ВХОД
Вернуться
27 мая 2011, 19:00
Попов: Столица — главный источник наполнения сводного бюджета Украины
Александр Попов. Фото с сайта poltava.pl.ua

Попов: Столица — главный источник наполнения сводного бюджета Украины

Александр Павлович, назовите, пожалуйста, топ-5 основных проблем города.

Это жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения, транспортная инфраструктура, образование и экология. Это вопросы, которые сегодня беспокоят большинство киевлян.

Получается, что наиболее остро стоит вопрос с ЖКХ и он больше всего волнует жителей города?

Да, в этой сфере очень много проблем: изношенный жилой фонд, подъезды давно не ремонтировались, крыши текут, дворовые площадки разрушены. До конца года мы инвестируем порядка 700 млн грн в реконструкцию жилого фонда. Сейчас готовятся и будут внесены изменения в бюджет страны. Наша задача — утеплить подъезды, привести в порядок лифтовое хозяйство, решить вопрос с освещением в подъездах.

По какому критерию будут отбираться дома для ремонта и модернизации?

В первую очередь мы будем поддерживать объединения совладельцев многоквартирных домов. Если люди взялись управлять своим жилым фондом, мы поддержим их. Сделав ремонт с помощью городских властей, они сохранят его, будут следить за порядком. Мы предлагаем киевлянам объединиться и получить поддержку от государства и города.

Это только организационная поддержка или финансовая тоже?

И организационная, и финансовая. Естественно, мы не будем выдавать каждому дому по 2 млн грн, речь идет о сумме 200-300 тыс. грн. Эти деньги решают проблему пятиэтажного дома с точки зрения улучшения его состояния. Хочу отметить, в очень тяжелом состоянии находится лифтовое хозяйство. Мы планируем, что в этом году будет выделено 400-450 млн грн на его реконструкцию.

С одной стороны, ОСМД имеет ряд преимуществ, но с другой стороны, есть и недостатки. Известны случаи, когда представители ОСМД направляют деньги не по назначению. Вы считаете, что это хорошо для города?

ОСМД имеют статус юридического лица неприбыльной организации, они выступают в качестве контролирующего органа и сами вправе выбирать поставщика услуг. Это может быть и ЖЭК, и другая компания, нанятая ОСМД. Они сами определяют, кто будет вывозить мусор, убирать, обслуживать лифты и т. д. ОСМД вправе самостоятельно делать калькуляцию, сколько жильцы должны платить, чтобы жилищное хозяйство нормально функционировало и обслуживалось. Не город диктует тарифы, а ОСМД определяет, сколько нужно на обслуживание дома. ОСМД — это та структура, которая наилучшим образом определит потребности дома и будет контролировать выполнение работ. Мы надеемся, что 3-5% от общих платежей будут ежемесячно направляться на капитальный ремонт жилого фонда. Кроме того, согласно действующему законодательству, если люди принимают решение создать ОСМД, они могут получить дополнительное финансирование из городского бюджета. Для этого необходимо подать заявку.

Сколько жилого фонда города Киева требует срочного ремонта?

Это абсолютное большинство, около 90% всего фонда.

Уже много лет говорят о реконструкции хрущевок, но конкретных шагов нет. В ваши планы входит заняться этим направлением?

Тема перспективная и интересная, она будет иметь свое развитие, но не сегодня. Если сейчас мы посчитаем экономику этого проекта, то все надо строить за бюджетные деньги, а где их взять? А если привлечь бизнес, чтобы они строили эти дома, то им это невыгодно. Рыночная стоимость жилья невысокая, а цены на стройматериалы за последнее время возросли. Раньше мы предлагали: выделяем земельный участок, а за это нам — 25% жилья в фонд города. И строители соглашались, сегодня же это невозможно. Согласно закону «О регулировании градостроительной деятельности», отчисления на развитие инженерной инфраструктуры города не должны превышать 4%. В этих условиях решить проблему устаревшего жилого фонда невозможно. Я это могу утверждать, и я не верю в то, что в ближайшие годы в Киеве ситуация может измениться.

Отдельные случаи есть. В прошлом году мы сдавали несколько домов, которые были возведены на территории бывших двухэтажных домов, построенных еще в послевоенный период. Но эти проекты город осуществлял за счет своего бюджета.

За последние годы Киев застраивался довольно хаотично. Как сейчас город будет развиваться?

Параллельно с разработкой Стратегии развития города разрабатывается Генеральный план Киева. Раньше он постоянно менялся, в него вносились изменения посредством решений городского совета. Моя позиция такова: в этом году он будет доработан с учетом Стратегии развития, определятся деловые и бизнес-центры, зоны отдыха и культурные центры, после чего будут введены ограничения на проведение определенных строительных работ и возведение архитектурных сооружений. Но моя принципиальная точка зрения состоит в том, что Генплан должен быть утвержден на заседании Кабинета Министров, чтобы не было желания внести правки в своих интересах, как это происходило еще год назад. Когда документ утвержден правительством, правки в него внести практически невозможно.

Вы говорите о том, что будут определены новые районы. Расскажите подробнее.

Перспективные районы — Троещина, Позняки, Осокорки. Что касается Троещины, мы строим туда мост, ведем метро, появятся новые дороги. Сам по себе микрорайон находится в хорошем месте, и если решить транспортные проблемы, его престиж повысится. Надо думать о том, чтобы открывать в этих районах учреждения, строить бизнес-центры. Мы хотим, чтобы известные мировые компании приехали сюда и открывали в городе свои офисы.

Кого из инвесторов вы бы хотели видеть, о каких компаниях идет речь?

Возьмите крупные известные бренды: Samsung, Mercedes и прочие. Я знаю, что они тут появятся. Наша задача — создать условия для того, чтобы они к нам пришли и работали. Например, компания Samsung откроет свое представительство и предприятие. Со временем появится представительство компании Hyundai. Это строительная компания Vinci, те же ритейлеры — Leroy Merlin, Ashan. Мы очень заинтересованы в приходе на наш рынок IKEA. Да, у компании есть определенная тяжелая история отношений с Киевом и восстановить нормальные отношения будет непросто. Здесь важны гарантии с нашей стороны и последовательное выполнение наших обязательств. Cегодня очень сложно найти реальных инвесторов, мы проводим встречи с представителями иностранного бизнеса, задействуем консульства, посольства, которые собирают для встречи с нами компании, проявляющие интерес к Украине. Так, на прошлой неделе состоялась встреча с послом Кореи. Я думаю, что крупные компании давно бы присутствовали в Киеве, но для того чтобы это произошло, мы должны показать им четкие правила игры и перспективы. И если мы сами, руководители города, до последнего не понимали, куда развивается столица и какой она будет через пять, десять, пятнадцать лет, то о каком серьезном бизнесе можно было говорить? Мы не могли быть серьезным партнером. Весь крупный бизнес строится на стратегии. Они должны понимать и быть уверенными в том, что придя на этот рынок, сегодня открывают офис, послезавтра завод, потом корпорацию и т. д. А как мы могли это предложить, если сами не видели, как развивать территорию? Поэтому принятие стратегического и генерального планов города — это начало серьезных инвестиций в экономику Киева. Мы будем работать очень активно, и я думаю, что и правительство заинтересовано в том, чтобы к нам пришли иностранные компании.

Что, кроме земли, просят компании, каких преференций ожидают?

Они хотят видеть перспективу. Если, например, речь идет о гостиничном комплексе, они должны понимать, что к нам будут ехать туристы. А разве в Киеве есть программа развития туристического направления? При том что есть культурно-исторические ценности, которые можно посмотреть. Мы должны сделать это направление привлекательным. Очень интересное направление, которое я начал изучать и даже проконсультировался с бургомистром Вены, — деловой туризм. Ежедневно в столице Австрии проходят различные форумы, конференции. В этом городе постоянно находятся представители бизнеса, науки и пр. Приезжая, они оставляют там деньги, мы тоже планируем развить это направление и в Киеве.

Кто из крупных гостиничных операторов готов зайти в Киев?

Сейчас много компаний, которые уже зашли и продолжают входить. К Евро-2012 мы закроем все наши обязательства перед УЕФА. По плану мы должны сдать 6500 номеров, а по факту сдадим 7100. Это даже с запасом.

Если посмотреть на экономику города, как вы оцениваете состояние столицы?

Мы преодолели в прошлом году ситуацию падения, это связано с общими тенденциями развития экономики Украины. При этом город в прошлом году имел +4% роста. Это начало стабилизации. Мы провели анализ, который показал, что в сравнении с соседними европейскими столицами — Варшавой, Прагой, Будапештом — Киев отстает на 10-15 лет в своем экономическом и социальном развитии. С учетом тенденций развития экономики и наших амбиций, чтобы догнать эти города, нам надо обеспечить рост ВРП по Киеву на 6,5% ежегодно. Это позволит приблизиться к уровню развития Варшавы и Будапешта через 15 лет.

Если говорить об экономических показателях, то сегодня столица является главным источником наполнения сводного бюджета Украины. Так, в 2010 году Киев обеспечил 33,1% всех поступлений — 104,3 млрд грн. В 2010-м общий финансовый результат до налогообложения составил 28,4 млрд грн, или 57,1% общегосударственных объемов. Такой же показатель и по иностранным инвестициям — 56,5% от всех прямых иностранных инвестиций в экономику страны (2,6 млрд долларов).

За счет чего пополняется бюджет города и кто его «проедает»?

Основным источником наполнения городского бюджета является налог на доходы физических лиц. То есть мы напрямую зависим от качества жизни и уровня зарплат киевлян. Например, по итогам І квартала доля этого налога составила 68,1% доходной части бюджета, а в доходах первой корзины — 96,6%. Что касается предприятий, то мы видим, что экономика столицы показывает четкий тренд к деиндустриализации. Сейчас промышленность занимает меньше 10% валового регионального продукта. При этом 72% — это предприятия сферы услуг: торговля, гостиницы, рестораны, финансовые учреждения, транспорт и связь.

Однако у города 750 млн долларов долгов. Мы тратим около миллиарда гривен в год на обслуживание кредитов. Когда я начал работать, то был очень удивлен тем, что некоторые кредиты были взяты под 39% годовых. Мы провели огромную работу, чтобы погасить часть долгов, а по оставшимся — уменьшить стоимость их обслуживания. У города задолженность по еврооблигациям на 200 млн долларов, которые были выпущены в начале прошлого десятилетия (2004 год). Сейчас для Киева отдать 200 млн долларов означает перечеркнуть свои перспективы экономического и социального развития. Мы приняли решение, что выпустим новые еврооблигации, но по меньшей стоимости. Уменьшим стоимость обслуживания и продлим срок их обращения.

Что касается того, кто «проедает», то эти статьи четко определены Бюджетным кодексом. Это общий фонд, который идет на содержание бюджетных отраслей, доходы этого фонда в нынешнем году запланированы на уровне 13 млрд грн. Доходы специального фонда определены на уровне 3,2 млрд грн и расходуются на капитальное строительство.

Под что в основном брались кредиты?

Под развитие транспортной инфраструктуры и другие направления.

О бывших руководителях не говорят, но все же. Вы сумели довести начинания прежнего главы до конца. Например, скоростной трамвай, развязки. Что оставила в наследство вам предыдущая власть и что приходится доводить до конца?

Закончили реконструкцию линии скоростного трамвая. Однако на этом объекте пропало несколько десятков миллионов. Сейчас дело передано в суд, думаю, скоро по нему будет вынесено решение.

Некоторые стратегические предприятия вы вернули в собственность города. Какие предприятия еще хотите вернуть?

«Киевгорстрой» сейчас участник широкомасштабных городских программ. Для нас было важно, чтобы мы, отдавая деньги под программы строительства социального жилья, работали с надежным партнером. И сегодня, когда управление предприятием взято под контроль города, мы можем выстраивать долгосрочную политику и понимаем, что средства не расходуются налево и направо. Что касается других предприятий, то с моей точки зрения, надо пересмотреть ситуацию по «Киевхлебу» и «Киевмлыну», но по данному вопросу нет каких-либо решений. А что касается «Киевгаза», «Киевводоканала», контроль над ними мы восстановили и стратегические предприятия уже вернулись под контроль города. Находятся в работе дела по помещениям общей площадью свыше 35 тыс. кв. м, среди которых коммунальные кинотеатры «Орбита», «Кинопанорама», кинотеатр «Нивки». Есть еще коммунальные предприятия и активы, по ним ведутся споры, но они не играют важной роли.

Сейчас более важен вопрос возврата недвижимости и земли, которые были проданы по заниженной стоимости. Из 3100 га земли часть была роздана бесплатно под кооперативы, а потом эти участки продали за большие деньги. Ну а другая часть попросту сразу продавалась по заниженной цене. Сейчас мы совместно с правоохранительными органами ведем активную работу по возврату земли и зеленых зон Киева.

А если земельный участок принадлежит высоким должностным лицам, тоже будете возвращать?

Я вам искренне говорю, что нам некогда разбираться, кому принадлежит участок. И мы не ставим задачу выяснять. Если перед нами стоит проблема, мы ее решаем. А если у собственника есть проблема, то пусть он ее и решает. Мы хотим вернуть киевлянам городские активы, и мы это сделаем.

Расскажите о перспективах развития транспортной инфраструктуры.

Первое, что мы планируем сделать, это ввести автоматизированную систему управления движением. По мнению специалистов, она увеличит на 20% скорость прохождения транспорта по городу. Во-вторых — закончить и реализовать еще несколько новых развязок на набережной города. Например, заезд на Дарницкий мост будет открыт, построен тоннель, который выведет дорогу к бульвару Леси Украинки. В Генеральном плане предусмотрено шесть участков, на которых планируется построить подземные дороги. Хотя это дорогостоящие проекты, но делать развязки в центре города на несколько уровней неправильно. Сейчас мы проводим консультации с иностранными компаниями, которые имеют опыт и принимали участие в таких проектах. И они готовы сотрудничать с нами не на условиях, когда мы выделяем деньги из бюджета, а готовы к партнерским условиям сотрудничества. Еще планируем начать строительство окружной дороги.

Какова стоимость этих проектов?

Это миллиарды долларов.

Что после себя хотите оставить?

Европейский город.

Опубликовано на minfin.com.ua 27 мая 2011, 19:00 Источник: Дело
Следить за новыми комментариями

Комментарии (2)

+
0
CEBEP
CEBEP
27 мая 2011, 19:17
Гиперион
#
Когда все деньги вкладываются в 1-2 области то это и не удивительно…
+
0
valk08
valk08
28 мая 2011, 06:46
Владимир Иванович
#
А остальные не работают? Вкладывают в эту столицу, мать бы их за ногу.

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд