Отзывы о банках на сайте «Минфин» — кладезь полезной информации для тех, кто выбирает финучреждение. Опыт пользователей помогает понять, где лучше открывать депозит, к кому не стоит обращаться за кредитом, и какие «сюрпризы» можно ожидать от того или иного банка. О многом говорят и ответы банков на комментарии клиентов. По ним можно судить, насколько быстро и эффективно банк решает вопросы, возникающие у клиентов. Или он их просто игнорирует.

Многие проблемы — общие для украинских банков. На хаос в отделениях, изнуряющую бумажную волокиту, недостаточно вежливый или плохо обученный персонал жалуются клиенты и больших, и маленьких финучреждений.

Но есть специфические «баги», которые присущи конкретным банкам. На них мы и решили сосредоточиться.

Приватбанк: двойное списание и «Доктор Зло» в финмониторинге

У самого крупного банка страны и количество отзывов самое впечатляющее: на начало октября их было 12 682. Жалобы самые разнообразные, — от проблем с оплатой коммуналки до слишком усердной проверки происхождения средств. Но есть проблема, которая встречается с завидным постоянством. Речь идет о двойном, а иногда и тройном списании оплаты с карты клиента.

Особенно часто об этой проблеме писали после 13 сентября, когда в Приватбанке произошел масштабный технический сбой: задваивались коммунальные платежи, покупки онлайн и переводы между картами. У одной клиентки платеж с карты Приватбанка на карту monobank прошел «в минус» по дебетовой карте, для которой в принципе не был предоставлен кредитный лимит. И это не единичный случай — у других пользователей деньги списывались с карты для выплат и даже с заблокированной кредитки. А некоторым клиентам «повезло» попасть на тройное списание средств.

Конечно же, серьезный технический сбой влияет на работу любого банка, однако проблема двойных списаний часто появлялась в отзывах о Привате и до него. Негатив у клиентов вызвало также и то, что операторы горячей линии сами не понимали, в чем проблема, и не могли дать вразумительные ответы на многочисленные вопросы.

Что касается бизнес-клиентов, стоит отметить отзыв пользователя с ником TraderTIV. «Полгода назад мне заморозили на 3 месяца немаленький депозит в связи с тем, что я продал ТОВ. Нужно было письменное согласие нового владельца, что тот больше не хочет обслуживаться в Привате. То есть, мне нужно было отыскать нового владельца, притянуть его в банк и заставить написать заяву))). Слава Богу, что удалось выйти на главный офис банка, который отменил этот бред» — написал клиент.

Но на этом проблемы не закочились: «Сейчас мне идут зачисления по договору, по которому я уже дважды получал деньги. Подал оригинал в банк. И снова в финмониторинге проснулся какой-то Доктор Зло и требует дополнительно оригинал сертификата оценки земельного участка к нотариально заверенному договору. Я трижды объяснил банку, что данный документ изымается нотариусом и подшивается в архив, но деньги отозвали. Пойду искать другой банк)» — резюмирует клиент.

Monobank согласовал хороший кредитный лимит? Радоваться рано

Многие клиенты мобильного банка недовольны тем, что банк меняет кредитный лимит на свое усмотрение. Зачастую это серьезно ломает планы, как в случае с клиенткой monobank Ольгой: «Сьогодні зранку розраховувалась карткою в супермаркеті, а ввечері картка заблокована на користування кредитними коштами без будь-якого попередження. По картці за більше ніж рік користування ні одного штрафу чи простроченого платежу. Планувала поїхати в відпустку за кордон і розраховувала на ці кошти, а тут сюрприз… Білети вже на руках, єдиний плюс, що ця ситуація виникла тут, а не за кордоном».

Похожий неприятный сюрприз ожидал еще одну клиентку виртуального банка Татьяну: «Пользуюсь картой 8 месяцев, взяла рассрочку. Первый платеж по рассрочке, банк присылает уведомление — понижен лимит. Положила еще деньги, снимает рассрочку и на следующий день — лимит приостановлен. Просрочек ни разу не было, банк максимально загоняет клиентов в долги, выдавая максимум, и потом делайте, что хотите, уважаемый клиент» — негодует Татьяна.

И еще одна история от клиента monobank Александра: «Открыл карту с кредитным лимитом, все быстро и удобно, вопросов нет. Выбрал весь лимит за неделю, после этого сразу погасил долг и уменьшил лимит в 2 раза. И на следующий день получил обнуление лимита. Это высший пилотаж. Правда одноразовый. Буду закрывать эту супер карту. Спасибо за сотрудничество».

Ответ monobank следующий: система, которая рассчитывает кредитный лимит, ежедневно анализирует информацию о своих клиентах. Поэтому банк может пересмотреть размер кредитного лимита в любое время.

В Ощадбанке навязывают страховки и не спешат обслуживать

Большинство жалоб на госбанк связаны с огромными очередями и безразличием персонала. Причем такие отзывы встречаются не только о филиалах банка в провинции, а и, например, о современном отделении в Киевском ТЦ «Гулливер». Как написала одна из посетительниц Ощадбанка, — «наличие диванчиков и обновленного оборудования не влияет никаким образом на качество обслуживания». Клиентка прождала своей очереди больше 3-х часов, после чего поехала домой. По ее словам, из 7 кассиров две общались между собой, одна ела, остальные смотрели в монитор компьютера. В зале в это время решения своих вопросов ожидали около 30 человек.

Но это не единственная «фишка» Ощадбанка. Уже достаточно продолжительное время клиенты госучреждения жалуются на услугу, которую им навязывают без повода. Речь идет о покупке страховки. Например, с такой ситуацией столкнулся житель Запорожья, которому отказались продать евро без предварительной покупки полиса добровольного страхования «МетЛайф» за 150 грн.

«Документ, який в обов’язковому порядку зобов’язував мене придбати страховий поліс, мені не надали, зазначивши, що це внутрішні правила Запорізького Ощадбанку. Оператор гарячої лінії повідомив, що це додатковий продукт, який я можу придбати за бажанням. Після звернення до начальника касового відділення мені повідомили, що послугу з продажу валюти нададуть тільки після придбання полісу, але вже за 50 грн. В іншому випадку порадили звернутися до іншого банку. Грошові кошти в іноземній валюті були потрібні терміново, тож я був змушений придбати страховий поліс. Також мені повідомили, що у разі повторного звернення за послугами я буду вимушений знов придбати страховий поліс» — написал клиент.

Похожая ситуация произошла с жительницей Харькова, которая пыталась забрать в Ощадбанке денежный перевод с Western Union в долларах. Кассир потребовала заплатить 50 грн. «Попыталась записать ее имя и попросила позвать администратора. Все работники мгновенно спрятали бейджики и стали угрожать вызовом охраны. Очень хочется узнать, за что с меня требовали дополнительные деньги, почему я не могу получить перевод Western Union в долларах, и по какому принципу набирают работников в это отделение — кто больше нахамит, того и берут?» — возмущается клиентка.

Альфа-Банк Украина: жесткий разговор с должниками и путаница со сроками кредита

Среди негативных отзывов клиентов этого банка часто встречаются жалобы на «бесчеловечного» робота Аллу, платный номер горячей линии и навязчивую рекламу. Но это мелочи.

Важнее знать, что зачисление средств на счет в Альфа-Банке Украина происходит не день в день, а в течение 3-х суток. И если погашать кредитный лимит в последний расчетный день, в системе может возникнуть долг, а банк начислит дополнительную комиссию. Поэтому общий совет «бывалых» — не дожидаться дедлайна, а пополнять счет за 3-5 дней до него.

Некоторые отзывы касаются ненадлежащего поведения персонала банка с должниками. Например, у одной из клиенток Альфа-Банка возникла просрочка по кредиту, и ей позвонила сотрудница финучреждения. Состоялся такой диалог: «Я сказала, почему не погашен долг, и что такого-то числа (в течение недели) я закрою его полностью. В ответ — «такое-то число банк не устраивает». Я сказала, что раньше не получится, и тут она начала угрожать: если я не оплачу в течение двух дней, то будет стоять ящик с моим фото, где будет написано «Помогите, кто чем может», мои фотографии будут расклеены на каждом столбе с надписью «она не платит кредит", пенсионные карточки моих родителей будут заблокированы, и пенсию они получать не будут, а будут выплачивать 400 грн долга. На вопрос, кто дал право так со мной разговаривать, девушка ответила, что вы должник, и право мне даёт инструкция, которой я следую, и распоряжение руководства» — описывает свой опыт общения с сотрудником Альфа-Банка читательница с ником ollkar.

Идея Банк: неприятные сюрпризы для «поручителей поневоле»

Судя по отзывам, сотрудники Идея Банка не очень тщательно проверяют данные поручителей перед тем, как давать кому-то кредит.

Например, наша читательница с ником Mary01 никогда не пользовалась услугами Идея Банка. Тем не менее, 21 августа ей позвонил сотрудник финучреждения с информацией, что у нее есть задолженность перед банком. Объяснить, как ее номер попал в базу обзвона, на горячей линии не смогли. Зато под отзывом на «Минфине» ответили, что номер Mary01 был оставлен недобросовестным заемщиком, и попросили ее с ним связаться (!).

Похожая история описана еще в одном отзыве, датированном тем же 21 августа: «Названивают каждый день по 5 раз. Требуют сказать почему кто-то там не платит кредит. Отношения к этому учреждению не имеем. Когда просим не звонить, требуют персональные данные». Кстати, в комментариях к отзыву есть остроумный совет, как попробовать решить эту малоприятную ситуацию.

В Укрсиббанке изменили комиссии, не предупредив клиентов

Сразу несколько человек пожаловались, что банк поднял тарифы без предупреждения. «Тихо ввели комиссию за перевод с карты на карту. В выписке комиссия отображается через время, сразу не видно!» — возмущена клиентка банка Елена.

Пользователь с ником new1one оставил комментарий под аналогичным отзывом: «Нещодавно помітив, що списалась комісія у розмірі 100 грн за переказ коштів із картки на картку, а таких операцій було немало. Звернувся в підтримку, де мені сказали, що Укрсиббанк змінив тарифні плани, про що повідомив на сайті. Тобто я повинен щодня заходити на сайт і дивитись, чи банк часом щось не змінив :) абсурд! На питання, чому не повідомили мене про таку важливу зміну через смс, сказали, що банк має право змінювати умови тарифних планів, про що повідомили на сайті».

«Изначальный 0% за снятие превратился в 1.5% Обслуживание счета с 300 грн выросло до 500! К этому стоит прибавить комиссию за переводы между своими счетами и т.д» — детализирует ситуацию еще один клиент Укрсиббанка Олег.

А какие «фишки» банков знаете вы, уважаемые читатели?