ВХОД
Вернуться
18 июля 2009, 10:00

От чего зависит независимая оценка

Оказывается, у нас в стране от чего угодно, но не от независимости оценщика. Чтобы убедиться в этом, достаточно ознакомиться с проектом Закона Украины «О регулировании оценочной деятельности в Украине», в разработке которого не принимала ни малейшего участия ни одна из саморегулируемых организаций оценщиков Украины. А между тем тот факт, что проект вносит изменения в 21 закон и три кодекса Украины, свидетельствует о предлагаемых фундаментальных изменениях правового поля, которые окажут серьезное воздействие на многие сферы жизни страны.

Сразу бросается в глаза расширение спектра обязательных оценок. Говоря проще, государство будет принуждать граждан и предприятия обращаться к оценщикам значительно чаще. Обязательная оценка, согласно проекту, будет охватывать подавляющее большинство ситуаций, связанных с операциями с имуществом. К примеру, вместо принятой во всем мире массовой нормативной оценки для целей налогообложения предполагается полноценная независимая оценка, выполняемая по индивидуальному обращению к субъекту оценочной деятельности. Вместе с нормой законопроекта — срок действия отчета об оценке всего один месяц — это создает беспрецедентное количество оценок, фактически навязываемых законом обществу. Невольно возникает вопрос: кто-нибудь пытался подсчитать, о каком количестве потенциальных обращений идет речь или связанные с этим затраты, и предугадать реакцию общества на эти новшества?

Стремление сделать независимую оценку обязательной по закону чревато опасными последствиями как для экономики, так и для профессии. Влияние такой инициативы на профессию, а через нее — на общество в целом будет крайне негативным. Во-первых, это негативное отношение к оценщику как к носителю навязанной услуги; во-вторых, это массовое перерождение независимой профессиональной оценки в лицензированную услугу по выполнению быстрых и дешевых «оценок» с «заказанным», заранее оговоренным результатом. Такая «оценка» не имеет ничего общего ни с международными стандартами оценки, ни с международной оценочной практикой.

Оценочная деятельность является важной составляющей инфраструктуры рыночной экономики. Именно поэтому последствия грубого вмешательства в регулирование оценочной деятельности выйдут далеко за рамки профессии. Важнейший аспект проблемы регулирования оценочной деятельности заключается в том, что оценка — это вид услуги, предполагающей, во-первых, независимость исполнителя, а, во-вторых, наличие у него специальных знаний. Поэтому базовым принципом регулирования оценочной деятельности является активное участие в данном процессе самих профессионалов-оценщиков (общественное регулирование). С другой стороны, в силу высокой значимости для общества и экономики результатов оценочной деятельности государство не может совершенно дистанцироваться от данной сферы и определенные регуляторные функции обычно оставляет за собой.

Ознакомившись с проектом, можно констатировать, что он фактически если и не ликвидирует полностью общественное саморегулирование оценочной деятельности, то сводит ее до уровня чистой декларации. Причем неточно утверждение, что общественное саморегулирование меняется на государственное. Создание непрозрачного гибридного органа с широчайшими полномочиями, названного неудачно наблюдательным советом, который будет иметь возможность практически бесконтрольно управлять всей инфраструктурой рынка оценки, вряд ли можно назвать государственным регулированием.

Концепция законопроекта, его дух, прямо противоречат международной практике. В большинстве стран Западной Европы государственное регулирование оценочной деятельности либо отсутствует, либо имеет крайне ограниченный характер. Во всех этих странах не государство, а общественные организации разрабатывают стандарты оценки и они же обеспечивают жесткий контроль их соблюдения. В подавляющем большинстве случаев общественные организации осуществляют лицензирование (сертификацию) оценщиков. Абсолютно все общественные организации оценщиков имеют кодексы поведения (профессиональной этики) и они же осуществляют контроль их соблюдения.

В силу известных причин, к сожалению, сегодня Украина не относится к странам, вызывающим высокое доверие инвесторов. Принятие же законопроекта способно продлить такое положение дел на неопределенно долгий срок. Потому что отношение страны к вопросам оценки имущества во многом характеризует ее способность адекватно воспринимать такую важнейшую экономическую категорию, как стоимость, без чего невозможны ни более-менее серьезный мониторинг и анализ, ни принятие каких-либо серьезных инвестиционных решений.

Другое негативное последствие, которое можно уверенно прогнозировать, — это потеря доверия к украинской оценочной практике со стороны зарубежных коллег, что неизбежно приведет к изоляции наших оценщиков, вынужденных функционировать в нормативно-правовом и методологическом поле, абсолютно чуждом международной практике.

Артур Огоджанян, партнер ООО «Делойт и Туш», руководитель оценочной практики в Украине

Опубликовано на minfin.com.ua 18 июля 2009, 10:00 Источник: Дело
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд