Правительство пытается увеличить привлекательность валютных ОВГЗ за счет снижения доходности депозитов в инвалюте. В частности, себестоимость валютных вкладов для банков увеличивается из-за повышения ставки отчислений в Фонд гарантирования вкладов физлиц и нормы обязательного резервирования — на 0,3% и 0,5% соответственно. В связи с этим банкиры вынуждены будут пойти на снижение процентов по валютным вкладам, которые станут менее привлекательными на фоне ставок по гривневым депозитам. А спрос на валютные вклады, подогретый девальвационными страхами, будет удовлетворен номинированными в долларах и евро ОВГЗ, у которых доходность будет гораздо выше.
Как рассказал «Минфину» президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко, уже в сентябре 2012 года ставки по депозитам в иностранной валюте снизятся. «Это произойдет за счет увеличения стоимости отчислений в Фонд гарантирования вкладов физических лиц по валютным депозитам», — отметил он. При этом господин Сугоняко подчеркнул, что банки будут вынуждены уменьшать привлечение валютных депозитов. «Сейчас сложно спрогнозировать, насколько именно они их понизят, так как это начнется только с сентября», — сказал эксперт.
Напомним, что согласно закону №4452-VI «О системе гарантирования вкладов физических лиц» (вступает в силу 21 сентября 2012 года), ставка регуляторного сбора для гривневых депозитов сохранится на уровне 0,5% от общего депозитного портфеля банка, а для валютных — повысится до 0,8% (см. статью «Минфина» — «Банковские вклады вне гарантии»).
Кроме того, с 31 марта 2012 года введен новый порядок формирования обязательных резервов банками, закрепленный постановлением Нацбанка Украины (НБУ) №102 от 21 марта этого года. Согласно документу, норматив обязательного резервирования под валютные депозиты физлиц и юрлиц до востребования возрастает с 8% до 8,5%.
Ставки по валютным депозитами уже ползут вниз
Так, первый зампред правления банка «Контракт» Павел Крапивин отметил, что ставки по валютным депозитам уже снижаются. «Просто добавится еще один фактор снижения ставок и уменьшения гибкости валютных вкладов, — отметил он. — Но основной причиной данного тренда по-прежнему выступает запрет валютного потребительского кредитования» (см. статью — «Валюта вне закона»).
В то же время президент Украинского аналитического центра Александр Охрименко считает, что ставки по депозитам в инвалюте понизятся «всего лишь на 0,2-0,3%». Хотя казначей банка «Национальный кредит» Василий Невмержицкий прогнозирует падение доходности по валютным вкладам под конец 2012 года до 2,5-4% годовых. «Снижение не будет резким, но до конца года банки понизят ставки по валютным вкладам», — уверен он. Господин Невмержицкий подчеркнул, что применяемые меры НБУ в части валютных вкладов являются продолжением политики регулятора, направленной на уменьшение долларизации (см. статью — «Доллару объявили смертный приговор»).
Валютные ОВГЗ vs валютные депозиты
Марьян Заблоцкий из АО «Эрсте Банк» считает, что повышение ставки отчислений в фонд гарантирования это еще одна мера, которая предпринимается для «демотивации» валютных депозитов. «Нацбанк постепенно повышает нормы резервирования валютных вкладов, увеличивая их себестоимость для банков», — сказал он.
При этом господин Заблоцкий уверен, что валютные депозиты останутся популярными в основном среди украинских банков, так как иностранные банки сегодня обеспечены валютой, благодаря своим материнским структурам. «Все меры относительно снижения популярности валютных депозитов сводятся к нулю, в связи с размещением валютных ОВГЗ со стороны Министерства финансов», — подчеркнул он. Таким образом, у банков появилась возможность разместить средства в долларах под ставки, покрывающие стоимость валютных депозитов.
Как известно, правительство, начиная с середины 2011 года, занимается активным поиском альтернативных источников пополнения государственной казны с целью обслуживания внутреннего и внешнего долга страны. В связи с этим были запущенны в оборот сперва индексированные ОВГЗ с привязкой к официальному курсу доллара НБУ, потому уже были выпущены облигации, номинированные в долларах (см. статьи «Минфина» — «ОВГЗ пустили на девальвацию»). Далее, руководство НБУ совместно с Министерством финансов заявили о намерении продавать долларовые ОВГЗ населению, на руках у которого сейчас по разным оценкам находится около $60 млрд (см. статью — «НБУ отменит смертный приговор доллару»). Последним новшеством со стороны правительства был запуск номинированных в евро ОВГЗ (см. — «Долговая диверсификация»).
Отметим, что по последней информации доходность ОВГЗ в долларах и евро составляет 9,3% и 4,8% соответственно, тогда как в коммерческих банках еще есть предложения по валютным депозитам — от 9% до 12% годовых (рейтинг депозитов смотреть здесь).
Депозиты в валюте нужны для хранения
Павел Крапивин утверждает, что банки от депозитов полностью не откажутся. С ним согласился Василий Невмержицкий, который считает, что снижение ставок с 6-7% до 4% годовых не окажет пропорционального влияния на долю валютных вкладов банковской системы. «Не стоит ожидать значительного и резкого снижения доли валютных вкладов в структуре депозитного портфеля физлиц, которая на сегодняшний день составляет около 45%», — добавил казначей. По его словам, вкладчики, невзирая на низкие ставки, чаще предпочитают депозиты в долларах или евро. «В таких случаях, как правило, депозит рассматривается не только как источник получения дохода, сколько как способ сбережения накоплений», — уверен он.
В то же время процесс снижения динамики прироста валюты на депозиты будет происходить по мере уменьшения доходности валютных вкладов. «Не думаю, что снижение ставок в два раза вызовет пропорциональное уменьшение темпов прироста депозитной базы в СКВ», — подчеркнул господин Невмержицкий.
При этом Павел Крапивин отметил, что если эффективно заработают операции СВОП с НБУ по парам гривна/доллар и гривна/евро, то «спрос на депозиты в иностранной валюте может даже вырасти» (см. статью — «Банки скинут долларовый балласт»).
Потребность в валютном ресурсе
Участники рынка также отмечают избыточную валютную ликвидность на банковском рынке, обусловленную запретом валютного кредитования, которое доступно только для компаний, имеющих валютную выручку. «Большинство внешних займов, требующих погашения, либо погашены, либо предоставлены «родственными» банками», — поделился Павел Крапивин.
В то же время объем депозитов в валюте остается значительным. Так, по данным НБУ, за февраль 2012 года банковская система привлекла валютных вкладов еще на $283 млн (см. статью «Правительство отберет депозитный процент»). «Банкам свободно конвертируемая валюта необходима для возврата валютных депозитов вкладчикам, обслуживание внешних долгов, покупки облигаций», — рассказал господин Невмержицкий.
При этом, по словам Александра Охрименко, сейчас нет официальных данных по валютной ликвидности банковской системы. «Об этом все просто говорят, — отметил он. — Сегодня валюта начинает просто заходить под выборы, и ликвидность составляет примерно $18-20 млрд». Александр Сугоняко уверен, что банки только выигрывают от повышенной валютной ликвидности, особенно, если произойдет обесценивание национальной валюты. «Банки чувствуют, что ситуация может ухудшиться, поэтому и держат эти деньги на черный день», — сказал он.
Елена Куцая