ВХОД
Вернуться
23 января 2009, 09:49
Кризис в страховых компаниях: спасение утопающих — дело рук самих утопающих
Спасательнй круг. Фото clipart.com.ua

Кризис в страховых компаниях: спасение утопающих — дело рук самих утопающих

Кризис довольно сильно влияет на страховой рынок. Дело в том, что на сегодняшний день страховщики держат значительную часть резервов на депозитах в банках, в недвижимости и ценных бумагах, поэтому впору говорить об утрате значительной части резервов СК. Кроме того, из-за девальвации гривни средний убыток страховых компаний увеличился (возросла стоимость услуг, связанных с урегулированием убытка, например, стоимость ремонта автомобиля).

В сложившихся условиях эксперты рынка склонны говорить о двух тенденциях. «Схемные компании, которые будут проводить исключительно оптимизационные схемы по обналичиванию денег и их выводу за рубеж, будут востребованы, — отмечает экс-глава Госфинуслуг Виктор Суслов. — Тогда как классические компании сократят объемы сбора премий, и будут переживать серьезный кризис. Многие из них, особенно те, которые делали упор на работу с автострахованием, окажутся на грани выживания. Значительная часть обанкротится. Причем, это может касаться как крупных, так и мелких компаний. Все зависит от того, каков был их портфель и стратегия наращивания объемов платежей, прибегали ли они к демпингу и пр.».

Кому продаться? С одной стороны, компании, которые окажутся в очень тяжелом финансовом положении, будут стремиться продаться или слиться с более мощными игроками. Однако последние вряд ли будут массово соглашаться на подобные сделки. Хотя и нельзя исключать прецедентов слияний и покупок действующего бизнеса. «Уже сегодня иностранные игроки (как западные, так и российские) ведут финансовый мониторинг относительно потенциально интересных объектов для покупки в перспективе. Однако подобные сделки будут инициироваться после прохождения пика кризиса. Можно предполагать, что он придется на конец весны-лето этого года», — отмечает Виктор Суслов.

С этим мнением соглашается и Ольга Шинкаренко, председатель правления СК «НОВА». «Что касается компаний-инвесторов, которые хотели бы приобрести страховую компанию на украинском рынке, они есть, и будут продолжать поиски, несмотря на кризис. У этих компаний первая цель: купить во время кризиса дешево. Вторая цель — исследование рынка, конкурентной среды и сбор информации об украинском страховом рынке сейчас для реализации в будущем стратегии входа на рынок. Сейчас многие западные страховщики приостановили или пересмотрели решение о выходе на быстрорастущий страховой украинский рынок, т. к. сами претерпевают финансовые трудности из-за кризиса. Многие сделки в финансовом секторе сорвались или отложены в стол. Однако, есть ряд компаний, у которых имеются оборотные средства, и они могут себе позволить купить украинского страховщика, но у них как раз появляется цель, учитывая кризис, сделать покупку на более выгодных условиях. Ведь в сложившейся ситуации на украинском рынке продавцы становятся более сговорчивыми. Инвесторы прямо заявляют, что они ищут хорошую компанию и как можно дешевле».

В СК «НОВА» верят в приход на украинский рынок европейских компаний, наслышаны о французских, немецких инвесторах, в прошлом году проявлявших активность. «Насколько я знаю, работа по поиску компаний для приобретения и обращения за информационными данными не прекращается. Учитывая, что в нашу компанию тоже приходят подобные запросы, делаю вывод, что поставленные инвестиционным аналитикам задачи на поиск украинской страховой компании для приобретения не отменялись. Главным вопросом является цена приобретения, т. к. сегодня никто не готов тратить на это большие деньги, и стоимости компаний сильно упали», — констатирует глава правления СК «НОВА». В случае удачной покупки новые игроки за бесценок смогут получить долю рынка, особенно если купят крупную компанию с большой клиентурой и объемом платежей.

Первые претенденты. Из крупных игроков первыми претендентами на покупку или слияние могут стать компании с большим портфелем автострахования, а также имеющие лицензии на узкие обязательные виды страхования — ОСАГО, страхование ответственности перевозчиков грузов и пр. В том числе это могут быть СК, афиллированные с крупными ФПГ, нуждающиеся в финансовых вливаниях.

«Часть компаний будут вынуждены уйти с рынка из-за высоких

убытков, отсутствия инвестирования, общего состояния экономики. Ведь только из-за

резкого роста курса доллара величина возмещения по автострахованию в 2009

году может возрасти на 80—100%, что негативно отразится на финансовом

результате компаний, ориентированных на автострахование», — убежден Максим Удовиченко, председатель правления СК «Галактика». Чтобы выжить в условиях кризиса, работающие в сегменте автострахования компании, считают эксперты, должны преодолеть чрезмерную зависимость от банков и других кредитных учреждений, делая акцент на самостоятельные продажи и качество услуг. Многие из них уже осознают, что пора отвыкать от привязанности к банкам как основным поставщикам потенциальных клиентов и больше идти в розницу. Естественно, сегмент не покажет рост 85—90%, как было в прошлом году, но на 30—40% рассчитывать можно, утверждают в СК «Галактика».

Страховщики уже потеряли изрядную долю запланированных поступлений по

добровольному страхованию наземного транспорта (авто КАСКО), отчасти — и по

обязательному страхованию гражданской ответственности (ОСАГО). Учитывая

замораживание многими банками средне- и долгосрочных кредитов, количество

страховок КАСКО в месяц уменьшилось, а по ОСАГО осталось примерно на том же

уровне, что и в начале 2008 года. Чтобы выжить, компаниям, работающим в секторе автострахования, не избежать довольно непопулярной меры — пересмотра стоимости договора страхования КАСКО. «Для компаний, сделавших ставку на КАСКО, сложности будут возникать по мере накопления критической массы клиентов и адекватности тарифной политики. И для таких страховщиков выходом станет либо уменьшение доли автострахования в своём портфеле, либо повышение тарифов», — отмечает Максим Удовиченко. Что касается ОСАГО, страховщики все громче говорят о необходимости пересмотра базового тарифа. Так что можно предполагать, что цена «автогражданки» также претерпит изменения.

Банкротств не избежать…Говорить о массовых слияниях/поглощениях страховщики сегодня не стремятся. Скорее, считают они, каждый будет выживать как может. Банкротств, конечно, не избежать, но, как считают эксперты рынка, они более реальны в случае с мелкими и малоинтересными компаниями. «Пойти на дно крупной СК потенциальные покупатели вряд ли позволят. Пока что они будут занимать выжидательную позицию, ожидая минимальной цены. Так что сегодня больше перспектив у крупных страховых компаний, которые уже имеют долю рынка и стабильную клиентуру», — считает Виктор Суслов. Клиентам мелких СК, которые попадут в ситуацию, когда компания будет не в состоянии выполнять взятые на себя обязательства, придется действовать согласно процедурам, прописанным в действующем страховом и общем законодательстве. Так, клиент страховой компании может выступить кредитором и потребовать в судебном порядке выполнения страховщиком взятых на себя обязательств. Согласно судебному решению, СК обязана будет удовлетворить требования такого клиента-кредитора в порядке, указанном в законодательстве. Согласно закону «об акционерных обществах», в случае ликвидации юрлица, в первую очередь удовлетворяются требования кредиторов относительно возмещения убытка вследствие полученных увечий, другого ущерба здоровью или смерти.

О гарантиях. В целом, считают эксперты страхового рынка, клиенты СК слабо защищены в ситуации, когда компания признается банкротом. Так, в отличие от банковской системы, в страховом секторе не создан фонд гарантирования, который бы обеспечивал выполнение перед клиентом хотя бы какой-то доли обязательств. Для поддержания имиджа надежной отрасли СК сегодня было бы очень неплохо инициировать создание такого фонда, дабы предоставить своим клиентам хоть какие-то гарантии.

На сегодняшний день Госфинуслуг намеревается утвердить Положение «О критериях и нормативах достаточности капитала, диверсифицированности и качества активов

страховщика». Цель документа — обеспечить стабильность работы рынка и защитить

права потребителей в сфере страхования, а также предотвратить возможные

потери капитала из-за рисков, присущих в деятельности страховщиков.

Кроме этого Госфинуслуг планирует разработать документ о порядке банкротства

страховщиков и передачи их обязательств по договорам другим участникам

рынка. Можно ожидать, что информация о том, какие компании близки к банкротству,

появится во время обнародования годовых отчётов (февраль-март 2009 года)

Екатерина ЩЕГЛОВА

Опубликовано на minfin.com.ua 23 января 2009, 09:49 Источник: Инвестгазета
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд