждением: если дама профессионально говорит то, что важно для дела, а не служит лишь украшением переговоров, то, естественно, внимание переключается не на нее как женщину, а на то, что она говорит. 

26-летняя Наталья Попова, до недавнего времени работавшая веб-редактором в Американской торговой палате в Украине, а сейчас присматривающая за четырехмесячным сынишкой, при трудоустройстве не раз сталкивалась с вопросами о замужестве, декретных планах, а также о том, что ее привело в «неженскую» профессию. 

«Но если уже прошел через это (гендерные расспросы) и устроился на работу, то, мне кажется, не принципиально, мужчина ты или женщина», — уверена Попова, которая, к слову, не планирует отбывать декрет полностью и уже подумывает о возвращении на работу.

Тем временем в Украине становится все меньше сфер занятости, закрытых для соотечественниц, отмечает Шарова. Преимущественно женскими остаются административно-секретарские должности и ниша управления персоналом, зато украинки активно открывают для себя автомобильный сектор, производство, финансы и сферу продаж.

В стремлении к таким достижениям ставка исключительно на внешние данные — ложный путь, сходятся во мнении рекрутеры и опытные бизнесвумен, называя умение следить за собой не инструментом достижения успеха, а его необходимым атрибутом. 

«Все мы хотим видеть (делового) партнера, который культурен, — поясняет Чепур. — Поэтому соответствующий месту и ситуации внешний вид не более чем составляющая образа здорового, культурного и успешного человека». 

Даже при трудоустройстве внешность играет роль лишь как часть общего впечатления о человеке и одинаково значима для мужчин и для женщин, резюмирует Шарова.

Отчаянные домохозяйки

Объясняя расхожее среди соотечественников мнение, что залог карьерного и жизненного успеха женщин — выгодный брак и привлекательная внешность, Оксамитная приводит выводы западных исследователей гендерных стереотипов.

Во-первых, подобные предубеждения гораздо более стойки, чем расовые или классовые, а во-вторых, их принимают и сами представительницы прекрасного пола, начиная действовать исходя из устоявшихся в обществе суждений.

По словам Лавриненко, наиболее охотно ставку на внешние данные и удачное замужество делают молодые украинки из провинции.

«Глубинка поставляет нам всех этих красивых девочек — а их много, — которые никогда не выезжали за границу и еще плохо ориентируются в том, как нужно себя презентовать, к примеру, при приеме на работу», — отмечает социолог.

В последние годы в украинском обществе вновь актуализировалась идея, характерная для прошлых веков, что самореализация женщины должна ограничиваться преимущественно семьей, отмечает Лариса Магдюк, эксперт общественной организации Женский консорциум Украины. 

Такая установка активно подкрепляется возрождающимися христианскими семейными ценностями, особенно в более консервативных западных регионах страны.

«Это вводит людей в заблуждение, а часто парализует социальную активность, особенно женщин», — подчеркивает Магдюк.

С другой стороны, подавляющему большинству украинок, зарабатывающих на жизнь для своих семей, просто некогда задумываться о путях построения карьеры, затрагивает еще один аспект проблемы Марфа Скорик, директор Киевского института гендерных исследований.

Впрочем, недавний кризис породил заметный всплеск деловой активности украинок на всех уровнях и во всех сферах, отмечает Шарова.

Бизнес-леди все более умело сочетают семью и карьеру, делится наблюдениями Чепур, пусть не всегда совмещая работу и обязанности домохозяйки, но не позволяя ущемлять роль женщины и мамы. Сама она, по ее словам, находит время для общего с ребенком досуга, а также по возможности на кухню.

Повышение активности женщин в бизнесе — вопрос времени, уверена Лидия Билас, генеральный директор компании IDS Aqua Service, занимающейся доставкой питьевой воды. И это лишь улучшит украинскую деловую среду, убеждена она. 

«Женщина-руководитель, воспринимая карьеру как возможность самореализации чаще всего через демократичный стиль руководства, продуманность решений и высокую ответственность за результат, может привнести в мир бизнеса много качественных изменений», — считает Билас.

В том, что тенденция развенчивания стереотипов бесповоротна, уверена и Оксамитная.

«Мне добавляет оптимизма, что, по результатам моих исследований, растет количество женщин среди самых младших категорий, убежденных, что для женщины важнее сделать собственную карьеру, чем поддерживать карьеру мужа», — заключает эксперт. 

Читайте также: Город Солнца: кому в Украине жить хорошо, Материнский пример — для карьеры и бизнеса.

Опубликовано на minfin.com.ua 30 мая 2012, 11:21
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд