Прошлый год Украина завершила с самой низкой за последние шесть лет инфляцией – «плюс» 4,1%. В кои-то веки Нацбанк смог похвастаться выполнением инфляционных таргетов: в «Основах денежно-кредитной политики на 2019 год и среднесрочную перспективу» зафиксирован показатель 5%±1 п.п.
Инфляцию усмирила сильная гривна
Прошлогодний показатель инфляции оказался почти в 2,5 раза меньше, чем в 2018-м году, когда рост цен составил 9,8%. Жесткая монетарная политика НБУ, безусловно, внесла свою лепту в это достижение. Однако ее вклад не был решающим.
Руководитель подразделения по корпоративному анализу ICU Александр Мартыненко называет несколько важных факторов:
- укрепление курса гривны, снизившее стоимость импортных товаров для Украины;
- более низкие мировые цены на нефть, которые привели к снижению цены на топливные продукты на 10-12% по сравнению с декабрем 2018 года;
- снижение европейских цен на природный газ, которое позволило на условиях ПСО снизить цены на газ для населения на 13% в декабре по сравнению с ноябрем;
- рекордный урожай зерновых.
Сильная гривна всегда была сдерживающим фактором для инфляции. Это вполне объяснимо. Согласно последним данным Госстата, среди непродовольственных товаров, реализуемых на внутреннем рынке, на долю импорта приходится 68%, среди продовольственных – 18,6%. В целом по итогам 2018 импорт занял 46,8% внутреннего рынка.
Читайте также: Что с курсом гривны: локальный «откат» или падение
Подобная информация обновляется Госстатом крайне неоперативно. Но можно предположить, что в прошлом году доля завезенной продукции на внутреннем рынке была даже больше. Ведь ситуация на валютном рынке долгое время была благоприятной для импортеров.
Почему еда дорожала быстрее инфляции
Возникает логичный вопрос: почему же рядовым потребителям кажется, что жизнь продолжает дорожать?
Дело в том, что больше всего в прошлом году росли цены на товары ежедневного пользования, и, прежде всего, еда. Они дорожали быстрее официальной потребительской инфляции.
К примеру, сильнее всего подорожали фрукты — на 18,8%, хлеб — на 9,7%, масло — на 7,8%, сыр — на 7,7%, молоко — на 7,4%, алкогольные и табачные изделия — на 13%. Хотя, в предыдущие годы цены росли еще быстрее. К примеру, по подсчетам аналитика агропродовольственных рынков ФАО Андрея Панкратова, мясная корзина для рядового украинца в 2019-м подорожала всего на 6%, тогда как в 2017-м — на 37%, а в 2018 — на 7%.
Почему же сельхозпроизводители активнее остальных повышали цены на свою продукцию несмотря на высокий урожай? Ответ прост – желание сохранить норму прибыли. В прошлом году среднегодовое значение курса доллара к гривне составило 25,85 грн/$, тогда как в бюджет-2019 закладывался курс 28,2 грн /$. На этот же курс ориентировались, в том числе, и наши сельхозпроизводители. Однако с января по декабрь 2019 года официальный курс НБУ снизился на 14,5%.
Читайте также: Гривна в 2019 году укрепилась относительно всех мировых валют — НБУ
По данным аналитиков «Экономического дискуссионного клуба», в 2019 году отечественные аграрии поставили на внешние рынки продукцию на $22,2 млрд. Если брать во внимание динамику официального курса, то курсовые потери составили $3,2 млрд. Чтобы сохранить уровень прибыли, свои потери они перекладывают на внутренних потребителей, банально увеличивая стоимость своей продукции.
Цены повышают не только экспортеры. Привязывают свою прибыль к курсовым ориентирам и те, кто работает исключительно на внутренний рынок. Ведь, учитывая предыдущий опыт, все прекрасно понимают, что такое сильное укрепление нацвалюты – явление временное. К тому же, таким образом те, кто работает на внутренний рынок, подтягивают цены на свой товар к актуальным показателям.
Бюджет и промышленность не вынесли новых реалий
Полностью отыграть курсовые потери на внутренних потребителях наши производители не могут. Иначе их товар окончательно проиграет конкуренцию импорту. Соответственно, ревальвация гривны ухудшает финансовое положение наших компаний, прежде всего, работающих на экспорт. И негативный результат уже налицо.
«Промышленное производство в 3 квартале 2019 года обеспечило порядка 16% объема номинального ВВП, но его совокупный вклад в реальный рост экономики Украины был близким к нулю. Падение промышленного производства в некоторой мере обусловлено стремительной ревальвацией гривны и ростом производственных затрат на оплату труда», — указывается в свежем макроэкономическом обзоре Райффайзен Банк Аваль.
За 11 месяцев прошлого года (пока официальная статистика не обнародовала годовой результат) спад промпроизводства к аналогичному периоду 2018-го составил 1,2%.
Укрепление нацвалюты и, как результат, слабая инфляция – не единственный фактор, вогнавший наших промышленников в депрессию.
«Снижение индекса промпроизводства во многом обусловлено неблагоприятной конъюнктурой на рынках стали. Она негативно отразилась и на ценах на экспортируемую сталь, и на объемах производства», — пояснил Александр Мартыненко из ICU. Сворачивание производства уже сказалось на рынке труда. В ноябре прошлого года безработица по отношению к предыдущему месяцу выросла на 11,4%, в декабре – еще на 17%.
Госбюджету низкая инфляция и укрепление гривны явно не на пользу. Укрепление гривны по отношению к доллару снизило поступления от таможенных платежей, которые рассчитываются исходя из официального курса НБУ. Замедление инфляции сузило (по отношению к прогнозным показателям) базу начисления для «внутренних» налогов. По данным Госказначейства, госбюджет за 2019 год недополучил 35 млрд грн доходов и выполнен только на 96,6%. Напомним, в бюджет-2019 закладывался рост цен на 7,4%.
Читайте также: Курс ударил по бюджету
Что это означает? Надлежащего финансирования не получают уже не только незащищенные статьи бюджета (к примеру, государственные инвестиции), но и «социалка». Свежий пример: по данным Госстата, задолженность по зарплатам в образовании за год выросла в 10 раз — до 250 млн грн. В декабре 2019 года средняя зарплата в сфере образования составила 9695 грн. То есть, по грубым подсчетам, государство задолжало месячную зарплату четверти миллионам учителей, воспитателей и вузовских преподавателей.
Цены будут расти лениво
Эксперты говорят, что в ближайшие месяцы инфляционные тренды не изменятся. «Наш прогноз на ближайший квартал – 2% инфляции. Инфляционное давление будет ограниченным благодаря крепкой гривне, отсутствию плановых повышений регулируемых тарифов и ожидаемой стабильности цен на энергоносители» — считает руководитель отдела аналитики ГК Forex Club Андрей Шевчишин.
По словам Виктора Пастернака, заместителя директора финансового департамента Укргазбанка, инфляция очень сильно зависит от курса национальной валюты, собственно, как и бюджетные поступления. Поэтому в первом квартале основным фактором будет именно волатильность гривны.
В прогнозе МЭРТ, который заложен в государственный бюджет на 2020 год, ожидается инфляция на уровне 5,5%. Однако в НБУ уже говорят, что реальный показатель будет ниже. «Замедление инфляции, по нашим оценкам, продолжится. Начиная с января и в течение большей части года она будет ниже целевого диапазона 5 ± 1 п.п., но в 4 квартале она ускорится и составит 4,8% по итогам текущего года», — сообщил глава Нацбанка Яков Смолий.
Читайте также: Инфляционный таргет: почему именно 5%
Замедление инфляции будет стимулировать дальнейший рост потребления. Люди станут тратить больше денег, и это позитивно скажется на экономическом росте. Однако вряд ли это перекроет негативные последствия слишком медленного роста цен – недопоступления в бюджет, дальнейшее ухудшение положения наших экспортеров, что усилит перекосы в торговом балансе страны.
Поэтому в Минэкономики уже назвали повышение темпов инфляции одной из ключевых задач. Впрочем, реальных инструментов для решения этой проблемы у министерства нет.
Единственная надежда на Нацбанк.
«В арсенале Нацбанка наиболее эффективный инструмент регулирования инфляции – учетная ставка. Регулятор постарается удерживать инфляцию в целевом диапазоне. В текущих условиях, когда индекс потребительских цен стремится к нижней границе целевого коридора, Нацбанк будет способствовать ускорению инфляции за счет смягчения своей монетарной политики», — говорит директор департамента стратегического управление банка «Пивденный» Дмитрий Чичкаленко.
Читайте также: Консенсус-прогноз — 2020: курс гривны, инфляция, ВВП
С 31 января Нацбанк снова резко снизил учетную ставку на 2,5 п.п. — до 11% годовых. До конца года регулятор обещает довести этот показатель до 7% годовых. Однако при нынешнем уровне инфляции даже такой уровень учетной ставки остается непозволительно высоким. К тому же, решение НБУ не даст немедленного эффекта. «Даже уменьшение уровня учетной ставки в январе существенно не повлияет на смягчение монетарных условий в первой половине года», — писал на своей странице в ФБ председатель Совета НБУ Богдан Данилишин.
Это значит, что в ближайшее время можно ожидать дальнейшего падения промпроизводства, роста безработицы и накапливания зарплатного долга.
Елена Демина