ВХОД
Вернуться
5 февраля 2010, 09:08

Филантропы готовят революцию в образовании

Как с помощью IT-технологий сделать мир лучше? Реально ли детям бедняков стать учениками лучших профессоров мира? Что более приоритетно — накормить или дать образование?.

Такие вопросы звучали в дискуссии по филантропии, организованной в Давосе Фондом Виктора Пинчука.

Круглый стол по вопросам филантропии «Highteаch=High-tech+Образование+Филантропия» был организован Фондом Виктора Пинчука во время Всемирного экономического форума в Давосе уже в третий раз. В этом году послушать знаменитых филантропов собрались около 300 человек: руководители крупнейших благотворительных фондов, политики, бизнесмены. На фоне классических пиджаков ярким пятном выделялся национальный костюм Мухаммеда Юнуса, филантропа из Бангладеш, известного своей концепцией микрокредитования.

Но чаще всего объективы фотокоров были нацелены на Тима Бернерса-Ли. Создатель Интернета в кулуарах делился мнением о будущем своего детища. Через 20 лет Сеть действительно станет всемирной — то есть доберется до самых отдаленных уголков планеты и до каждого жителя Земли, и тогда мир станет другим, уверен Бернерс-Ли. Но мир уже сегодня радикально меняется — прямо на наших глазах.

Советы филантропам от создателя Wikipedia

«Виктор Пинчук из Украины пригласил меня на этот круглый стол по вопросам филантропии. Кто-то спросит: где эта Украина и кто такой Виктор Пинчук? Но сегодня благодаря Интернету, мы можем это выяснить буквально за несколько секунд», — таким подходящим случаю примером проиллюстрировал «революцию в образовании» Джимми Вэйлз. Создатель Wikipedia, одного из самых популярных интернет-проектов, имеет прямое отношение к филантропии уже потому, что сам его проект — благотворительный. Принцип его создателя — каждый человек в любом уголке мира и в любое время может иметь бесплатный доступ к информации, которую пополняют сами же пользователи.

Кстати, Wikipedia существует благодаря частным пожертвованиям. Причем сделать их можно в он-лайне. Кроме того, как рассказал «ДЕЛУ» Джимми Вэйлз, одним из самых успешных опытов собственной благотворительности он считает разработку специального программного обеспечения, проинсестированного филантропами. Это позволило создавать статьи на самых экзотичных языках. Wikipedia существует на 175 языках, и на каждом как минимум 2 тысяч статей, на английском и немецком — более 3 миллионов. Основываясь на своем опыте филантропии, Джимми Вэйлз дал несколько советов филантропам: инвестировать вдумчиво, постоянно тестировать результаты и, наконец, быть готовым к тому, что 50% инвестиций не будут результативны.

Мелинда Гейтс о главном тренде

Ключевую тенденцию филантропии в сфере образования отметила Мелинда Гейтс, супруга основателя Microsoft Билла Гейтса. Ее мнение тем более ценно по той причине, что Билл и Мелинда Гейтс тратят на образовательные проекты как в США, так и в развивающихся странах миллионные суммы. Причем делают это давно и системно через свой благотворительный фонд. По мнению Мелинды, ниша филантропов в сфере образования — это инновационные идеи. Ведь воплощение в жизнь всего нового связано с большим риском, а госчиновники во всем мире не любят рисковать. А филантропы идут на это. Именно такой «рисковый» проект финансируют Билл и Мелинда Гейтс — образование с помощью онлайн-лекций лучших профессоров.

А на один из самых спорных вопросов дискуссии: «Что должен выбрать филантроп своим приоритетом — накормить или дать образование?» Мелинда Гейтс имеет однозначный ответ: нельзя разделять, а уж тем более противопоставлять две эти вещи. Бесперспективна позиция — сначала накормить, а потом уже образовывать, делать это нужно параллельно. И статистика только подтверждает правильность этого тезиса. Почти 20% молодежи в мире неграмотные. 50% детей в развивающихся странах не имеют доступа к среднему образованию. Только 12% молодежи в таких странах имеют доступ к Интернету.

Лэптоп каждому ребенку

Свою лепту в решение этих проблем внес основатель общественной организации «Ноутбук каждому ребенку» (One Laptop per Child) Николас Негропонте. Правда, сначала он шокировал всех своим тезисом: «Неправильно относиться к компьютеру лишь как к инструменту распространения знаний». Но затем пояснил мысль на примере из собственного благотворительного опыта. Инновационная идея, которую он реализовал в Уругвае, Перу, Колумбии, Гане и других странах, — дать ноутбук каждому ребенку. Только так высокие технологии станут для него родными и будут ежедневно использоваться, уверен Негропонте. Эффект такого метода заключается еще и в том, что дети, принося ноутбук в дом, начинают учить пользоваться им родителей. Для своего проекта Негропонте создал максимально упрощенные дешевые ноутбуки ценой в $100. Эту, казалось бы, элементарную идею он реализовал первым в мире. Обычно организация One Laptop per Child продает ноутбуки оптом правительствам или государственным организациям, которые распространяют их в образовательном секторе. Кроме того, такие ноутбуки быстро стали популярными среди студенчества в США. Поэтому Негропонте решил и их приобщить к своему благотворительному проекту, предложив участие в такой благотворительной акции — платишь $200 и покупаешь два ноутбука — один для себя, а второй для уругвайского ребенка.

КОММЕНТАРИИ УЧАСТНИКОВ КРУГЛОГО СТОЛА

Знания ценнее денег

Шимон Перес

президент Израиля

Меня спросил один из руководителей соцпартии, что значит быть социалистом сегодня? Я думаю, это две вещи. Во-первых, честно делиться свежим воздухом. Во-вторых, помочь каждому молодому человеку получить хорошее образование.

Сегодня школы заорганизованы, в них много бюрократии. Не всегда учителя понимают своих учеников, а ученики — своих учителей. Как пример, можно взять традиционное преподавание истории. Я думаю, некоторыми частями процесса обучения можно пожертвовать, так как они не являются необходимыми. Учить нужно истории ценностей, истории этики, истории духа. А история событий абсолютно не важна. Почему молодежь должна знать о всех битвах, которые выиграл Наполеон? Об этом можно узнать и в Интернете. Учить надо тому, какой урок мы должны вынести из прошлого.

И я бы постарался сделать все для того, чтобы помочь молодежи смотреть в будущее, а не в прошлое. Поскольку за следующие 10 лет произойдут очень серьезные прорывы в науке. И то, что происходит сегодня, будет вспоминаться как очень медленное развитие.

Даже развивающиеся страны обязаны ценить знания больше, чем деньги. Поскольку деньги, поступающие в систему, которая плохо контролируется, пропадают впустую, а если понять, что такое высокие технологии, тогда сами молодые люди изменят эту систему.

Проблемы в образовании — кризис демократии

Мелинда Гейтc

соучередитель фонда Билла и Мелинды Гейтс

Доступность образования — это проблема для Соединенных Штатов. В США 50 млн. детей учатся в государственных школах, и только треть из них готова продолжать свое образование в колледжах и университетах, а еще треть вообще не заканчивают школу. На эти две трети вообще не обращают внимания. Для меня с Биллом — это кризис демократии.

Если говорить о качественном образовании, то это прерогатива единиц. Поэтому мы начали создание онлайн-лекций, которые читают лучшие профессора по Интернету для всех желающих. Такая практика существует в Южной Корее. Там 2,2 млн. студентов используют интернет-видео, даже в метро. Если в США только элитные дети могут попасть в лучшие школы, то в Южной Корее такой проблемы не существует. В престижные университеты можно подготовиться, слушая видеолекции. Это не дорого, а результаты прекрасные.

Кроме того, если лекции какого-то преподавателя не нравятся, то студенты просто не будут их покупать. Таким образом, у преподавателя появляются новые стимулы для улучшения работы. Запуская свой проект, мы решили, что лишь лекции 20 лучших учителей будут использоваться для таких видео. В конце концов это революционизирует всю систему обучения. Лучшие лекторы теперь могут проводить свои лекции в системе он-лайн, а студенты могут получать прекрасные уроки 24 часа в сутки, 7 дней в неделю.

Опубликовано на minfin.com.ua 5 февраля 2010, 09:08 Источник: Дело
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд