ВХОД
Вернуться
8 января 2009, 19:21
Возврат к бартеру девяностых
Бартер. Фото visualphotos.com

Возврат к бартеру девяностых

У многих предпринимателей есть шанс вскоре проникнуться ностальгией по бурным и «романтическим»

90-м

годам. Острая нехватка денежных ресурсов, скачки курса доллара и огромные просрочки с поставками могут ввергнуть многих предпринимателей к возврату к бартерным схемам. Безусловно, два раза войти в одну и ту же воду, невозможно. И тех товарообменных объемов, охватывающих 45% ВВП, мы уже не увидим, времена не те. Однако в некоторых отраслях объемы безденежных расчетов могут значительно вырасти, а некоторые виды бизнеса, никогда не принимавшие таких схем, будут вынуждены их использовать за неимением других.

Ударим бартером по кризису!

Вообще то, бартер никуда и не исчезал, просто его объемы существенно сократились. Взаиморасчеты товарами до сих пор используют отрасли, не направленные на конечного потребителя. К примеру, ими «грешат» представители горнодобывающих отраслей: угольные шахты, карьеры по добыче песка, гранита и так далее. Такие предприятия рассчитываются со своими основными контрагентами, в частности, с энергетиками, производителями горно-шахтного оборудования и машин, металлургами.

Соответственно, в обмен получают энергоресурсы, необходимую технику, металл и даже продукты питания, которые, к примеру, обмениваются у крестьян на уголь. Таким образом, шахты экономят на дополнительных расходах, необходимых для поддержания работы и развития предприятия. Хотя и здесь бартерные поставки составляют не более чем 20—30% всех расчетов, ведь шахте нужно зарабатывать реальные деньги, которые нужны для зарплат рабочим, выплат процентов по кредитам, прибыли акционерам.

Экономический кризис для многих «красных» предприятий оказался неожиданностью, несмотря на тревожные новости с мировых рынков, которые означали падение спроса на их продукцию. В результате, металлургические, химические, горнодобывающие компании, фактически, месяц-другой работали «на склад», не отгружая свою продукцию покупателям.

И только в октябре начали снижение объемов производства и сокращение рабочих мест. Не получая вовремя «живых» денег от контрагентов, заводы и фабрики стали переходить на бартер, чтобы рассчитаться с поставщиками сырья. Для этого предлагают им либо свою продукцию, либо свои технические возможности, как-то бесплатная аренда помещений, поставка газа, электроэнергии и т.д. К примеру, растет бартерный товарообмен между металлургическими компаниями с одной стороны и энергетиками, поставщиками кокса, машиностроителями, горнорудными предприятиями, химическими комбинатами и представителями агросектора.

Впрочем, переходят к бартеру и отрасли, работавшие, до недавнего времени, только на денежных расчетах. Это и строители, которые рассчитываются квартирами с поставщиками сырья. К ним также переходят производители одежды, пищевики, автопроизводители, машиностроители (особенно сельхозтехника), деревообработчики. Начинают использовать бартер и в сфере услуг, в частности, консалтинг, юридические, туристические услуги и др. Правда, компании, оказывающие услуги, признаются, что соглашаются на бартер только с давними партнерами. В счет работ соглашаются брать ликвидные товары, такие как земля, автомобили, оргтехника и др. 

Бартер становится понятней, чем курс доллара

Бартерные сделки также используются и как средство защиты от колебания курс доллара. Подорожание на 70 и более процентов американской валюты не раз приводило к срыву поставок, которые, как правило, рассчитываются в у.е. Рассчитываясь друг с другом нужными товарами, предприятия избавляют себя от привязки к американской валюте и ненадежной гривне. Это касается и международных поставок.

Кроме того, многие из контрагентов, таким образом, экономят на налогах, оформляя подобные операции как обменные, либо взаимозачет. Тем самым, предприятия снижают базу налогообложения, и платят меньше налога на прибыль. Однако плательщикам единого налога бартерные операции могут стоить утраты статуса «единщика». Если налоговая узнает о таких операциях, то уже со следующего месяца может перевести предприятие на общую систему налогообложения.

Используют бартер и для того, чтобы освободить свои затоваренные склады, а также расплатиться за уже накопленные долги. Также товарный обмен снижает риски скачков цен на эти товары и высокой инфляции. Если предприятие наладит товарообмен, это позволит ему довольно гибко подготовиться к снижению объемов производства, и сократить производство более плавно, чем при только денежных расчетах.

Строители осваивают бартер

К примеру, активно использует бартер строительная отрасль. Застройщики рассчитываются квартирами за свои долги с поставщиками стройматериалов. Понять строителей можно — им нужно поскорее закончить сооружение домов. Если же они решат заморозить проект, то рискуют остаться вообще ни с чем. Поэтому те соглашаются передавать права на квартиры, либо ценные бумаги, подтверждающие право на получение квартир.

Впрочем, поставщики получают подобные права без особой радости. Ведь вместо «живих» денег им пытаются всучить какие-то бумажки на право владения квартирами, которые еще не сданы в эксплуатацию. Даже если они их таки получат, то вряд ли смогут оперативно реализовать. Ведь из-за отсутствия банковского кредитования платежеспособный спрос на квартиры сильно упал.

 В таких случаях застройщики и поставщики пытаются проводить операции через банки. Мол, мы вам квартиру, а вы нам деньги. Но банки на такие операции также не соглашаются, так как квартира не считается сейчас привлекательным залогом, как ранее.

Полностью перейти на бартерные схемы стороны не могут. Так как нужно платить зарплату рабочим, оплачивать текущие расходы, а также выплачивать прибыль акционерам. Однако частично использовать бартер застройщики и поставщики стройматериалов, скорее всего, будут все чаще. К примеру, в тех случаях, когда застройщик уже оплатил все текущие расходы, как-то, кредиты, зарплаты рабочим и налоги, но ему не хватает денег на закупку строительных материалов. В этом случае бартер - идеальный вариант выйти из кризиса.

Поставщикам также бартер может быть полезен. К примеру, квартиры можно передать лучшим менеджерам компании, как способ стимулирования коллектива «белых воротничков». Также, можно взять квартиры на баланс, и использовать их в рабочих целях, например, в качестве офисов, либо сдавать в аренду. Если проблем с деньгами нет, можно «придержать» квартиры с целью дальнейшей продажи, когда кризис пройдет.

Как получить за товар «живые» деньги?

Главный вопрос, который возникает для предприятий, что делать с товаром, который не нужен ни для производства, ни для других целей компании? Как поступить, если за отгруженные автошины, Вы, предположим, получили мешки с зерном? Ведь компании нужно заплатить зарплату (не платить же ее зерном), оплатить другие платежи, да еще и получить прибыль.

К сожалению, тут возникает немало трудностей. Во-первых, нужно оценить товар, а это в условиях тотального обесценивания до недавнего времени ликвидных товаров, очень непросто. Во-вторых, нужно найти покупателя, а это еще труднее, чем оценить товар. Бизнес пытается экономить на всем, и лишние товары никому не нужны. Поэтому расстаться с полученными товарами можно лишь с существенным дисконтом.

На этой ниве работают оптовые бартерные компании, которые занимаются поиском необходимого товара для одного предприятия и его обмена на другой товар. Такие компании также занимаются выкупом товара с большой скидкой в 30—50% с целью его дальнейшей продажи уже по цене близкой к рыночной. Наиболее продаваемым товаром остается агропродукция, ведь спрос на продукты питания есть всегда.

К примеру, скупкой зерна и овощей занимаются, такие крупные агрокомпании, как «Рамбурс», «Нибулон», «Астарта-Киев», «Украинская фруктовая компания» и др. Скупают агропродукцию и розничные сети («Велика кишеня», «Сильпо», «Фуршет» и др.).

Сельхозтехнику можно реализовать фермерам в рассрочку или лизинговым компаниям. Стройматериалы (песок, щебень, цемент, арматура) будут раскупать строительные компании (30% объектов пока еще строится), либо их можно продать обычным украинцам с помощью объявлений.

Конечно же, пока реализовать товары достаточно трудно, ввиду низкой ликвидности товарного рынка. Однако если количество бартерных сделок будет расти, то автоматически вырастет спрос и предложение на различные виды товаров. Кроме того, в стране работают товарные биржи, на которых можно реализовать имеющиеся товары по биржевой или аукционной цене, что позволит снизить расходы по продаже товаров. Среди эффективных товарных бирж — Универсальная товарная биржа, УБ «Примус» (Киев), УБ «Украина», Центральная универсальная биржа, Южная товарная биржа и т.д. Стоимость услуг биржи — 5—7% от стартовой цены на торгах.

Если жалко тратить деньги на биржу, можно распространить информацию о товаре через более дешевый Интернет (www.uaprom.net, www.reklama.com.ua, www.objava.kiev.ua и др.) и прессу (AVISO, РІО и др.), хотя в таком случае придется продавать товар более мелкими партиями, на что уйдет значительно больше времени.

Еще один способ избавиться от ненужных товаров — предложить их своим бизнес-партнерам, посулив хорошую скидку. Ведь не исключено, что именно они заинтересуются имеющимися товарами. Как говорил кот Матроскин: «Чтобы продать что-нибудь ненужное, нужно купить что-нибудь ненужное». А у вас это ненужное уже есть.

Бартер — вещь рискованная!

Бартер — конечно же, зло, и это необходимо понимать. Постоянная нехватка денежных средств будет формировать вокруг предприятия огромное количество посредников, от которых предприятие будет зависеть так же, как наркоман от иглы. Бартер — это рост криминала, отсутствие денег для развития и причина частых проверок со стороны налоговой. Поэтому товарные расчеты не должны составлять более 10—20% поступлений предприятия.

Однако в случае, если партнеры имеют перед вами долг, не могут его покрыть деньгами и предлагают взамен товары, то не всегда стоит отказываться, особенно, если партнер давний и надежный.

Ведь если воротить нос от всех предложений реструктуризировать долг, и, хотя бы временно не перейти на бартерные сделки, то есть риск потерять клиентов, в том числе, и постоянных. Ведь у многих партнеров есть серьезные проблемы с оплатой. В свою очередь, с ними не расплачиваются посредники, либо конечные потребители. Поэтому, если вы, как делают сейчас украинские банки, не пойдете навстречу клиентам, то в дальнейшем, после кризиса, уже не сможете вернуть старых клиентов и рискуете потерять деловую репутацию.

Сергей Чигирь

Опубликовано на minfin.com.ua 8 января 2009, 19:21 Источник: Минпром
Следить за новыми комментариями

Написать комментарий

Чтобы оставить комментарий, нужно войти или зарегистрироваться
 
×
окно закроется через 20 секунд