Какие перестановки в Народном рейтинге произошли в мае и что рассказывают клиенты банков о «своих» финучреждениях, читайте в очередном обзоре от «Минфина».

Тройка самых сильных лидеров

На вершине рейтинга, еще с момента старта проекта в августе 2018 года, monobank — украинский проект, реализованный на базе Универсал Банка. Интересно, что сам банк Сергея Тигипко занимает лишь 8 место.

Второе место снова завоевал Альфа-Банк. Он идет следом за monobank с октября 2019 года.

На третьем месте оказался А-Банк, конечным бенефициаром которого является семья Суркисов. Финучреждение появилось в топ-3 только в марте этого года.

В мае в Народном рейтинге произошло еще несколько перестановок:

Народный рейтинг дает возможность клиентам наладить коммуникацию с банком. Каждый пользователь «Минфина» может рассказать о своей проблеме и оставить на сайте заявку на ее решение. Банки пытаются активно реагировать на жалобы, чтобы улучшить свой рейтинг.

За последний месяц весны читатели «Минфина» оставили на сайте 376 жалоб на работу банков, треть из них прилетела в адрес Приватбанка. В целом, финучреждения решили меньше половины проблем пользователей — 146.

Активнее всего решал вопросы клиентов Альфа-Банк — 54 из 75 жалоб. А-Банк и monobank решили на каждую вторую заявку, Приватбанк — на каждую четвертую. Государственный Ощадбанк решил 12 проблем из 54.

Напомним, что Народный рейтинг формируется на базе оценок, которые ставят банкам читатели «Минфина». Количество баллов, которые пользователи присваивают банкам, отражает их мнение об уровне сервиса в банке и не имеет отношения к финансовым показателям.

Подробно о методике Народного рейтинга читайте здесь.

Читайте также: Народный рейтинг банков в апреле: А-Банк опередил Альфа-Банк

На что жаловались клиенты банков в мае

В мае клиентов больше всего беспокоила работа банков на карантине — выплачивают ли, например, акционный кэшбек и позволяют ли их сервисы клиентам лишний раз не наведываться в отделение.

Не менее болезненным вопросом оказалось возвращение денег: как забрать свой или унаследованный депозит, отменить оплату товара без неприятных сюрпризов, избежать овердрафта на банковской карточке.

О комиссиях, съедающих доход

Пользователь под ником svin1978 хотел разместить гривневый вклад в Альфа-Банке. По его словам, в отделении ему стали навязывать карту, на которую переведут деньги после окончания срока депозита. Клиента возмутило, что за обслуживание карты надо платить.

Да и условия возврата средств автора отзыва не удовлетворили. «По этой карте в месяц без платы за обналичивание в собственных банкоматах банка можно снять 5 тыс. грн, если больше — 1% от суммы. При получении вклада в кассе по паспорту — тоже 1% за обналичивание», — пишет svin1978.

По его подсчетам, вкладчик потеряет едва ли не половину дохода за краткосрочный депозит, если захочет забрать наличные. Кроме того, автор отзыва указал на непонятные условия возврата депозита: «На сайте нет полной информации о продукта, ДКБО на 41 страницу специфического текста и терминов».

Альфа-Банк оперативно отреагировал на комментарий: «Картка, яку вам запропонували, є універсальною: 1. Можете знімати до 5 тис. грн в банкоматі будь-якого банку, тобто не потрібно шукати саме наш банкомат. 2. Зняти гроші 2 рази на місяць в касі банку — безкоштовно. 3. Якщо проводите 8 операцій в торговій мережі або маєте депозит від 20 тис. грн — розрахунково-касового обслуговування за карткою немає».

Подобный вопрос волновал и клиента monobank под ником z777z. Он утверждает, что могут возникнуть трудности при снятии денег с депозита. Мол, средства перечисляют на карточку monobank или любую карточку клиента в другом банке. Однако снять наличные можно только с комиссией.

«Единственный вариант снять деньги без комиссии — это в ограниченный срок после завершения депозита в кассе банка-партнера, с предварительным заказом необходимой суммы. Просто оставить деньги на счете и снять их в любое время без комиссии вы не сможете. На мой взгляд, очень не удобная процедура», — делится автор отзыва.

В поддержке monobank объяснили: «При знятті депозиту і виборі варіанту переказу коштів в інший банк ми зі свого боку комісію не утримуємо. Але вона може бути за зарахування та зняття коштів з картки у банку-одержувача, згідно його тарифів».

Мобильный банк заверил, что уже работает над тем, чтобы клиенты могли снять депозит наличными без комиссии по коду, даже если деньги уже на карточке.

Спор за наследство: Ощадбанк отказался возвращать депозиты

Автор отзыва под ником Taras Tarasenko рассказал, что получил в наследство банковские счета в Ощадбанке и уже больше двух месяцев не может забрать унаследованные средства с депозитов.

«Я звернувся у відділення Ощадбанку за адресою Верхній Вал, 44. Головний економіст прийняла заявку по праву на спадщину вкладів та всі необхідні документи (копії та оригінали). Відповідь повинна була прийти не пізніше двох тижнів», — пишет автор отзыва.

Однако две недели назад возвращать деньги в банке отказались и стали настаивать, чтобы наследник пролонгировал депозиты на 3 месяца. Taras Tarasenko написал заявления с требованием объяснить причину отказа и выдать наследство. В отделении банка заверили, что письменный ответ придет 30 апреля, через месяц.

Но даже за это время ничего не решилось, а причина отказа до сих пор осталась в тайне: ответ не пришел, в контакт-центре банка объяснений тоже не дают. «Успадковані кошти не можу отримати вже 2 місяці», — резюмирует пользователь.

Ощадбанк отреагировал на отзыв: «Будь ласка, напишіть нам до особистих повідомлень ваше ПІБ та контактний номер телефону і аналогічну інформацію власника рахунку. Ситуацію перевіримо».

Автор отзыва решения своей проблемы не подтвердил.

Читайте также: Народный рейтинг. Банки в карантине

Как детская карта Юниора ушла в «минус»

Клиент Приватбанка под ником Ya123456789 рассказал историю, как ребенок осуществил платеж в пользу itunes, а банк любезно предоставил «овердрафт для завершення оплати в торговій точці».

Автор отзыва пишет, что оформил карту Юниора, чтобы сын смог самостоятельно рассчитываться в магазинах и не имел доступа к его счету. По условиям Приватбанка, с июня 2019 года кредитного лимита на детской карточке не было. Но, к сожалению, и это не гарантировало безопасность.

«Был неприятно удивлен — на карте был остаток в 10 грн и с нее списали 160 грн, т. е. списали в „минус“. При этом кредитный лимит всегда был равен нулю», — жалуется пользователь под ником Ya123456789.

В службе поддержки банка заявили, что овердрафт на карточке никак нельзя отключить, и только дали инструкцию, как отменить регулярные платежи. Однако клиент Приватбанка возмущен, что карточка может в любой момент уйти в «минус».

«А если ребенок на каком-то сайте «купит» что-то за несколько тысяч долларов, банк тоже предоставит «овердрафт» и мне потом его погашать? А если это мошенническая операция по моей карте — банк и на это представит «овердрафт»?», — пишет автор отзыва.

Банк проверил ситуацию и объяснил, что это был несанкционированный овердрафт, то есть превышение суммы операции над суммой остатка на карте. Услуга не требует дополнительного согласования с владельцем карты, банки даже прописывают такую возможность в договоре.

С подобной ситуацией столкнулся пользователь под ником bestceller. По его словам, ранее имел платную подписку, однако аккаунт уже давно не активный. Два года Приватбанк не выдавал овердрафт, был отказ из-за нехватки личных средств, а тут вдруг выдал — непонятно, на каких основаниях.

Нелегкое дело — вернуть деньги за покупку

Автор отзыва под ником atlantiqverss поделился опытом, как возвращал деньги за оплаченный товар и какие нюансы могут испортить нервы.

«Покупал телефон в одном интернет-магазине. Оплатил товар на сайте через LiqPay. Чуть позже сотрудники магазина перезвонили — товара в наличии нет и будет не скоро. Естественно потребовал отмены заказа, платеж поставили на возврат», — рассказал клиент Приватбанка.

По его словам, там сразу предупредили, что деньги вернут, когда кто-то другой купит товар в магазине на такую сумму именно через LiqPay.

«Обратился в поддержку Приватбанка — там подтвердили, что такая схема возврата действует, называется в счет будущих платежей, ждите», — пишет atlantiqverss. Впрочем, в LiqPay заверили: вдруг никто не будет покупать товар в этом магазине, через месяц деньги вернутся так или иначе.

Месяц назад, денег все еще не было. «Снова онлайн-чат LiqPay, но ответ уже совершенно другой: „Если новые платежи не поступают, то соответственно возврат не поступит.“ Т. е. мне прямым текстом ответили, что свои деньги за не состоявшеюся покупку мне не вернут», — жалуется пользователь.

В поддержке Приватбанка посоветовали обращаться непосредственно в компанию, в чью пользу совершался платеж: «Банк надає інструмент для здійснення подібних платежів, а не є магазином, який отримує кошти. Дійсно, в подібних випадках повернення коштів на картку здійснюється відразу, як тільки сума нових платежів на адресу компанії буде дорівнювати сумі повернення».

Автор отзыва подтвердил, что его проблема решена, но опыт atlantiqverss может пригодиться.

Читайте также: 73% читателей «Минфина» изменят отношение к деньгам после локдауна

Банки в карантине: без похода в отделение не обойтись

Клиент Таскомбанка под ником sputnikir рассказал о работе банка на период карантина.

«У меня карточка со сроком действия апрель 2020 год. Перечислили зарплату, а получить ее не могу, так как банк не продлил срок действия на время карантина, как это сделали другие банки», — поделился пользователь.

Ему предложили приехать в отделение банка в городе Запорожье, которое находится от микрорайона автора отзыва на расстоянии 20 км. «Городской транспорт перевозит только по пропуски. Каким образом мне добираться? Это говорит об отношении к людям», — возмущается клиент.

Банк отреагировал на комментарий: «Таскомбанк не буде продовжувати термін дії карт на період карантину. Ініціювати перевипуск картки ви можете звернувшись до контакт-центру банку після проходження ідентифікації. Отримати карту ви можете, звернувшись до каси відділення Таскомбанку, маючи при собі паспорт».

Кешлесс по-украински: без стейков грустно, а без кэша — выгодно

Сразу несколько пользователей поделились на сайте историями, как во время карантина участвовали в акции Приватбанка «Без стейков грустно, а без кэша — выгодно!» и что из этого вышло.

«Приват предлагал зарегистрироваться для участия в акции и с 26 марта по 25 апреля совершить не менее 5 оплат за товары и услуги в наземных POS-терминалах или в интернете на общую сумму от 3 тыс. грн. При этом в данный период времени не снимать наличные с карт», — описал предложение автор отзыва под ником AlejandroV.

За это Приватбанк до 15 мая обещал выплатить кэшбек на сумму 800 грн.

В условиях акции был один спорный момент: банк зачисляет оплату коммунальных услуг, платежи за интернет и мобильную связь. «Удостоверился со слов специалиста банка, что оплата коммунальных услуг и интернет-услуг через сторонние сервисы (не Приват24) соответствует условиям акции», — пишет пользователь под ником 06020009.

Клиенты Приватбанка стали активно оплачивать коммунальные услуги, услуги мобильных операторов и интернет-провайдеров, покупать товары в магазинах и просто онлайн. Наличные с карт не снимали и были вполне уверены, что выполнили все условия акции.

«Платив у POS-терміналах, скрізь, де раніше юзав картку monobank, раз поповнив телефон через сайт Київстару на 180 гривень, назбиралася сума у 3 тис. з гаком і став чекати кешбек», — делится VladyslavB. Но, оказалось, зря.

Maksym Solomko пишет: «На днях стал одним из тех, кого банк „кинул“ по выплате вознаграждения кэшбека касательно промо-акции». По его словам, обещанное вознаграждение в виде кешбека до сих пор не получил.

«Создал обращение и через сутки получил ответ представителя, что операции оплат коммунальных услуг и услуг мобильной связи на интернет-портале платежной системы Portmone.com не являются операциями для выполнения условий акций. Этот ответ противоречит их же правилам», — отметил Maksym Solomko.

Аналогичная ситуация возникла у пользователя под ником 06020009.

VladyslavB утверждает, что подобные вещи с акциями Приватбанка случаются систематически. «Считаю, что банк грубо не выполнил ним самим же установленные правила акции, а его сотрудники отказались в чате принять повторно мою заявку», — возмущается AlejandroV.

Интересно, что один из пользователей подтвердил решение своей проблемы. Другие клиенты, открывшие заявку по подобному запросу, пока ничего не отметили.

Приватбанк оперативно отреагировал на жалобы: «Ваше питання вже розглядають спеціалісти. Ми прагнемо вирішити його у найкоротший термін. Про результати вас одразу повідомлять».

Светлана Тартасюк