По словам главы парламентского комитета по вопросам финансов, налоговой и таможенной политики Даниила Гетманцева, главной задачей станет изменение подхода к налогообложению доходов рядовых граждан. Украинцам не оставят другого выхода, как показывать перед государством все свои заработки и честно и своевременно уплачивать с них налоги.
Большинство законопроектов депутаты планируют проголосовать до 1 июля 2020 года, чтобы нововведения вступили в силу уже в 2021 году.
«Минфин» проанализировал планы властей относительно изменений в налоговом законодательстве, с которыми украинцам придется столкнуться уже совсем скоро.
Читайте также: Даниил Гетманцев: Никто не полезет к вам под матрас считать деньги
Что готовят ФОПам
Малому и среднему бизнесу в 2019 году было уделено особое внимание. Закрутив гайки законами о РРО, власть пообещала дальнейшие реформы для облегчения предпринимательской деятельности. И сдержала слово: в январе депутаты проголосовали за повышение годовых лимитов предельного дохода для ФОПов:
- для 1-й группы — с 300 тыс. до 1 млн грн;
- для 2-й группы – с 1,5 млн до 5 млн;
- для 3-й группы – с 5 млн до 7 млн.
Эксперты считают, что норма будет иметь позитивный эффект. «Наконец-то честные ФОПы вздохнут с облегчением. Они смогут спокойно показывать свои обороты и не бояться, что перешли допустимую грань и к ним придут с проверкой», – уверен старший экономист CASE-Ukraine, главный эксперт группы «Налоговая и бюджетная реформа» РПР Владимир Дубровский.
Хотя есть и такие, кто недоволен таким шагом. Среди них и сам автор реформы. «Увеличивать лимиты ФОПам нужно было, но в комплексе с принятием норм, направленных на противодействие уклонению от налогообложения крупным бизнесом с использованием единого налога. Поэтому считаю это решение половинчатым», – заявил «Минфину» председатель парламентского комитета Даниил Гетманцев.
Перспективы 5-ой группы
Идея создать 5-ую группу ФОП для IТ-специалистов обсуждается не первый месяц. Минцифры ищет пути, как сделать прозрачной деятельность 158 тыс. предпринимателей, которые работают в IТ-отрасли. Последним предложением было введение единого налога в размере 4-7% для компаний без ограничения оборота.
Кроме того, айтишников хотят обязать платить ЕСВ с двух минимальных зарплат и 1,5% военного сбора.
Эксперименты с налогом на выведенный капитал
Законодатели планируют вернуться к вопросу о введении налога на выведенный капитал (НнВК). Когда-то его хотели ввести вместо налога на прибыль. Однако не знали, как перекрыть «дыру», которая после этого образуется в бюджете. По разным оценкам, она может составить 26-50 млрд грн.
«С точки зрения бизнеса налог на выведенный капитал является более удобным для владельцев компаний, поскольку аккумулированные средства можно инвестировать и приумножать капитал.
Но с точки зрения долговременных стратегий страны, он грозит значительными потерями налоговых поступлений. Заработанная прибыль облагается налогом только тогда, когда выплачивается владельцам в виде дивидендов и приравненных к ним платежей. Это создает дополнительный стимул для владельцев бизнеса отсрочить распределение прибыли или найти другие способы ухода от уплаты налогов», – объясняет директор юридической компании HLP Group Вита Шкарапута.
К тому же введение в Украине нового налога не поддерживает МВФ. В Фонде убеждены, что проблемы можно решить, в том числе, путем усовершенствования процедуры администрирования налогов.
Несмотря на все «за» и «против», у депутатов возникла компромиссная идея: ввести одновременно два налога. «Ввести НнВК для предприятий, но в ограниченных объемах, установив планку по показателю оборота. То есть, предприятия, которые не достигнут ее, смогут платить НнВК. Кто перелимитит – будет оставаться плательщиком налога на прибыль», — рассказывает глава профильного комитета Гетманцев.
Такой подход позволит, во-первых, уменьшить негативные последствия для бюджета. А во-вторых, станет своего рода тестовым этапом. По результатам такого тестирования будет принято решение: распространить на весь бизнес НнВК или ликвидировать его вообще.
На каком из вариантов остановится власть – не известно.
Рента, эконалог и акциз: высокий старт
Грандиозные новации предусмотрены для металлургов и производителей табачных изделий. Их ожидает повышение рентных платежей, эконалога и акцизных ставок.
Законопроект №1210, за который депутаты проголосовали в январе, увеличивает на 50% ставку рентной платы на добычу железной руды. По словам президента Ассоциации налогоплательщиков Украины Григола Катамадзе, сначала предполагалось расширить базу налогообложения на весь объем производства горно-обогатительных комбинатов. Но бизнес утверждал, что это существенно увеличит налоговое давление на отрасль и сделает ее неконкурентоспособной.
Читайте также: Деофшоризация или демонизация: о спорных нормах законопроекта №1210
«В результате из законопроекта была исключена спорная норма, и Верховная Рада сохранила действующую налоговую базу для ренты на добычу железной руды и увеличила ее ставку с 8% до 11-12% в зависимости от цен на руду. Это, в конце концов, удовлетворило на данном этапе как бизнес, так и государство», — говорит Григол Катамадзе.
Полного реформирования претерпит экологический налог. Депутаты утверждают, что в существующем виде он неэффективен и создает базу для коррупционных действий. Поэтому законодатели намерены изменить и ставку, и механизм налогообложения, а средства от его поступления направить на здравоохранение.
Настоящий стресс-тест предусмотрен для табачной отрасли. Закон № 1210 предусматривает, что с 1 января 2021 года акциз на табачные изделия будет уравнен с акцизом на сигареты с фильтром. То есть повышение акцизных ставок коснется всех типов табачных и табакосодержащих изделий. Все сигареты будут облагаться налогом в одинаковом объеме. Это существенно отобразится на их стоимости.
Налогообложение недвижимости: изменение подходов
Депутаты намерены изменить базу налогообложения недвижимого имущества, которое отличается от земельного участка. По мнению Даниила Гетманцева, налогообложение метров несправедливое, ведь один и тот же метраж может стоить по-разному. «Более справедливым является подход, который сегодня действует при налогообложении земли, когда есть определенная нормативно-денежная оценка земли и соответственно от этой оценки собственник уплачивает налог в бюджет», — отмечает глава профильного комитета.
По его словам, оценивать объекты недвижимого имущества планируют с помощью базы, которая есть в Фонде госимущества. Сейчас ее наполняют и совершенствуют.
Заплатят все
Амнистия капиталов
Один из первоочередных шагов, которые планирует власть, — проведение налоговой амнистии. Гражданам предложат рассказать о всех «левых» заработках и активах и заплатить с них минимальный налог. Фискалы обещают не интересоваться, откуда у декларантов взялись дома, квартиры, машины и другое ценное имущество или солидная кубышка. Легализовав это добро, владелец сможет избежать ответственности за уклонение от уплаты налогов.
Руководящий партнер HLP Group Лада Кримерман считает, что налоговая амнистия станет точкой отсчета, которая необходима для запуска всеобщего декларирования. Ведь нельзя начать контролировать и привлечь людей к ответственности за чрезмерные расходы, если у них не было безопасной возможности показать все свои доходы.
В то же время юрист отмечает, что налоговую амнистию в том виде, который был предложен в законопроекте №1232, лучше не проводить. Иначе придется готовиться к массовым спорам с налоговой, а проверки со стороны контролирующих органов рискуют превратиться в механизм давления.
Лада Кримерман также ставит под сомнение ставку налогообложения амнистируемого капитала: «Предложенные в законопроекте ставки 5% и 2,5%, как минимум, не являются справедливыми по отношению к налогоплательщикам, которые до этого честно их платили. По моему мнению, оптимальной является ставка 10%».
Читайте также: Налоговая амнистия. Стоит ли играть с государством
Богатые заплатят больше
Ядром налоговой реформы станет изменение налогообложения доходов граждан. Законодатели намерены ввести несколько ставок налога на доход: базовую, повышенную и пониженную.
Этот этап Украина уже проходила: до 2004 года в стране действовала прогрессивная шкала налога на доходы. Впоследствии ее заменили на фиксированный налог. Теперь опять хотят вернуться к пропорциональному подходу. Он предполагает, что чем выше доход у человека, тем больший налог он будет платить.
Глава совета директоров «Аксенова и партнеры» Елена Макеева считает, что такой подход – это шаг в прошлое. «Я бы порекомендовала законодателям ограничиться определенными налоговыми льготами, вычетами для налогоплательщиков с низким уровнем дохода и при этом сохранить существующую фиксированную ставку налога на доходы физических лиц», — говорит эксперт.
В настоящее время в Минфине готовятся необходимые расчеты, которые должны подтвердить целесообразность введения прогрессивной шкалы. Пока что известен только размер минимальной ставки. По словам Даниила Гетманцева, он составит 15%.
Читайте также: Налог на доходы: фиксированный vs прогрессивный
Но в парламенте уже появляются альтернативные законопроекты. Например, на прошлой неделе депутат от партии «Слуга народа» Александр Дубинский зарегистрировал законопроект №2758. Он предлагает ввести прогрессивное налогообложение в зависимости от суммы начисленного дохода. Минимальная ставка, предусмотренная в документе — 18% — будет действовать для дохода в размере до 10 «минималок». Максимальная — 54% — для дохода от 20 минимальных зарплат и более.
Декларировать станет выгодно
От идеи обязательного декларирования власть пока отказалась. Но государство будет побуждать граждан «светить» свои доходы. Важную роль при этом будет играть именно пропорциональный подход к налогообложению доходов. Так, если гражданин будет платить налог по базовой ставке, он сможет не подавать налоговую декларацию. Но если он ее подаст, то ему пересчитают налог по минимальной ставке и выплатят разницу в виде «кешбэка».
Понятие налоговой льготы станет более широким. Как пояснил Даниил Гетманцев, власть ставит себе за цель максимально приблизить налогооблагаемый доход к чистому доходу, чтобы сделать налогообложение максимально справедливым. Например, от дохода планируют вычитать расходы на аренду жилья, лечение, отдых в пределах Украины, содержание родителей старше 80 лет и т.п.
От малого до великого
Менять налоговое поле власть начала сразу в разных направлениях. Инициативы для мелкого предпринимательства относительно обязательного использования РРО были приняты в прошлом году. Крупный бизнес до недавнего времени находился в режиме ожидания. И вот 16 января во втором чтении и в целом принят законопроект № 1210. Документ содержит ряд новаций, которые кардинально повлияют на дальнейшую деятельность крупных компаний.
Активы – иностранные, налоги – украинские
Антиофшорный законопроект № 1210 должен уничтожить все потенциальные схемы уклонения от налогообложения в международной торговле. Для этого вводится несколько шагов плана BEPS.
В частности, в законодательство вводится понятие «контролируемой иностранной компании» (КИК). Украинских предпринимателей, которые имеют контролируемую иностранную компанию, заставят показать прибыль от ее деятельности и заплатить с неё доход. Закон вводит две ставки налогообложения для КИК. Первая — 9% при распределении прибыли, вторая – 18%, если прибыль распределяться не будет.
Внедрение изменений, предусмотренных законопроектом, должен перекрыть основные схемы оптимизации налогов крупными корпорациями, а именно:
1. Вывод прибыли за рубеж без уплаты налога в Украине.
2. Получение пассивного дохода за границей без распределения этого дохода здесь.
3. Покупку-продажу объектов недвижимого имущества и предприятий, находящихся в Украине, через компании, зарегистрированные за рубежом.
4. Вывод заработка за границу под видом каких-либо платежей, например, роялти, оплаты за товары.
По мнению юристов, инициативы законопроекта слишком жесткие. Тем более, что многие нормы уже прописаны в международных соглашениях, участниками которых является Украина.
Как отмечает управляющий партнер Juscutum-аudit Сергей Полищук, с присоединением в 2019 году к международной конвенции МLI у Украины появилась возможность изменить двусторонние соглашения с большинством стран в части принципа деловой цели, налогообложения представительств и налогообложения продажи недвижимости.
Кроме того, ратификация закона о FATCA в паре с принятием двух законопроектов № 2102 и № 2103 делает банковскую тайну совсем даже не тайной. А поэтому есть реальные перспективы автоматического обмена информацией в рамках AEOI (Automatic exchange of information). Получение данных относительно состояния счетов резидентов Украины за рубежом или документации по ТЦО по странам сделает невозможными схемы злоупотребления. «Международная налоговая транспарентность (прозрачность) делает гораздо больше, чем попытки имплементации в национальное налоговое законодательство терминов «разумной экономической причины» или «конструктивных дивидендов», — констатирует юрист.
Ирина Рыбницкая