ВХОД
Вернуться
2 марта 2010, 08:52

Госслужба занятости переводит предпринимателей на платную электронную отчетность

Госслужба занятости готовится перевести все предприятия на подачу документации в электронной форме. Это решение принесет малоизвестной компании-посреднику более 200 млн. грн. в год.

Госслужба занятости намерена обязать предпринимателей передавать ведомству необходимые документы только в электронной форме. «Бумажные документы никто не отменял, но электронные в работе намного удобнее», — отметила заместитель начальника отдела информационных систем и телекоммуникаций Госцентра занятости Алла Школова. Но, по данным «ДЕЛА», подавать отчетность предприниматели будут не напрямую, а через посредника — малоизвестную компанию «Оператор электронной отчетности». Услуги посредника (пересылка отчетности, предоставление «электронного ключа») будут не бесплатными. К примеру, сейчас эта компания предоставляет аналогичные услуги по цене от 306 до 816 грн. Учитывая, что в Украине, по данным Госкомстата, работало более 380 тыс. предприятий, следовательно, посредник сможет заработать минимум 200 млн. грн. в год.

Появление малоизвестной компании неслучайно. По информации «Украинской правды», к ее созданию причастны депутаты-«бютовцы» — Антон Яценко, Андрей Кожемякин и Виталий Корж.

Переход Украины на электронный документооборот уже вызвал один скандал. Так, в ноябре 2009 года Государственная налоговая администрация перекрыла шлюз, по которому в ГНАУ бесплатно поступает электронная отчетность от предпринимателей, вынудив тех либо сдавать документы лично, выстаивая в длинных очередях во время эпидемии свиного гриппа, либо пользоваться услугами платных посредников: «Эффективные информационные технологии» или «Оператор электронной отчетности». Последние две компании связаны между собой: «Эффективные информационные технологии» является соучредителем «Оператора электронной отчетности». Стоимость годового абонемента на обслуживание в «Операторе электронной отчетности» для юрлиц была установлена на уровне 960 грн., для предприятий, работающих на упрощенной системе, — 690 грн., для частных предпринимателей — 360 грн. Это вызвало волну возмущения среди представителей бизнеса, и в конце прошлого года налоговая вернула возможность подавать отчетность в электронном виде бесплатно.

 

Попытка №2

Информации о переходе на электронный документооборот, которая была получена «ДЕЛОМ» в Государственном центре занятости, предшествовали звонки предпринимателей в редакцию. Они обращали внимание на тот факт, что в территориальных подразделениях госцентра им настоятельно советуют подавать документы именно в электронном виде. Кроме того, предпринимателей без объяснений просят бесплатно получить «электронный ключ» — он нужен для того, чтобы заверять документы электронными подписями (руководителя предприятия, главбуха, а также печатью компании). «Я интересовался у сотрудника центра, почему возникла такая необходимость, но он сам затрудняется ответить, ссылаясь на то, что в ближайшее время будет введена сдача электронных форм отчетности в службу занятости в обязательном порядке. В связи с этим получил указание «сверху», — отмечает главный бухгалтер одной из агрокомпаний Бориспольского района. При этом Госслужба занятости, в отличие от налоговой администрации или Пенсионного фонда, не принимает электронную документацию напрямую, а только через посредника, коим и является «Оператор электронной отчетности». Напомним, с ним подписали договор о сотрудничестве такие ведомства, как Пенсионный фонд, Госкомстат, фонды социального страхования, Единый реестр юрлиц и физлиц-предпринимателей, а также Минтруда и соцполитики.

По мнению представителей бизнеса, готовится следующая «схема»: Госслужба занятости вводит исключительно электронную подачу отчетности; предприниматели получают электронный ключ бесплатно, но подавать документы все равно должны через «Оператора электронной отчетности», чьи услуги уже являются платными. Схема очень похожа на ту, которую решили опробовать на предпринимателях в ноябре 2009-го в налоговой.

Правда, «Оператор электронной отчетности» оказался «щедрее» «Эффективных информационных систем»: он предлагает почти 18%-ные скидки предприятиям, которые имеют все шансы стать его клиентами поневоле. Сейчас посредник предоставляет услуги по доставке отчетности в госслужбы по цене от 306 до 816 грн. в зависимости от категории (на-пример, юрлица-«упрощенцы» платят 586,5 грн.; нотариусы и адвокаты — 306 грн. и т.д.). Для предпринимателей это относительно небольшие расходы, а для компании-посредника — огромный заработок. По данным Госкомстата, в Украине по состоянию на конец 2007 года работало более 380 тыс. предприятий. Таким образом, по усредненным подсчетам, «Оператор электронной отчетности» может собрать с них более 200 млн. грн. в год. Причем, руководствуясь благими намерениями: упростить предпринимателям и себе работу с документацией и хотя бы немного облегчить ведение бизнеса в Украине и приблизить его к европейским стандартам. «Например, сейчас в налоговую отечественный предприниматель подает около 100 документов, в Госслужбу занятости — только пять, но этот список будет расширяться, поэтому переход на электронный документооборот очень важен для обеих сторон», — отмечает заместитель начальника отдела информационных систем и телекоммуникаций Государственного центра занятости Алла Школова.

Тем не менее в Госслужбе занятости отрицают, что со-трудники этого органа навязывают предпринимателям электронную форму подачи отчетности. «Они в пределах своей компетенции информируют работодателей относительно возможных путей предоставления отчетности в службу занятости в электронном виде, а не навязывают услуги», — заверили «ДЕЛО» в пресс-службе ведомства.

 

Вне закона

Успокаивает предпринимателей тот факт, что решение ввести исключительно электронную форму подачи отчетности в Госцентре занятости будет очень сложно воплотить в жизнь. Во-первых, эта идея противоречит действующему законодательству. «Внедрение обязательной электронной отчетности до внесения изменений в закон №2181 (специальный закон по вопросам налогообложения, который устанавливает порядок погашения обязательств юр- и физлиц перед бюджетами и государственными целевыми фондами по вопросам налогов и сборов. — «ДЕЛО») является противозаконным», — отмечает старший юрист компании «Василь Кисиль и партнеры» Иван Юрченко. Во-вторых, учитывая низкий уровень проникновения Интернета в Украине, добиться своевременного получения документации от всех предпринимателей будет сложно.

Опубликовано на minfin.com.ua 2 марта 2010, 08:52 Источник: Дело
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд