ВХОД
Вернуться
23 декабря 2011, 13:20

Будущее — за «электронным судом»

Ближайшие годы должны стать периодом прогресса в судебной системе. Однако готовы ли суды к внедрению высоких технологий, если до недавнего времени представители Фемиды за свой счет обустраивали свои рабочие кабинеты и — чего уж мелочиться! — проводили ремонт помещений суда? Теперь законодательство о борьбе с коррупцией формально запрещает им обеспечивать себе условия для работы из собственного кармана. Однако как иначе выйти из ситуации при отсутствии финансирования? Ведь, по мнению руководства высших органов судейского самоуправления, настоящую независимость судебной системы могут обеспечить только суды, независимые от экономических факторов в стране, пишет Судебно-юридическая газета.

И вот в 2012 г. впервые планируется достичь экономического эффекта от внедрения компьютеризации в судах. По словам генерального директора ГП «Информационные судебные системы» Леонида Богданова, на сегодняшний день идет активная работа по внедрению проекта «электронный суд»: «Настало время, когда информационная система должна давать экономический эффект. На сегодня некоторые составляющие судебного процесса слишком дорого стоят. Мы поставили задачу получения экономического эффекта и начнем получать его уже в следующем году». Такой эффект планируется получить на фоне серьезных проблем: отсутствия у судей некоторых судов электронной цифровой подписи, из-за чего они не могут направлять решения в реестр, неравномерного распределение дел и — что действительно угрожает остановкой судебного процесса — массы незарегистрированных дел в административных судах.

А в остальном все хорошо…

Пока ГСАУ на пару с ИСС бодро рапортуют о новых технических возможностях, введенная с 2011 г. автоматизированная система документооборота периодически дает сбои. Хотя она, по утверждению самих судей, облегчила им жизнь, сняв подозрения в умышленности попадания дела в те или иные руки, роль «бревна» играет тот факт, что в апелляционных админсудах на сегодня не зарегистрировано более полумиллиона дел. Вот что пишет по этому поводу Высший админсуд (из письма к председателю Комитета ВР по вопросам правосудия Сергею Кивалову): «Программное и технологическое обеспечение систем автоматизированного документооборота в административных судах необходимо срочно модернизировать, поскольку существующая программа не рассчитана на те объемы информации, которые ежедневно нужно вносить в электронную базу, что приводит к сбоям в работе программы и возникновению технических ошибок. Решение этой проблемы возможно с помощью применения штрих-кодовой технологии распознавания документов». ВАСУ предлагает ГСАУ и органам исполнительной власти в кратчайшие сроки провести расчет потребности в ресурсах для обеспечения судов считывающим оборудованием и компьютерными программами. К слову, Комитет занялся этой проблемой, а точнее, взял ее на контроль, ведь ее решение напрямую зависит от объемов выделяемых средств.

Что касается позиции ГСАУ, то ее глава Руслан Кирилюк подчеркнул: «Концептуально проблема, наверное, должна быть решена на законодательном уровне, но в рамках своих полномочий ГСА прилагает все усилия для исправления ситуации. Прежде всего, недавно мы внесли изменения в ПО, чтобы регистрация дел в апелляционных админсудах осуществлялась с помощью репликации данных, которые уже есть в судах первой инстанции. Ранее такого обмена данными не было. Когда дело приходит в суд, работник при регистрации ищет номер дела, и все остальные данные уже есть у него в компьютере. Это, конечно, ускоряет работу, но с учетом тех цифр, которые мы видим, все же не решает проблемы стопроцентно». Следующим шагом будет введение в 2012 г. регистрации дел с помощью штрих-кодов. Данные будут закладываться в штрих-код, который наносится на обложку дела, и при последующей регистрации информация с помощью специальных устройств (сканеров) будет автоматически попадать в систему.

Новые услуги для посетителей судов

Под проектом «электронный суд» (как его именуют в ГСАУ) понимается не только автоматизация процессов судебного делопроизводства, но и обеспечение полноценного распространения информации относительно судебного рассмотрения, правовой информации, обобщения судебной практики, публикация этой информации для граждан, а также обеспечение соблюдения процессуальных сроков.

Доступность правосудия, по мнению ГСАУ, — это не только доступность информации, но и экономическая доступность. На сегодня ясно, что некоторые составляющие судебного процесса слишком дорогие. И либо государство должно полностью покрывать все расходы, либо частично их придется возлагать на стороны процесса, что также определенным образом ограничивает доступ к правосудию бедных слоев населения. Поэтому и поставлена задача получить экономический эффект от использования информационных технологий. Для ее решения ИСС планирует изменить стратегию развития: «Мы планируем строить открытую систему. Принцип открытия доступа к различным программным продуктам, к базам данных, которые принадлежат государству, является стратегически важным. Мы уверены, что открытие рынка услуг для судов для широкого круга разработчиков ПО и сервисов будет кумулятивным толчком для развития как новых сервисов внутри суда, так и услуг для граждан, которые обращаются в суд». Речь идет о применении современных технологий (видеоконференцсвязи, электронных средств обмена информацией) и о переходе к полноценному электронному документообороту.

Программные продукты, которые должны появиться в ближайшие годы на рынке информационных услуг в сфере судопроизводства, призваны не только упростить саму работу, но и исключить некоторые функции, не характерные и не необходимые для судей. Например, формирование статистики, которое, по мнению ГСАУ, не является задачей судьи. Статотчетность должны формировать отвечающие за это работники центрального аппарата ГСАУ и высших судебных инстанций.

Какой же судья не мечтает об iPad!

Говоря об этапах и сроках реализации планов по внедрению новых технологий, а это 2012-2014 гг., можно разделить реализацию проекта «электронный суд» на три ключевых этапа. Первый (в 2012 г.) — это завершение компьютеризации судебной системы, т. е. построение компьютерных сетей в судах, обновление серверного и компьютерного парка, а в некоторых судах — обеспечение компьютерами. Второй этап — внедрение новых программных технологий и технологических продуктов: видеоконференцсвязи, мобильных устройств (планшетов) для судей и мн. др. «Говоря об мобильных электронных устройствах, мы абсолютно убеждены, что 2013 г. станет тем годом, когда каждый судья будет иметь такое устройство, поскольку это уже не является вопросом больших капиталовложений — техника на сегодня дешевеет очень быстро. С другой стороны, нас удерживает только наличие информационного ресурса, контента. Мы еще не можем предложить тот электронный ресурс, который был бы полезен судьям. Не думаю, что будет задержка за техническими средствами», — отмечает в этом контексте гендиректор ИСС Л. Богданов.

На третьем этапе планируется осуществить полноценный переход к веб-технологиям, централизованной обработке информации в мощном дата-центре и предоставить судьям возможность работать мобильно. Кроме того, стоит задача построения технологических линий, которые обеспечат стопроцентное наполнение базы данных документами и исключат ошибки в ходе ее наполнения. При этом на базе дата-центра будет обеспечено надежное сохранение информации и ее защита, что позволит сократить расходы на постоянное установление и обновление серверов в каждом суде — централизованное хранение информации избавит от необходимости иметь мощные серверы в судах.

Подать иск одним «кликом»

Электронный обмен документами даст возможность только в хозяйственных судах экономить около 27 млн грн ежегодно. По крайней мере, ГП «ИСС» совместно с работниками ГСАУ уже подготовлены проекты изменений в действующее законодательство, что позволит сделать абсолютно легитимным обмен электронными документами между судом и сторонами процесса. Т. е. вполне вероятно, что уже в 2012 г. судьи смогут отправлять процессуальные документы сторонам процесса по электронной почте. А это, по сути, значительное сокращение расходов на почтовые отправления. При этом можно прогнозировать, что через год-другой и сами стороны судебного процесса смогут отправлять электронные документы (например, иск или возражения к нему) в суд. В ИСС уверены, что технически это вполне возможно, дело — за соответствующими изменениями в законодательстве.

Параллельно планируется создание информационно-поисковой системы «Судебная практика», которая действительно будет полезной для практикующих юристов, судей, общественности, а также появится возможность оплаты судебного сбора на месте, в суде.

Соцсеть для судей

В этом году запущена в тестовом режиме профессиональная сеть «Фемида» — аналог закрытой и защищенной специальной сети для работы судей и работников аппарата суда. Этот инструмент даст возможность ускорить обмен информацией между судьями, откроет новые возможности для обучения, обмена текущей информацией между работниками аппарата на форумах. В т. ч. эта система позволит сохранять персональные данные в защищенном варианте.

Кроме того, уже в этом году планируется начать тестовую эксплуатацию систем обмена информацией в режиме видеоконференции между СИЗО и местными апелляционными судами. По данным пенитенциарной службы, только расходы на доставку, конвоирование подсудимых в суды в этом году составили более 20 млн грн, не говоря уж о зарплате конвоиров и необходимости обустроить соответствующие помещения в судах. Следующий год станет годом внедрения этой системы во всех апелляционных судах и СИЗО, а с 2013 г. система будет внедряться для обмена информацией с районными судами.

Куда девать старую технику

Еще одна проблема, как отмечают судьи, — невозможность списать непригодную технику, давным-давно вышедшую из строя, из чего следует невозможность ее обновить. По словам гендиректора ИСС, изменяя роль и место ГСАУ в структуре власти и переводя ее в судебную ветвь власти, в законе упустили момент относительно полномочий по управлению имуществом. Соответственно, сейчас возникла коллизия. Как отметили в ИСС, она временная и будет урегулирована законодателем на протяжении месяца-двух. Пока же, теоретически, списать оборудование может Кабинет министров, но, как подчеркнули в ИСС, «он этого не делает, потому что мы не можем ему подавать списки из тысяч наименований».

По этому поводу в ГСАУ было проведено совещание, на котором решено отдать старое оборудование на материальное сбережение в ИСС для дальнейшей утилизации и ждать разрешения на его списание. Суды же получат новое оборудование по мере его поступления. По словам г-на Богданова, есть четкие планы, подкрепленные графиком по поставке техники: «Серверы будут обновлены до конца января во всех судах на 100%. Мы понимаем нагрузку, которая сейчас существует на серверы. Запланированное финансирование мы уже получили». Что касается закупки остальной техники, то ключевую роль в этом вопросе сыграет поступление средств от судебного сбора. За их счет и планируется обеспечивать судей компьютерами.

Опубликовано на minfin.com.ua 23 декабря 2011, 13:20
Следить за новыми комментариями

Комментарии (2)

+
0
Нонна Донец
Нонна Донец
25 декабря 2011, 16:11
Киев
#
А представьте, сколько можно сэкономить на Электронных Выборах — ВР, + Президента, + Местных органов… !!!..
Я уже не говорю о том, что Выборы в интернете априори исключат фальсификации…
+ дебаты и итоги работы предыдущих органов будут как на ладони…
+ предварительное рейтингование кандидатов…
Конечно это возможно после всеобщей компьютеризации или как минимум = оснащением избирательных участков одним компьютером для всех на участке… — кстати, это возможно уже и на ближайших Выборах… ничего нет сложного…
перед избирателем на боьшом экране список претендентов — находишь фамилию, клик на фамилию… автоматический пересчет в программе…
конечно можно и продублировать на бумаге тем, кто не верит…
главное преимущество электронных выборов — число избирателей будет стремится к 100% + достоверность данных за счет пересчета голосов в режиме он-лайн, так же не оставит сомнений для скептиков в достоверности результата…
такая система уже работает в некоторых странах… нужно только написать программу и обеспечить компьютером избирательные участки для тех, кто не может проголосовать дома…
+ проблема со списками избирателей решиться автоматически — они будут себя только раз регистрировать и сразу голосовать, независимо, есть они в списках на бумаге или нет… конечно вбивать нужно паспортные данные включая прописку...+ показать паспорт на участке… проблема для тех, кто дома — если система не определит тебя по паспорту, чего не должно быть..., тогда иди на изб. участок и голосуй предъявляя паспорт, но это — как исключение…
целесообразно в таком случае проводить предварительную регистрацию себя в избирательной системе, что бы быть уверенным, что твой паспорт Система увидит в день выборов…

Но, главное — при такой системе голосования ЗАРАБОТАЕТ настоящий Социальный лифт… когда рейтинги и число голосов будут отвечать Реальности симпатий избирателей…
+
0
Prado
Prado
26 декабря 2011, 10:21
#
Со смыслом. Предлагается пересмотреть. Х/ф: «Время» оригинальное назв. — «IN TIME»… 2011. г. Наглядный пример.

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд