Экономика Украины: что удержит от глубокого падения

– Международные аналитики и правительство уже существенно ухудшили прогнозы развития экономики в этом году. На какие макропоказатели, по вашим расчетам, мы выйдем к концу года?

– Точный прогноз наша аналитическая организация Ukraine Economic Outlook сможет сделать, когда будут показатели исполнения бюджета и состояния экономики хотя бы за один полный карантинный месяц.

Пока что все указывает на то, что общий спад экономики может удержаться в пределах менее 5% ВВП.

Читайте также: Как Украина будет расплачиваться за карантин — прогноз

– Учитывая масштаб кризиса, это довольно оптимистичное предсказание...

– Да, но несмотря на производственные потери и падение доходов населения страна сохраняет или нулевой, или даже немного положительный платежный баланс. Такой феномен обеспечивают несколько факторов:

Первый заробитчане. Их 3 млн человек, в Украину вернулись 320 тысяч, то есть 10%. Работники дают нам $14 млрд «плюса» по платежному балансу. Допустим, за 2-3 месяца локдауна и простоя мы потеряем $4 млрд. Но $10 млрд остается.

Второй — торговый баланс. Он был отрицательный –$5 млрд. Этот «минус» уменьшится до $3 млрд. Во-первых, по платежному балансу мы на $12 млрд закупаем ежегодно нефти, газа и энергетического угля по импорту. Согласно нашим подсчетам по цене энергетических фьючерсов до конца года — мы уже экономим $5,7 млрд. Считайте еще один транш МВФ! Кроме того, на 20% упала покупательная способность населения на импорт. По результатам года это еще плюс $4 млрд.

Третий — туризм. Украинцы ежегодно вывозят $10 млрд, путешествуя по миру. По крайней мере, на пол года международный туризм будет заморожен, это уже экономия $5 млрд.

И так по любой статье расходов. То есть, в этом году однозначно мы находимся в коридоре положительного платежного баланса.

– Как это скажется на курсе?

– Что касается курса, то это вопрос ручного управления НБУ. Думаю, что год мы закончим в курсовом значении 27 грн.+/-50 коп. Хотя, зная тягу НБУ к инфляционному таргетированию, не исключено, что с нами сыграют в прошлогоднюю ревальвацию и укрепят курс до 25 грн/$ на лето и осень. График платежного баланса позволяет это сделать.

Надеюсь, к этому не дойдет. Ошибки прошлого года, когда таким образом подавили экспортное и промышленное производство на 7-10%, надеюсь, будут учтены. Ибо не экономика существует ради инфляции, а низкая инфляция – ради экономического роста.

Читайте также: Аналитики спрогнозировали курс гривны в мае. Что будет определять «погоду» на рынке

– То есть, последствия кризиса для экономики будут не столь сильными, как прогнозируют сейчас?

– Текущие цифры говорят о том, что глубина падения будет намного меньше, по крайней мере, данные марта не дают даже пятипроцентного падения. А нужно еще учитывать дальнейший рост в 3-4 квартале. Страна, как я уже говорил, сохранит положительный платежный баланс. А следовательно, какого-либо серьезного курсового риска на этот год не будет. Прогноз Минэкономики, по которому средний курс на год составит 29,5 грн/$, а к концу года 31,5 грн/$, мы однозначно опровергаем.

– Да, но в уравнении результатов работы экономики не хватает еще одной важной составляющей – понимания наших перспектив сотрудничества с МВФ.

– На главной странице МВФ сообщается, что этим летом Фонд выделяет $1 трлн всем странам, которые пострадали от коронавируса. Украина понесла большие убытки от коронакризиса.

В целом, по моему мнению, МВФ более мягко будет давать деньги в этом году. И это не зависит от Украины или наших отношений с Фондом. Это касается изменения глобальной стратегии МВФ.

У меня нет сомнений, что мы получим обещанные транши и справимся с внешними выплатами. Хотя внешние государственные выплаты – это $8 млрд., из которых $3 млрд мы уже заплатили. При этом резервы НБУ – $25 млрд. Поэтому мы бы справились, даже если бы МВФ нас не кредитовал. Однако не брать дешевые деньги в кризис, чтобы смягчить удар для бюджета, тоже было бы глупостью.

Читайте также: Два сценария для Украины: кредит МВФ или запуск печатного станка

– Правительство, НБУ и президент объявили комплекс мер в поддержку населения и бизнеса. Насколько, по вашему мнению, эффективны эти меры?

– Ukraine Economic Outlook был разработан расширенный перечень рекомендованных шагов для поддержки экономики.

Первое и главное – кредитные каникулы. Это рациональная мера, которую воплотили все индустриально развитые страны как ответ на кризис. По нашим подсчетам, этот шаг стоил бы государству $4,5 млрд. К сожалению, этого не было сделано.

Многие банки в качестве частной инициативы вводят такие каникулы, но они несовершенны. Минфину и НБУ следовало бы освободить и физлиц, и юридических лиц от всех выплат – и процентов, и тела кредита. Это было бы безумное смягчение, особенно для малого бизнеса.

Потому что у МСБ от 25 до 35% ежемесячных расходов – это уплата по кредитам. И кто-то может не выжить до конца мая только потому, что ему не дали этих два месяца каникул.

Читайте также: Кредитные каникулы украинцам предоставляют 30 банков — НБУ

Второй шаг – помощь временно безработным. Один из вариантов – выплачивать минимальную зарплату 4750 грн всем 1-2 миллионам вынужденно безработным. Этого хватило им хотя бы на еду и медикаменты. К тому же, таким образом удалось бы серьезно поддержать внутренний спрос, спад которого непременно скажется на падении ВВП за апрель-май.

Третий – уменьшить налоговую нагрузку. К этому прибегали все правительства в кризис, кое-где не только прощая налоги, но и давая прямые дотации. Мы себе этого позволить не можем.

Но хотя бы освободить от арендных платежей до конца локдауна весь МСБ, арендующий государственное имущество, можно было. К счастью такое решение, насколько мне известно, мужественно принял Председатель Фонда Госимущества Дмитрий Сениченко. Я искренне приветствую это решение, потому что для кого-то именно эта поддержка является существенной, и по эффективности она приравнивается к кредитным каникулам.

Читайте также: Какие бизнесы больше всего пострадали от карантина

На самом деле, кроме этого единичного решения отдельного чиновника, ничего из ожидаемого не было сделано. Парламентский комитет по налогам Даниила Гетманцева, которому Президент лично поручил еще в начале локдауна разработать меры смягчения удара для отечественного бизнеса, подал законопроект, который, по сути, сводился лишь к снятию штрафов за неуплаченные налоги в это время и отмене уплаты ЕСВ для неработающих ФОПов. Вот это и все стимулирование.

– Когда можно будет не ждать милости от государства, а вернуться к нормальной работе?

– Мировая статистика «математических волн» эпидемии показывает, что для Украины безопасное частичное открытие локаута – 1 июня, и полное – в июле.
Украина преждевременно ввела карантин. Британия сделала это сначала мягко, а потом тотально. И их экономика очень много на этом потеряла.

Сильно спешить со снятием, учитывая мировой опыт, тоже является крайне опасным. Если у нас полное окончание волны эпидемии прогнозируется на 1 июня, то надо ориентироваться на эту дату.

Читайте также: Заставят ли предприниматели власть ускорить ослабление карантина

Последствия кризиса: золотая пора для наших агропредприятий

– Все аналитики сходятся в одном – после локдауна мир уже не будет таким, как раньше. Есть ли у нас шанс воспользоваться такими масштабными изменениями?

– Во время карантина все разметали продукты. Это не только украинцам свойственно скупать мешки с гречкой и мукой. Так делало населения всех индустриально развитых стран. Сейчас товарные остатки на продовольственных складах во всем мире самые низкие за последние 10 лет. Это означает, что все самые богатые страны снова в этом году будут формировать стратегические запасы продовольствия.

Читайте также: Каким будет мир после карантина

– То есть, Украина как агроэкспортер будет в «плюсе»?

– Спрос на продовольственные товары осенью будет усилен, цены на Чикагской зерновой бирже пойдут вверх. Для украинских экспортеров аграрки это супер-хорошая новость.

Кроме того, у нас есть информация о засухе во время посевной в наших конкурентных регионах – в Пакистане и Латинской Америке. Украина оказалась в очень выгодном положении: мы должны получить хороший урожай и продать по высокой цене.

– Кто еще будет в выигрыше?

– Начиная с июня, будет стремительно расти внутренний туризм. $5 миллиардов из $10 млрд, которые ежегодно вывозятся за границу, останутся у нас на руках и мы потратим их внутри Украины.

Мало кто рискнет полететь с семьей туда, где есть даже 20 больных. Много кто будет принимать решения в пользу Одессы, Карпат и зеленого туризма. Поэтому все, кто вкладывал деньги в местные гостиницы, рестораны, почувствуют этим летом рост продаж и цен.

Уже играет на пользу Украины дефицит черных металлов. Он обусловлен простоем промышленности Китая, который является одним из ключевых экспортеров в первом квартале. Что интересно, даже в кризисный март украинские металлурги выплавили на 15% больше, чем в марте предыдущего года. Настолько усилился экспортный спрос.

А вообще, после двухмесячной изоляции армия покупателей будет покупать все, как сумасшедшая. Абсолютно точно за лето мы выйдем на положительный баланс. А весь четвертый квартал нас ждет стремительный рост. Кто бы чем не занимался, украинская экономика будет лететь вверх. И по большинству отраслей это однозначно двузначная цифра роста.

– Есть ли у нас шансы на этом фоне изменить статус сырьевого придатка на экспортера продукции с высокой добавленной стоимостью?

– Сейчас формируется общий тренд – дифференциация поставок. Весь мир присел на китайское производство. Из-за локдауна возникла нехватка китайских комплектующих. Ситуация не решится, как минимум, следующих три месяца. Поэтому все, кто умеет делать что-то «не китайское», получат в разы больше заказов.

За последние 4 года в Украине открылось около 600 предприятий, которые изначально ориентированы на экспорт в европейские страны. В основном они занимаются крупноузловой сборкой. Это несложные детали, но это продукция второго и третьего передела. На все это вырастет спрос. Для этих предприятий наступит золотое время.

Читайте также: Украина сократила дефицит внешней торговли. Крупнейший партнер — Китай

Не будем забывать также 20-процентную девальвацию, при которой усиливается спрос на товары отечественного производства. Они становятся более конкурентными, чем дешевые импортные, и это тоже хорошая новость абсолютно для всех производителей.

Правда многие производители очень зависимы от поставок китайских комплектующих. И здесь могут возникать проблемы.

Впрочем, более четкую картину мы увидим к концу лета. Но пока все эти факторы работают больше на нас.

Личные финансы: депозиты, ОВГЗ или недвижимость

– Кризис существенно ударил по личным финансам населения. Но многие инвесторы называют кризис периодом возможностей. Как ими воспользоваться?

– Все зависит от того, о каких личных сбережениях идет речь. Начнем с небольших сбережений в гривне. В начале кризиса они были под большим риском. Сейчас понятно, что «курсового ралли» больше не будет, а следовательно, эти вклады не будут дешеветь.

Нет угроз и деятельности банков, их резервы сформированы в полном объеме. Система подошла к кризису в достаточно неплохом состоянии. Поэтому никому выходить из гривны и входить в доллары я бы сейчас не советовал.

– Так, а как насчет обесценивания гривневых вкладов?

– При имеющейся инфляции эффективные ставки по гривневым депозитам в украинских банках достигают более 10 %. Чтобы девальвировать гривну на 10%, курс должен составить 30,2 грн/$.

Таких колебаний уже не будет. Курс достаточно плотно находится в коридоре 27-28 грн/$. Следовательно держать гривневые вклады в банках относительно безопасно. Это самый доходный тип пассивного инвестирования. Ставки по валютным депозитам упали меньше 1%. И платить по ним больше никто не будет.

Читайте также: Банки начали снижать доходность по гривневым депозитам

– Но многие из известных инвесторов встретили кризис, сидя на кеше...

– Это золотое правило: всегда выигрывает тот, кто встречает кризис на кеше — с наличными на руках, или банковскими депозитами. Особенно владельцы валютных сбережений.

Как показывает опыт прошлых кризисов, во время спада экономики происходит феномен долларовой дефляции. Другими словами, фактическая стоимость одной 100-долларовой купюры в покупательной способности на товары и услуги в Украине растет.

За кризис в 2014-15 гг. долларовая дефляция достигла 45%. Это означает, что каждый, кто вошел в кризис со $100, на этапе ее завершения мог купить товаров и услуг на $145. Поэтому доллар держим, ведь завтра купим за него еще больше.

–А если покупать не завтра, а прямо сейчас, то есть инвестировать?

– Во время кризиса всегда находятся инвесторы, владельцы бизнесов и недвижимости, которые паникуют. И они готовы с большими, часто неуместными дисконтами сбрасывать свою собственность.

Это уже наблюдалось в первые три недели карантина, когда началось курсовое ралли с 25 до 28 грн/$. Многие владельцы украинских ОВГЗ, номинированных в гривнах, сбрасывали их с эффективной доходностью 23-25% годовых, хотя на первичном рынке они стоят 10-11%.

Теперь тот, кто купил бумаги с погашением через 3-6 месяцев под эффективную ставку в 25%, владеет фантастическим активом. У него через три месяца денег увеличится на четверть.

Инвестиции в ОВГЗ от ICU: 13,5% годовых +0,2% от «Минфина»

– Стоит ли сейчас скупать другие активы, стремительно падающие в цене?

– Сейчас еще не все убедились в глубине кризиса, но уже скоро и другие будут принимать иррациональные решения. Так, владельцы недвижимости будут продавать квадратные метры с чрезмерными дисконтами.

Если сейчас на рынке фактически действуют дисконты до 15%, то уже в начале лета по отдельным сегментам жилой недвижимости в Киеве они будут достигать 20-25 %. Самыми удачными месяцами для покупки недвижимости с кризисными скидками будут июнь и июль. Уже с августа на рынке будет происходить некоторое оживление.

Читайте также: Какие квартиры будут покупать после кризиса

Еще лучше ситуация у тех, кто хочет купить бизнес конкурентов. Помню настроения 2014 года, когда многие были готовы продать свой бизнес за четверть его стоимости.
К таким крайностям, думаю, не дойдет, но полцены многие рестораторы уже готовы уступить. Такая ситуация сейчас наблюдается в США, Англии. А что уже говорить об украинских рестораторах, многие из которых экономически не доживут до конца мая.

Как известно, оптимально инвестировать, когда кризис достиг дна. Ждать недолго. Лучшим месяцем для выгодной покупки с большим дисконтом будет июнь.

Беседовала Ирина Рыбницкая