Минфин

суббота, 30 августа 2014, 15:10

6 сентября 2011, 11:00
Залог имущества.
Фото с сайта e-consulting.com.ua

Как избежать обжалования результатов аукциона по продаже залогового имущества?

В каких случаях можно оспорить результаты проведения аукциона, и о чем нужно помнить покупателю, чтобы обезопасить свою покупку на аукционе от последующего обжалования, узнавал источник.

Алексей Вуйко

Директор департамента по работе с проблемными активами физических лиц

Банк:  VAB Банк

ОГИС проводит достаточно серьёзные мероприятия по подготовке к реализации залогового имущества через аукцион, предусмотренные действующим законодательством: опись, арест, оценка имущества и т.д. В большинстве случаев, при несогласии с теми или иными действиями государственного исполнителя, оспаривание происходит на стадиях, предшествующих аукциону. Обычно оспаривают решение суда, постановление об открытии исполнительного производства и оценку имущества. Аукцион проводится только в том случае, если соблюдены все нормы ЗУ «Об исполнительном производстве», а также других нормативных актов.

Согласно с действующим законодательством, в принципе есть возможность оспорить в суде любое действие государственного исполнителя, начиная от вынесения постановления об открытии исполнительного производства и заканчивая проведением торгов по продаже залогового имущества. Законодателем предусмотрен 10-дневный срок для оспаривания того или иного акта государственного исполнителя. Учитывая практику принудительной продажи залогов на аукционах через ОГИС, можно констатировать тот факт, что случаи оспаривания результатов торгов крайне редки.

Аукционы, проведенные через ОГИС, являются очень надёжными с точки зрения потенциального оспаривания результатов, так как их проведение регламентирует ряд законов и других нормативных актов, например: ЗУ «Об исполнительном производстве», ЗУ «Об ипотеке», ЗУ «О залоге», ЗУ «Об обеспечении требований кредиторов», Гражданский Кодекс, Инструкция о проведении исполнительного производства и т.д. Даже если предположить, что кому-то удалось успешно оспорить результаты торгов, сумма, оплаченная покупателем, должна быть возвращена.

Василий Маркив

Исполнительный директор по вопросам виндикации и правового обеспечения

Банк:  Плюс Банк

Продажа залогового имущества, реализованная через аукцион, оспаривается редко. Чем более ценным является предмет залога, тем большая вероятность такого оспаривания.

Результаты проведения аукциона можно оспорить в случае нарушения процедуры подготовки и проведения аукциона или же оспаривания оценочной стоимости залогового имущества. Если не было нарушений в ходе подготовки и проведения аукциона, а также в связи с оценкой залогового имущества, то независимо от того, кто проводил аукцион, аннулировать результаты аукциона в судебном порядке невозможно.

Даже если результаты аукциона будут аннулированы судом, то это означает, что аукцион будет проведен заново. В конечном итоге оспаривание аукциона приводит только к оттягиванию во времени момента погашения долга. В случае же, если покупатель полностью рассчитался за залоговое имущество, купленное на аукционе, проводимом органами ГИС, истребовать у него это имущество как у добросовестного покупателя невозможно на основании части второй ст. 388 Гражданского кодекса Украины.

Екатерина Гутгарц

Главный редактор

Порядок проведения аукционов по реализации залогового имущества в Украине регулируется Постановлением Кабинета Министров от 22.12.1997 г. №1448 «Об утверждении Положения про порядок проведения аукционов (публичных торгов) по реализации залогового имущества».

Согласно с Положением, аукцион может быть признан недействительным по решению суда. Заявление в суд о признании аукциона недействительным может подать любой из участников аукциона, организатор аукциона, залогодатель и залогодержатель.

Основанием для признания аукциона недействительным может служить нарушение правил проведения аукциона, предусмотренных Положением, а также нарушение требований к информации о торгах, которая обнародуется перед их началом.

Так, в соответствии с пунктом 5 Положения, информация о торгах публикуется в местной прессе не позднее, чем за 30 дней до дня проведения аукциона.

Эта информация должна включать:

  • название заложенного имущества, его местонахождение;
  • сведения об имуществе (технические характеристики, год выпуска, восстановительную стоимость и тому подобное);
  • начальную стоимость реализации имущества;
  • сумму средств, которые вносятся участником перед началом аукциона, название банка, адрес и номер счета, открытого для их внесения;
  • конечный срок принятия заявлений;
  • время ознакомления с имуществом;
  • время и место проведения аукциона;
  • адрес, номер телефона, время работы службы организации аукциона.

Кроме соответствия информации о проведении аукциона требованиям законодательства, необходимо также обратить внимание на протокол, который ведется во время аукциона. В протокол заносятся сведения о начальной и окончательной цене реализации имущества, предложения покупателей и сведения о покупателе, который предложил в ходе аукциона наивысшую цену (победителе аукциона). Протокол должен быть подписан ведущим (лицитатором) и победителем аукциона (его представителем) и в трехдневный срок отослан организатору аукциона.

Необходимо также помнить о том, что в случае невнесения победителем торгов в течение десяти дней полной стоимости приобретенного по результатам торгов имущества, торги признаются несостоявшимися, а внесенные им до начала аукциона средства не возвращаются.

Анна Огренчук

Управляющий партнер

Юрист: LCF Law Group

Нарушение хотя бы одного из условий порядка проведения (подготовки проведения) аукциона (торгов) может быть основанием для обжалования его результатов. Обжаловать результаты торгов могут ипотекодатель, ипотекодержатель, должник и любой участник аукциона в течение трех месяцев со дня проведения торгов, обратившись в суд по местонахождению недвижимого имущества (ст. 48 Закона Украины «Об ипотеке»). В свою очередь, относительно движимого имущества Закон Украины «О залоге» не содержит специальных условий в части обжалования результатов торгов.

Анализируя судебную практику по делам о признании результатов публичных торгов недействительными, можно выделить две наиболее распространенные категории нарушений.

Во-первых, нарушения порядка проведения подготовки к торгам, например:

— отсутствие публикации или несвоевременная публикация о торгах (в частности, при продаже недвижимого имущества организатор публичных торгов не позже чем за 15 дней до дня начала торгов обязан опубликовать по местонахождению предмета ипотеки не менее чем в двух местных печатных средствах массовой информации сообщение о проведении публичных торгов (ч. 3 ст. 43 Закона Украины «Об ипотеке»);

— несоответствие содержания объявления установленным требованиям (в частности отсутствие наименования, описания и характеристик недвижимого имущества; его местонахождения (адреса); стартовой цены; даты, времени и места ознакомления с имуществом; даты, времени и места проведения публичных торгов; если реализации подлежит жилой дом, квартира, — то отсутствие размера жилой и нежилой площади дома, квартиры; сведений о земельном участке, на котором расположен дом, его правовой режим и размер и прочее);

— не уведомление государственного исполнителя, ипотекодателя, ипотекодержателя и всех лиц, которые имеют зарегистрированные права и требования на предмет ипотеки, о дате, времени и месте проведения публичных торгов и о начальной цене продажи имущества (письменное уведомление направляется указанным лицам организатором публичных торгов не позднее дня публикации указанного объявления);

— нарушения при проведении оценки имущества. Следует обратить внимание, что оценка недвижимого имущества, транспортных средств, воздушных, морских и речных судов проводится субъектом оценочной деятельности – субъектом хозяйствования, который привлекается государственным исполнителем. В случае если стороны не согласны с результатами оценки, они имеют право подать государственному исполнителю возражения в десятидневный срок со дня поступления сообщения о результатах оценки. При наличии такого возражения государственный исполнитель назначает рецензирование отчета об оценке имущества. Отчет об оценке имущества в исполнительном производстве считается действующим в течение шести месяцев со дня его подписания субъектом оценочной деятельности.

Во-вторых, нарушения, связанные непосредственно с порядком проведения торгов. При реализации недвижимого имущества следует обратить внимание, что открытые торги проводятся при условии участия хотя бы одного человека, в таком случае имущество может быть приобретено им по начальной цене. По результатам проведения публичных торгов и продажи предмета ипотеки составляется протокол, который подписывается уполномоченным представителем организатора публичных торгов и покупателем предмета ипотеки (в нем должны быть указаны, в частности, описание приобретенного объекта; его начальная цена и цена продажи; информация о покупателе; день, в который покупатель должен полностью оплатить цену продажи предмета ипотеки; банковский счет органа государственной исполнительной службы для перевода покупателем цены продажи предмета ипотеки).

Победитель открытых торгов в течение десяти рабочих дней со дня подписания протокола перечисляет средства за приобретенное на торгах имущество на указанный в протоколе банковский счет ОГИС. Если покупатель в указанный срок не внесет плату в полном объеме, следующий участник, предложивший наивысшую цену, не ниже начальной цены продажи, объявляется победителем открытых торгов. При его отсутствии или отказе открытые торги объявляются несостоявшимися.

Антон Синцов

Юрист

АФ "Актио"

Анализ судебной практики показывает, что отсутствие законодательно закрепленных оснований для признания публичных торгов недействительными не лишает возможности лиц, права которых возможно могли быть нарушены, признавать их таковыми в судебном порядке, обосновывая позицию нарушениями, допущенными во время подготовки и проведения торгов.

С целью минимизации рисков обращения в суд с иском о признании торгов недействительными, признание незаконными действий государственных исполнителей и т.д., покупателю, в первую очередь, необходимо ознакомиться со своими правами и обязанностями (начиная с порядка подачи заявления на участие в торгах и до момента оформления права собственности на имущество), которые предусмотрены в Положении о порядке проведения аукционов (публичных торгов) по реализации залогового имущества (далее – «Положение»), и в последующем четко их соблюдать и обеспечивать соблюдение на торгах.

Стоит также отметить, что покупателю, прежде чем принять участие на торгах (до регистрации заявки на участие в аукционе), необходимо воспользоваться правом, предоставленным ему все тем же Положением, и ознакомиться с имуществом, которое подлежит реализации, по его местонахождению. Покупателю следует как можно больше информации собрать о том имуществе, которое он собирается купить, убедиться в том, что имущество, указанное в предмете договора залога между залогодателем и залогодержателем, соответствует по всем своим качественным характеристикам имуществу, указанному в информации о проведении аукциона.

Кроме того, поскольку первым документом, который предшествует оформлению права собственности при покупке залогового имущества, является протокол ведения торгов, то покупателю необходимо проследить, чтобы этот документ содержал все предусмотренные Положением данные (номер лота, название лота, стартовую и продажную цену имущества и т.д.) и был подписан надлежащим лицом (лицитатором).

К тому же, немаловажно для покупателя своевременно и в полном объеме осуществить расчеты за приобретенное на публичных торгах имущество на указанные в протоколе счета.

Для удовлетворения требований о признании публичных торгов недействительными необходимо обеспечить достаточные весомые доказательства нарушений, допущенных в процессе организации и проведения публичных торгов, а в случае четкого соблюдение правил и порядка проведения аукциона наличие таких доказательств фактически сводится к нулю.

Подводя итог вышесказанному, можно также отметить, что, к сожалению, на сегодняшний день даже 100%-ное соблюдение порядка проведения аукционов (публичных торгов) по реализации залогового имущества не защищает покупателя от проблем, которые могут возникнуть в будущем (отмены решения суда, на основании которого проводится взыскание, признания недействительным договора залога и т.д.).

В таком случае обращение в суд является единственным способом для покупателя отстоять свои права и интересы. Вполне возможно, что в будущем изучив судебную практику, законодатель все же внесет соответствующие изменения в нормативные акты, регулирующие проведение публичных торгов, чем значительно укрепит гарантии защиты прав покупателя.

Артём Замниус

Юрист

Юридическая Фирма ILF

Проведение аукциона залогового имущества регулируется «Положением о порядке проведения аукционов (публичных торгов) по реализации залогового имущества». Согласно пункту 21 вышеуказанного Положения, споры, которые возникают в процессе реализации имущества, решаются в судебном порядке.

Нарушение требований проведения аукциона могут быть основанием для обжалования результатов аукциона путем подачи искового заявления в суд его участниками. Заявление в суд о признании результатов аукциона недействительным может быть подано кем-либо из участников аукциона: организатором аукциона, залогодателем или залогодержателем. Суд же своим решением может признать результаты проведенного аукциона недействительными.

Для того чтобы у несогласного участника аукциона, который подал жалобу в суд, не было оснований для признания недействительными результатов торгов, необходимо обратить внимание на соблюдение процедуры проведения аукциона согласно требованиям вышеупомянутого «Положения» и Закона «Об исполнительном производстве», а именно: организатор аукциона заблаговременно должен подать публикацию в местную печать (не позднее 30 дней до дня проведения) о имуществе, которое продается.

Кроме этого, для исключения возможности отмены результатов аукциона организатором должна быть соблюдена процедура извещения залогодержателя и залогодателя о времени и месте проведения аукциона, начальной стоимости реализации имущества.

Согласно ст. 58 ЗУ «Об исполнительном производстве» для оценки определенного имущества (недвижимого, транспортных средств, воздушных, морских и речных судов) государственный исполнитель привлекает оценщика. Несоблюдение требований касательно проведения процедуры оценки имущества также может быть одним из оснований для отмены результатов аукциона по решению суда.

Следует обратить внимание на то, что признание результатов торгов недействительными по решению суда не влечет негативных последствий для покупателя реализованного имущества в силу требований части 2 статьи 388 Гражданского кодекса Украины, поскольку такое имущество считается проданным в порядке, установленном для исполнения судебных решений.

Опубликовано на minfin.com.ua 6 сентября 2011, 11:00 Источник: SV-Development
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
Страницу просматривает 1 незарегистрированный посетитель.