Решение о том, принимать ли участие в декларационной кампании, — лишь первый шаг. Все «за» и «против» этого решения «Минфин» уже подробно разбирал. На первый, взгляд, как только решение принято, дальше все становится предельно просто — перечень активов, круг потенциальных декларантов и все остальное подробно прописано в профильном законе. Все, что нужно владельцу теневых активов, — заполнить декларацию и уплатить налог.

Но, как оказалось, дальше вопросов возникает еще больше.

«Как, например, отделить активы, которые были получены (приобретены) за счет доходов, с которых не были уплачены или уплачены не в полном объеме налоги и сборы, от тех, которые были получены из вполне легальных источников.

Или, скажем, гражданин знает, что все активы приобретены с легальных источников. Нужно ли в таком случае что-то дополнительно доказывать налоговой и при каких обстоятельствах?", — называет самые распространенные вопросы юрист Stron Legal Services Катерина Струкова.

Чтобы спать спокойно, владельцам дорогих активов нужно иметь подтверждающие документы об уплате налогов со всех потраченных на их покупку сумм, что маловероятно. Есть и другой вариант — затратный.

«Мы рекомендуем своим клиентам задекларировать дома свыше 240 квадратных метров и квартиры свыше 120 квадратных метров, а также размещенные на банковских депозитах валютные ценности, права требования на имущественные права, и движимое имущество, включая автомобили стоимостью свыше 2,25 млн грн», — говорит Юлия Матковская, управляющий партнёр ЮК «Матковская и Партнёры».

Юристы рассказывают, что чаще всего их клиенты задают вопросы о том, как лучше «засветить» денежные средства, что вполне объяснимо.

Совместное исследование НБУ, правительства, Mastercard и Ernst&Young оценило наличную теневую экономику Украины в 702 млрд грн.

По данным главы парламентского Комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, на руках у граждан сейчас находится свыше $50 млрд. И, к слову, не исключено, что часть этих средств уже уплыла за границу.

Закон дает несколько вариантов задекларировать денежные средства. «Минфин» выяснил о них все.

Наличные: 4 законных способа отчитаться перед государством

Сразу оговоримся: просто внести в декларацию наличные не получится. Такое ограничение введено не случайно.

«Законодатель принял во внимание уроки других стран и отечественный опыт е-декларирования, когда чиновники в некоторых случаях декларировали наличность в больших объемах, чем было на самом деле.

Такие действия, по сути, были попытками легализовать дальнейшие поступления необлагаемого кеша. Именно поэтому, чтобы амнистировать наличные, средства необходимо будет положить на специальный счет в украинском и/или иностранном банке. Так ни у кого не будет сомнений в их реальных объемах", — поясняет логику законодателей Василий Андрусяк, партнер Moris.

Итак, вариант 1: размещение средств на счете в украинском банке (специально переводить деньги в иностранный банк для декларирования никто не станет).

Для этого в любом из банков придется открыть спецсчет, предварительно заполнив анкету. В ней попросят указать происхождении наличных. Например, это могут быть следующие источники:

  • активы, полученные от ведения предпринимательской деятельности, независимой профессиональной деятельности;
  • активы, полученные в виде необлагаемых доходов;
  • активы, полученные в виде подарка;
  • другие источники происхождения.

К слову, вопросы анкеты могут отличаться: НБУ прописал лишь общий порядок открытия спецсчета и обязательную информацию, которую декларант должен раскрыть. Но банк может дополнять вопросы анкеты по своему усмотрению.

«Банк все равно будет проверять источник происхождения денег, которые поступают на счет клиента, хотя закон говорит, что источник указывать не надо. Как правило, в банке требуют, чтобы сумма поступлений не превышала трехлетнюю сумму доходов, с которых уплачены налоги», — рассказывает управляющий партнёр ЮК Winner Игорь Ясько.

Также декларанту придется указать страну происхождения таких активов. И если активы, к примеру, имеют источник происхождения из страны-агрессора, банк просто откажет в открытии счета.

После завершения процедуры финансового мониторинга и подтверждения источников происхождения вышеупомянутых активов декларант может:

  • перечислить деньги на собственный текущий банковский счет;
  • снять деньги и закрыть специальный счет;
  • использовать спецсчет как текущий (после соответствующего заявления).

Если же у финмона возникнут подозрения относительно размещенных на спецсчете средств, они могут быть просто заблокированы.

Вариант 2: покупка ОВГЗ. Еще одна возможность легализировать наличные, с которых не уплачены налоги, — дать в долг государству. Чтобы задекларировать наличные через покупку ОВГЗ, придется выполнить два условия:

  • приобрести бумаги со сроком обращения не менее года без права досрочного погашения;
  • период приобретения — с 1 сентября этого до 1 сентября следующего года.

В таком способе декларирования есть два бесспорных преимущества.

Во-первых, на ОВГЗ сейчас можно неплохо заработать. Например, средневзвешенная доходность 1,5-летних ОВГЗ, размещенных Минфином 31 августа, составила 11,3%, 3-летних — 12,4%. Не исключено, что доходность будет расти и дальше, к примеру, если на очередном заседании 8 сентября НБУ решит повысить ключевую ставку.

Во-вторых, этот вариант позволит сэкономить на налоге. «Если брать учет только ставки налога, то самый маленький процент с декларируемых ценностей будут платить при вложении в государственные облигации Украины — ставка 2,5%», — уточняет Игорь Ясько.

Но есть и два существенных недостатка. Фактически декларант замораживает свои средства, как минимум, на год. Но, главное, что и в этом случае средства все равно будут проверяться на чистоту происхождения.

Вариант 3: декларирование права денежного требования. Идеальный способ для тех, кто хочет задекларировать наличность наперед и для тех, кто желает избежать нервотрепки с проверками финмониторинга.

В данном случае декларант заявляет, что имеющиеся у него деньги отданы в долг третьему лицу. Поэтому ни разместить их в банке, ни, скажем, купить ОВГЗ не представляется возможным.

«Нельзя исключать варианта, когда недобросовестные плательщики сейчас задекларируют значительные займы и в дальнейшем обеспечат себе канал поступления легальных средств», — говорит Василий Андрусяк.

Вариант 4: безналоговая альтернатива налоговой амнистии

14 июля прошлого года парламент принял изменения в Налоговый кодекс, подарив любителям офшоров амнистию капиталов. Украинцам, контролирующим зарубежные компании (КИК), дали возможность их ликвидировать, после чего начнут действовать жесткие правила налогообложения операций с такими компаниями.

Нередко КИК создавалась для накоплений и сохранения активов вне поля зрения украинских контролирующих органов. Теперь эту офшорную компанию можно ликвидировать и получить в актив декларацию о доходах с уплатой всего лишь 1,5% военного сбора.

Чтобы воспользоваться нормой, необходимо выполнить два условия:

  • ликвидация КИК должна быть завершена до 31.12.2021;
  • декларант, будучи акционером, участником, партнером или контролером ликвидированной компании, обязан подать в налоговую заявление, указав детали компании и полученного в результате ликвидации имущества и доходов.

«Для людей, имеющих активы, стоимость которых при легализации оправдывает затраты на юристов и налоговых консультантов, конечно же рекомендуем безналоговую ликвидацию КИКа по закону 466. Через этот механизм можно легализовать и права требования, и активы в оценочной стоимости.

Это имеет смысл при дальнейшей их реализации, когда разница в стоимости будет подлежать НДФЛ. Некоторые специалисты настаивают на декларировании активов исключительно в деньгах, ссылаясь на разночтения в нормах указанного закона", — говорит управляющий партнер KAC Group Владимир Гаркуша.

Как рассказать о своих биткоинах

Для многих наших сограждан вопрос о том, как задекларировать криптоактивы, будет не менее актуальным, чем легализация наличности.

По данным ведущей аналитической компании Chainalysis, в прошлом году вложения в биткоин дали возможность украинцам заработать около $400 млн. В результате наша страна вошла в топ-10 стран по прибыли от инвестиций в криптовалюту номер один.

В этом году Украина оказалась на четвертом месте рейтинга по использованию криптоактивов.

Адвокат юридической компании «Riyako&Partners» Андрей Тимонов говорит, что декларирование криптоактивов фактически предоставит в будущем возможность использовать полученные от их реализации средства без необходимости подтверждения законности их получения. А это будет крайне важным, если наше государство, как планирует, начнет сравнивать расходы своих граждан с их доходами.

«Как и с другими видами активов, декларировать криптовалюту требуется в случаях, если она была приобретена за доходы, с которых не были уплачены налоги, или была подарена плательщику без уплаты налогов.

Вместе с тем, нужно четко понимать, что амнистия зачистит только старые «ошибки» (до 2021 года). Если декларант собирается продать имеющиеся у него криптоактивы сейчас или в будущем, то ему придется заплатить налоги по общему правилу — 18% НДФЛ плюс 1,5% военного сбора", — уточняет Василий Андрусяк.

Но с самим декларированием не так все просто. Как пояснил «Минфину» партнер МЮК «Kodex» Станислав Климов, на сегодняшний день в Украине не существует законодательного акта, который в полной мере регулирует вопросы правового статуса криптовалюты. Например, криптовалюта подлежит декларированию по Закону «О предотвращении коррупции».

Однако нормы этого закона касаются лиц, уполномоченных на выполнение функций государства или местного самоуправления. Кстати говоря, наши представители власти действительно начали активно декларировать свои биткоины.

В декларациях за прошлый год украинские чиновники «засветили» криптоактивов почти 75 млрд гривен.

Но, при желании, легализировать сейчас свои биткоины могут не только госслужащие.

«Закон не предусматривает возможности задекларировать криптовалюту простым гражданам, также действующее законодательство не содержит определения понятия криптовалюты. Однако ее можно подвести под понятие „другие активы“, что при желании даст возможность указать наличие такого актива в специальной декларации», — подсказывает выход из ситуации руководитель практики налогового права ЮФ «Ильяшев и Партнеры» Нина Бец.

Оптимизируем уплату налога с декларируемых активов

Такую опцию (возможность выбрать, когда и сколько заплатить налога) закон тоже предоставляет декларанту. О способах оптимизации уплаты налогов «Минфину» рассказал основатель и директор юридическо-консалтинговой компании «Де-Юре» Григорий Трипульский.

Прежде всего, по всем действующим ставкам предлагается отсрочка уплаты сбора с одноразового добровольного декларирования. По желанию декларанта платеж можно выплатить тремя равными частями в течение трех лет. Причем процент достаточно заманчивый. С активов, находящихся в Украине, вместо уплаты 5% при рассрочке платежа придется заплатить 6%, что все равно будет выгодно.

«Согласитесь, получить кредит в гривне на 2 года по ставке 1% очень заманчиво. Для иностранных активов — вместо 9% можно уплатить 11,5% в течении трех лет, а для ОВГЗ — вместо 2,5% можно выбрать 3%, что тоже достаточно интересно. Также закон предлагает оплатить сбор с иностранных активов сразу в период с 1 сентября 2021 по 1 марта 2022 года по льготной ставке 7% и даже если декларирование произошло именно в этот период, то можно сделать рассрочку на три года по ставке 9,5%», — рассказывает Григорий Трипульский.

Способом минимизации налога, по его словам, может быть занижение стоимости декларируемых активов путем уменьшения их цены (к примеру: уменьшенная оценка недвижимости в Украине). Такое занижение даст возможность уплатить меньшую сумму сбора при амнистии, а в дальнейшем, при продаже недвижимости, все равно не будет учтена цена, по которой она была задекларирована.

Оптимизацией суммы оплаты налога может быть приобретение годовых ОВГЗ: ставка всего 2,5%, но при этом еще есть неплохой процент выплачиваемый государством по ОВГЗ.